Автор: p**********@rustyload.com, 28 Ноября 2011 в 19:02, контрольная работа
Смутное время – обозначение периода с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, истории России, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Цель представленной работы – рассмотреть причины и особенности смутного времени.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РОССИЯ НАКАНУНЕ СМУТЫ И НАЧАЛО СМУТЫ. 5
2. ПРАВЛЕНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. 8
3. РОССИЯ В ГОДЫ СМУТЫ. 11
4. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА НАЧАЛА XVII В. 12
5. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИНТЕРВЕНТОВ. 15
6. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 ГОДА. 17
7. ПРАВИТЕЛИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Отечественная история»
Тема: «Смута на Руси»
Студент | |
Группа | |
Научный
руководитель |
|
Оценка |
Томск
2010
Оглавление.
Введение.
Смутой называют этап в развитии Российского государства, характеризующийся системным кризисом, охватившим страну в начале XVII в. События конца XVI – начала XVII в. стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий, духовно-нравственных, экономических, династических, сословных и внутрисословных, национальных, межгосударственных. Одним из проявлений сложившейся ситуации был кризис государственности, который привел к бесконечной смене правителей России, сопровождаемой острой политической борьбой, появлением самозванцев, альтернативных форм правления.
После гибели в Угличе в 1591 г. младшего сына Ивана Грозного Дмитрия и смерти в Москве в 1598 г. царя Федора Ивановича, не оставившего наследника, прервалась линия личной власти, и страна стала скатываться в пучину гражданской войны. Российское государство вступило в период пятнадцатилетнего кризиса, известного под названием Смута или Смутное время, который продолжался с 1598 по 1613 г.
В
дореволюционной историографии
под Смутой понималось «общее неповиновение»,
«раздор меж народом и властью»
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере. С этой точки зрения Смута – одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
Смутное время – обозначение периода с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, истории России, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Цель представленной работы – рассмотреть причины и особенности смутного времени.
1. РОССИЯ НАКАНУНЕ
СМУТЫ И НАЧАЛО СМУТЫ.
Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и феодалы усилили эксплуатацию горожан и крестьян, что приводило их к бегству из центральных уездов страны на окраины: Дон, район Путивля, Крым. Бегство крестьян лишало феодалов рабочих рук, а государство налогоплательщиков.
Государство делало все возможное, чтобы сохранить рабочие руки за феодалами. С 1581 г. на территории страны начинают вводиться «заповедные лета», в течение которых крестьянам запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных (черносошных, дворцовых), а также на посадское население.
К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проводя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. Многие исследователи утверждают, что после этою был издан указ, запрещавший переход крестьян на всей территории России. Однако текст указа не обнаружен.
И
все-таки можно утверждать, что в
конце XVI в. в России фактически сложилась
государственная система
После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Феодор Иоаннович был не способен к делам правления; царевич Дмитрий был ещё в младенческих летах, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды - Юрьевы, Годуновы1.
Четыре года, с 1600 по 1603 были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег2. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию3.
Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно. Самозванец Лжедмитрий, объявивший польскому князю Адаму Вишневецкому о своем царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и дозволил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием, тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских авантюристов4. В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Мстиславского было разбито у Новгород-Северского. В 1605 году самозванец вступает в Москву и коронуется. В ночь с 16 на 17 мая 1606 боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву польских авантюристов, поднимает восстание и уничтожает самозванца.
2. ПРАВЛЕНИЕ
БОРИСА ГОДУНОВА.
Создание
государственной системы
БОРИС ГОДУНОВ (1598-1605) продолжал политику утверждения самодержавия и централизации власти, основанную на укреплении положения дворянства и ослаблении феодальной знати.
В
1589 г. было введено патриаршество. Первым
патриархом стал Иов, человек близкий
к Годунову. Борис Годунов несколько
упрочил международное
В 1600 г. Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось непрочным. Знать всячески сопротивлялась утверждению самодержавия, стремясь к большей власти.
В 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий. Комиссия князя В. И. Шуйского официально объявила, что Дмитрий погиб.
Боярство в условиях прекращения законной династии после смерти царя Федора стремилось сохранить и даже расширить свою роль в управлении государством, пыталось использовать недовольство народных масс, направив его против «безродного» царя Б. Ф. Годунова.
В свою очередь Годунов пытался предпринять меры для ослабления недовольства. В 1598 г. он сложил недоимки по налогам и податям, дал некоторые привилегии служилым и посадским людям в выполнении государственных повинностей. Но все это уже не могло снизить остроту противоречий. И без того тяжелое положение населения усугубилось голодом 1600-1603 гг.
В обстановке хаоса голодных лет Годунов пытался не допустить народного выступления. Он установил предельную цену на хлеб, в 1601 г. разрешил переход крестьян, начал раздачу хлеба из государственных амбаров, усилил репрессии по разбойным делам и разрешил уходить холопам от своих хозяев, если те не могли их прокормить.
Однако эти меры успеха не имели. В 1603-1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под руководством Хлопка, охватившее все Подмосковье. Восстание было подавлено.
В условиях всеобщего недовольства тяжелым положением России решили воспользоваться польские магнаты, шляхта и католическая церковь, стремившиеся к расширению своих владений. Магнаты и шляхта жаждали захватить Смоленские и Северские земли, которые ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь введением в России католичества хотела пополнить источники доходов, уменьшившиеся после Реформации, которая увела ряд европейских стран из лона католической церкви. Прямого повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было. В этих условиях в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.
Лжедмитрий I много обещал полякам и папскому нунцию в Варшаве: помощь Польше в войне со Швецией, Северскую землю, Псков, Новгород, половину Смоленских земель. Он заверил, что, став царем, распространит католицизм в России.
3. РОССИЯ
В ГОДЫ СМУТЫ.
В конце лета 1604 г. Лжедмитрий вышел с польскими наемниками из Львова и двинулся к Москве через Северские земли, охваченные волнением, где он встретил поддержку крестьян, казаков, служилых людей, недовольных правительством Годунова. Город за городом присоединялся к Лжедмитрию. Когда в начале 1605 г. Лжедмитрий потерпел поражение под Добрыничами, местные крестьяне укрыли самозванца. Вскоре под его знаменем вновь собрались достаточные силы, и он двинулся к Москве, где его с нетерпением ждали. Казни и пытки заподозренных в связях с самозванцем еще более накаляли обстановку.
После смерти Бориса Годунова в июне 1605 г. самозванец вступил в Москву. Обосновавшись на русском престоле, он не торопился выполнять данные им обещания. Да и не мог бы он этого сделать, так как очень разнородные по своим интересам силы его поддерживали.
Лжедмитрий проводил политику в интересах дворянства и верхушки посада. Например, город Путивль, поддержавший самозванца, освобождался на десять лет от уплаты налогов. Восстанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян.
4. КРЕСТЬЯНСКАЯ
ВОЙНА НАЧАЛА XVII в.
Политика Лжедмитрия вызывала всеобщее недовольство, которое было использовано боярством. В результате восстания, вспыхнувшего в Москве в мае 1606 г., царем был избран Василий Шуйский. Он дал крестоцеловальную грамоту, в которой обещал сохранить привилегии бояр, что еще больше обострило как борьбу внутри класса феодалов, так и всеобщее недовольство, вылившееся в мощное народное восстание. Его возглавил Иван Болотников. Не удивительно, что движение началось на Северской Украине. Это были окраинные территории государства, где скопилась огромная масса беглых людей из центра и северо-запада страны. Здесь еще была слаба царская администрация. Казачество создавало благоприятную почву для начала народного движения. Состав участников движения был следующим: крестьяне, кабальные холопы, посадские люди (70 городов поддерживали Болотникова), казаки, стрельцы, народы Поволжья. В восстании участвовали и дворяне, стремившиеся использовать движение против В. Шуйского.
В
отечественной исторической науке
восстание Болотникова
В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского. После побед под Кромами и в устье реки Угры 7 октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве. Волнениями был охвачен не только центр и юг страны, но и Поволжье, Западный Урал, Псков, Астрахань.
В решающий момент дворяне, опасаясь ширившегося народного движения, пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге. Действовавшие в Поволжье отряды терских казаков под командованием Илейки Муромца на соединение с Болотниковым и помогли ему уйти из Казани. Восставшие укрепились в Туле.
Правительство Шуйского принимало меры для подавления восстания. Перебежчики из лагеря восставших освобождались от крепостной зависимости. Для консолидации землевладельцев центра в 1607 г. был издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян.
Болотников четыре месяца держался в Туле. Шуйскому даже не помогла устроенная плотина на реке Упе, которая позволила затопить Тулу. Помогла хитрость. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Началась жестокая расправа над восставшими.
Однако с поражением восстания Болотникова народные выступления не закончились, а продолжались вплоть до 1615 г.
В 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. К Лжедмитрию II присоединилась часть польской шляхты, которая повздорила с Сигизмундом III и желала участием в походе Лжедмитрия II загладить свою вину. Лжедмитрий добился некоторых успехов. Ряд городов перешел на его сторону. Он подошел к Москве, но не смог ее взять и обосновал лагерь в селе Тушино. В Тушино перебралось немало дворян и представителей знати, недовольных правлением Шуйского. Последний боялся в борьбе с Лжедмитрием опереться на народ, так как освободительное движение тесно переплеталось с антифеодальным.