Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:36, шпаргалка
История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия
Многие из глав Конституции
РФ посвящены структуре и
2. Демокра́тия— политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия[9].
Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.
Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества.
Становление демократии и гражданского общества в России
Становление и развитие
гражданского общества связано с
существенным изменением социальных связей
и структур, правовых и государственных
отношений. В отличие от предшествующих ему сословных
и кастовых обществ гражданское общество
основано на признании всеобщего правового
равенства людей, определившего качественно
новое положение личности в обществе и
государстве.
На смену вертикальным феодальным структурам
пришло преобладание горизонтальных отношений,
основанных на юридическом равенстве
и договорных началах свободных людей,
отношений, составляющих суть гражданского
общества. Громадное социальное значение
имело именно то, что впервые в многовековой
истории человечества все люди независимо
от их социального происхождения и положения
были признаны юридически равными участниками
общественной жизни, имеющими ряд признанных
законом прав и свобод, дающих каждому
возможность проявить себя как личность,
наделенную свободной волей, способную
отвечать за свои действия и их правовые
последствия.
Формирование и развитие гражданского
общества заняло несколько веков. Этот
процесс не завершен ни в нашей стране,
ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества
существовали в некоторых странах Античного
мира (Греция, Рим), где развитие ремесла
и торговли породило товарно-денежное
производство, получившее оформление
и закрепление в ряде институтов частного
права (особенно римского частного права).
Но это были только элементы, очаги гражданского
общества, существовавшие лишь в отдельных
регионах и сочетавшиеся с вертикальными
структурами сословно-кастовых обществ.
В масштабе больших регионов Европы, а
затем Америки можно обозначить три этапа
развития гражданского общества, переход
от каждого из которых к последующему
знаменовался существенными изменениями
общественного и государственного строя,
социальными и политическими потрясениями,
массовыми движениями, столкновениями
классов, коренными преобразованиями
общественной идеологии.
На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались
экономические, политические и идеологические
предпосылки гражданского общества. К
ним относятся развитие промышленности
и торговли, специализация видов производства
и углубленное разделение труда, развитие
товарно-денежных отношений. При поддержке
городов и городского сословия в ряде
стран возникали централизованные национальные
государства, обладавшие рядом признаков
современных государств (суверенитет,
государственная казна, профессиональный
управленческий аппарат и др.). К этому
же времени относятся переворот в общественной
идеологии, бурное развитие искусства
и культуры, широкое распространение протестантской
буржуазной этики, оформление в теорию
естественного права основных общих идей,
связанных с представлениями о гражданском
обществе как о социально-политическом
идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий
против феодального неравенства и привилегий
стояли горожане. От начала революции
в Англии (1640 г.), как отмечено, ряд историков
ведут отсчет Нового времени.
На втором этапе (примерно конец XVII-конец
XIX в.) в наиболее развитых странах сформировалось
гражданское общество в виде первоначального
капитализма, основанного на всеобщем
юридическом равенстве и частном предпринимательстве.
В XX в. началась социализация гражданского
общества - третий этап его развития.
47. Внутренняя и внешняя политика Путина (2000-2008)
Внешняя политика
В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются: обеспечение надёжной безопасности страны, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.
В 2000—2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000[242]), в Генуе (Италия, 2001[243]), Кананаскисе (Канада, 2002[244]), Эвиане (Франция, 2003[245]), Си-Айленде (США, 2004[246]), Глениглсе (Великобритания, 2005[247]) Санкт-Петербурге (Россия, 2006[248]) и Хайлигендамме (Германия, 2007)[249]. 6—8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в XXI веке») в Нью-Йорке[250]. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом США Джорджем Бушем (младшим) в столице Словении Любляне[251].
В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича — кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного.
14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор о передаче КНР острова Тарабарова и половины Большого Уссурийского острова (всего 337 км²); при этом был начат процесс демаркации границы в данном спорном районе[252]. Территория спорных островов была поделена между двумя странами.[253][254]. 25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России[255]. 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века — терроризмом и поблагодарили победителей фашизма[256]. В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН. В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»). 7 июня 2007 года Путин подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему»[257], который некоторые сочли «открывающим границы для натовских солдат»[258]. Ряд деятелей и организаций ставят в вину Путину имевшее по их мнению место ослабление геополитических позиций России, передачу половины спорных островов Китаю, низкие темпы модернизации армии, закрытие некоторых военных баз.
Первой крупной реформой в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет.
Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Согласно одному из опросов ВЦИОМ, это было осуществлено вопреки мнению 48 % опрошенных[79] Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.
В декабре 2003 года по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Победив на выборах и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей не считаться с мнением оппозиционных партий.
Весной 2005 был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. На начало 2007 членами партии являлись 70 из 86 руководителей российских регионов. Членами «Единой России» являются также топ-менеджеры крупных промышленных предприятий, руководители государственных вузов и их структурных подразделений, высшие чиновники федеральных и региональных органов власти.
Для кадровой политики Администрации Президента при Владимире Путине было характерно назначение на ответственные посты многочисленных бывших соучеников Путина по университету, сослуживцев по ГДР, коллег по работе в бывшем Ленинграде — и вообще представителей «петербургской команды».