Шпаргалки по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:36, шпаргалка

Описание работы

История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия

Работа содержит 1 файл

ответы на билеты по истории.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

 

 

44. Билет № 44. Экономические реформы 1990г.г. и их последствия.

Либерализация цен

В ноябре 1991 года было объявлено о предстоящей либерализации цен.

19 декабря 1991 года вышло постановление правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

Решение о либерализации  цен вступило в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными — государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно — во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Например, в 1992 году индекс цен на электроэнергию (55,1) и грузовые железнодорожные перевозки (35,6) был выше среднего индекса цен по промышленности в целом (33,8). Таким образом, либерализация цен была одномоментной и фактически тотальной.

 

Приватизация

 

29 января 1992 года Б. Н. Ельцин подписал указ о начале «малой приватизации».

В рамках российских реформ в середине 1992 года была принята программа массовой приватизации средних и крупных предприятий путем распространения ваучеров среди всего населения.

 

1 июня 1992 г. Госкомимуществом России во главе с А. Б. Чубайсом была разработана Концепция приватизации.

19 августа 1992 года подписан Указ Б. Н. Ельцина о ваучерной приватизации.

30 июня 1994 г. был завершён первый (чековый) этап приватизации в России.

1 июля 1994 года начался «денежный» этап приватизации.

 

Налоговая реформа

В 1992 году в России был введён НДС.

1 января 1999 г. вступил в силу впервые введённый в России Налоговый кодекс РФ (часть I).

 

 

 

Земельная реформа

 

25 марта 1992 года подписан Указ президента России «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

24 декабря 1992 г. Верховный совет РФ принял закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».

21 октября 1993 года подписан Указ Б. Н. Ельцина о разрешении частной собственности на землю и признании многообразных форм хозяйствования на земле.

27 октября 1993 г. президент РФ подписал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

11 декабря 1993 года подписан Указ президента РФ о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость.

В 1993 г. право частной собственности на землю было закреплено в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 года.

7 марта 1996 г. президент РФ подписал указ «О реализации конституционных прав граждан на землю».

 

Денежные реформы

 

24 июля 1993 года произведён обмен банкнот и введение российской национальной валюты. Разделение денежного пространства со странами СНГ.

С 1 января 1998 года рубль был деноминирован в 1 тыс. раз.

 

Реформа угольной отрасли

В 1996 году была начата масштабная реформа угольной отрасли.

 

Последствия и оценки

Оценки радикальных  экономических реформ начала 1990-х  годов были неоднозначными. Правительство  считало главным их достижением  создание в России нерегулируемого  рынка и слоя крупных собственников. Противники правительственного курса указывали на их отрицательное влияние на социальную сферу, предлагали поиск более приемлемого варианта реформирования, изменение его радикального курса.

Позитивным результатами либеральных реформ стали: ликвидация товарного дефицита и очередей, насыщение потребительского рынка товарами; развитие рыночной инфраструктуры: коммерческих банков, товарных бирж, валютного рынка, страховых компаний; бурное развитие частного сектора в экономике, частного предпринимательства. Несмотря на указанные изменения, социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высокой. Произошло обесценивание сбережений населения и предприятий в сберкассах и банках (1992 г.), невыплата заработной платы, пенсий и пособий приобрела хронический характер, массовая открытая и скрытая безработица продолжала пополнять ряды людей, не занятых полезным трудом, более половины населения страны имели минимальные или низкие доходы, средние слои интеллигенции и квалифицированные рабочие были доведены до обнищания; резко сократилось финансирование духовной сферы: науки, образования, культуры. Всё это повлекло за собой депопуляцию населения и сокращение продолжительности жизни.

Государственный сектор утратил ведущую роль в экономике; 110 000 промышленных предприятий перешли к частным владельцам, доля частного сектора в производстве ВВП составила более 70 %. Но изменение формы собственности не повысило эффективности производства.

Быстрое осуществление  либерализации цен, либерализации  внешней торговли и приватизации было происходило в условиях неспецифицированности и незащищённости прав собственности (и неразработанности «юридических рамок» рыночной системы хозяйствования в целом), отсутствии частного сектора и традиций частного предпринимательства, высокой степени монополизации народного хозяйства. Это создало огромные стимулы для максимизации благосостояния посредством участия в различных формах теневой экономики. Сюда относятся неофициальная экономика, представляющая собой «простое» сокрытие доходов от налогообложения в рамках легальной деятельности; фиктивная экономика, состоящая в разного рода взятках, спекуляциях, получении и торговле лицензиями, правами и привилегиями (и другими действиями, направленными на «поиск ренты»); и, наконец, криминальная экономика, то есть деятельность, непосредственно связанная с нарушением закона, — рэкет, наркобизнес и т. д. Напротив, стимулы к дорогостоящим и долгосрочным производственным капиталовложениям оказались резко ослабленными.

Экономические преобразования 1990-х годов в России — по всем их основным направлениям — привели к последствиям, не предсказанным экспертами. Либерализация цен породила существенно более быстрый и длительный их рост, чем прогнозировалось многочисленным  исследователями. Стремление стабилизировать цены любой ценой обусловило формирование механизма неплатежей и переход к бартерным обменам, то есть фактически к формированию неденежной экономики на новой основе. Попытка реформировать налоговую систему стимулировала развитие теневой экономики. Ослабление государственного контроля над потоками ресурсов, имевшее целью создание конкурентной среды, породило невиданное ранее распространение коррупции. В результате шоковой приватизации вместо эффективных частных собственников возникла неэффективная форма организации — открытые акционерные общества, находящиеся в собственности работников. Все эти метаморфозы сопровождались необычайно глубоким и непредвиденным спадом производства.

 

 

 

45. Билет № 45. Внутренняя и внешняя политика Б.Н. Ельцина.

Внутренняя  политика.

12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России деятельность правительства была оценена резко отрицательно.

Летом 1993 г. продолжалась работа над новой Конституцией. Но в условиях острого противостояния ветвей власти принять ее было невозможно. К осени мирные средства разрешения конфликта были исчерпаны.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезду народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Вводилась в действие временная система органов власти,

на 11 — 12 декабря были назначены выборы в Государственную Думу.

Верховный Совет и  Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Он начал формировать параллельное правительство. Конфликт приобрел вооруженный характер. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой Конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето. После одобрения на референдуме проекта Конституции Россия стала президентской республикой.

По партийным спискам  выборы выиграла Либерально-демократическая  партия во главе с В. В. Жириновским. За ней шли «Выбор России» и КПРФ. Выборы показали усталость населения от нестабильности, нищеты и беспомощности власти в разрешении социально-экономических проблем.

Недовольство народа способствовало росту популярности коммунистов. Они выигрывают парламентские выборы 1995 г. Председателем Государственной Думы становится коммунист Г. Н. Селезнев. В начале 1996 г., накануне президентских выборов (июнь—июль 1996 г.) рейтинг Ельцина не превышал 4-5 %. К тому же он был серьезно болен. Все шансы выиграть выборы были у лидера коммунистов Г. А. Зюганова. Победа, тем не менее, досталась Ельцину. Сыграли роль мощная финансовая поддержка олигархов, подконтрольные правительству СМИ, внешняя помощь и тот факт, что значительная часть населения сумела приспособиться к новым порядкам и не желала возврата к прошлому.

Придя к власти, Ельцин, по состоянию здоровья, фактически не мог управлять страной. Попытки  решить проблемы путем кадровых перемен  только дестабилизировали ситуацию.

Все внутренние проблемы России, начиная с конца 1994 г., усугублялись острейшим чеченским кризисом. В 1994—1996 гг. Россия провела первую военную кампанию в Чечне. Несмотря на захват Грозного и большей части территории республики, победу одержать не удалось. 31 августа 1996 г., в Хасавюрте был подписан мирный договор, прекративший Первую чеченскую войну. Де-факто Чечня стала независимой, хотя по-прежнему пользовалась финансовой поддержкой центра.

В Чечне расширяется  сеть лагерей для подготовки боевиков, из-за границы поступают финансы и оружие, готовится вторжение в Россию. Весной 1999 г. чеченские боевики под руководством Ш. Басаева вторглись в Дагестан. Началась Вторая чеченская война. Однако теперь уже были учтены многие военно-политические ошибки первой кампании. Большую роль в победе России сыграло решительное и твердое руководство В. В. Путина. В феврале 2000 г. Грозный был взят, и военные действия вступили в заключительную фазу.

 

Внешняя политика.

Внешняя политика Ельцина  имела целью признание России как суверенного государства и была направлена с одной стороны на налаживание отношений со странами Запада и преодоление последствий холодной войны, с другой стороны — на построение новых отношений с бывшими советскими республиками, большинство из которых стали участниками СНГ.

В конце января 1992 Борис Ельцин выступил с инициативами по разоружению и заявил, что отныне оружие бывшего СССР не будет нацелено на города США.[

В 1992 г. в кэмп-дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание холодной войны.

В 1993 году, находясь с визитом в Польше, Борис Ельцин подписал польско-российскую декларацию, в которой «с пониманием» отнёсся к решению Польши вступить в НАТО

С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран.

В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО. В реальности в принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших социалистических стран. В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР.

В рамках СНГ руководство  России подписало несколько сотен  документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее Вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 г. в Чечне. В следующей войне в 1999-2001 гг. чеченских боевиков ценой больших усилий удалось загнать в горы, но стабилизации положения добиться не удалось.

В 1996-2000 гг. оформился Союз между РФ и Республикой Белоруссия.

Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный В. В. Путин.

 

 

46. Конституция РФ 1993 года.Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием. Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Принятие (1993) 15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ[7]. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории"