Шпаргалки по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:36, шпаргалка

Описание работы

История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку опыта. Научное познание окружающего важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия

Работа содержит 1 файл

ответы на билеты по истории.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Предпосылки объединения. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП (б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Потребность к объединению диктовалась и общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды. Значение этого разделения возросло после окончания войны, когда встали задачи восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости республик.

Декларируемые советской  властью принципы национальной политики способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей, признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)

Летом 1922 г. был подготовлен  проект партийно-государственной комиссии (план автономизации), который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал нарком по делам национальностей Сталин. Однако Ленин отклонил предложенный проект объединения и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-по- литического условия укрепления советского государства. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти (внешняя политика, оборона).

Первый Всесоюзный съезд  Советов открылся 30 декабря 1922 г. В  нем приняли участие 2215 делегатов. Самой многочисленной была российская делегация — 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил Сталин. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которую входили Азербайджан, Армения и Грузия). Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен.

В январе 1924 г., уже после  смерти Ленина, была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство — СНК.

Значение образования СССР. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика, способствующая развитию отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в союзные республики переводились заводы с оборудованием и квалифицированными кадрами, в бюджеты республик делались большие налоговые отчисления. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. Однако изначальная приверженность партийно-государственного руководства и самого Сталина идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая начинает существовать в рамках оформившейся командно-административной системы. К концу 30-х гг. XX в. в СССР произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 

 

Вопрос №31 СССр в 20-е годы 20 века:НЭП, формир. Политич. Однопартийного режима, образование СССР, культурная жизнь и внешн. Политика.

Причины перехода к новой экономической политике следует искать в конкретной обстановке,

Сложившейся в  Советской России после окончания Гражданской войны. Первая мировая и Гражданская войны, а также политика «военного коммунизма» нанесли тяжелый урон экономике страны. В некоторых отраслях промышленности Россия была отброшена к допетровским временам. Существование продразверстки привело к резкому сокращению обрабатываемых земель. Почти полностью был разрушен транспорт. Экономический кризис вызвал массовую безработицу, серьезные продовольственные затруднения. В некоторых районах страны вспыхнул голод. Началось массовое сопротивление населения политике, проводимой РКП(б). Забастовки в крупных промышленных центрах становились постоянным явлением

В это время, 8 марта 1921 г., в Москве начал работу Х съезд  РКП(б), вошедший в историю как  переход к НЭПу. На съезде по предложению Ленина продразверстка была отменена, вместо нее вводился продовольственный налог, размер которого сообщался крестьянам заранее. Начался непростой и длительный процесс отхода от принципов «военного коммунизма». Нужно отметить, что НЭП не был заранее разработанной программой. Мероприятия, проводимые в русле этой политики, были реакцией на требования жизни и вызывали ожесточенные споры среди руководства правящей партии. В чем же сущность НЭПа? В экономике произошли конкретные изменения: введен продовольственный налог, разрешена свободная внутренняя торговля, частное предпринимательство, иностранцы получили возможность брать в аренду промышленные предприятия В политической сфере НЭП привел к еще большему усилению единовластия большевиков. Силами Государственного политического управления (с 1922 г. заменило ВЧК) была окончательно прекращена деятельность социал-демократов (меньшевиков), а летом 1922 г. По инициативе Ленина прошел показательный судебный процесс над партией эсеров. В самой правящей партии на Х съезде была запрещена всякая фракционность. Окончательно НЭП был свернут на рубеже 20-30-х годов.

Образование СССР.

Важным событием начала 20-х годов является образование СССР, договор о создании которого был подписан 30 декабря 1922 г. Раскрывая эту тему, нужно обратить внимание на то, что советизация Украины, Белоруссии, Закавказских республик прошла при непосредственном участии Красной Армии. Существовало два пути объединения. Первый путь предусматривал вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР (принцип авmономизацuu), второй - заключение двусторонних договоров между республиками и РСФСР «федеративный» принцип). Принято считать, что за первый вариант выступали И.В. Сталин и Г.К. Орджоникидзе, за второй -- В.И. Ленин. Позиция вождя и неуступчивость руководства Грузии, не желавшей входить в состав РСФСР, обусловили подписание договора на федеративных началах. Однако принятая в январе 1924 г. Конституция СССР объявляла исполнительную власть союза выше законодательной властей республик.

Разгром последней бухаринской оппозиции тесно связан с переходом к чрезвычайным мерам в управлении экономикой с целью про ведения индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Оба эти процесса шли параллельно и были взаимозависимы. Курс на индустриализацию был взят с середины 1926 Г.когда началась разработка пятилетнего плана. Целью индустриализации было, с одной стороны, создание в СССР мощной тяжелой промышленности, а с другой - уничтожение частного сектора. Вопрос должен был решаться революционно в предельно сжатые сроки. «МЫ отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 1О лет» - эти слова Сталина были приняты как руководство к действию. Предполагался следующий механизм создания мощного сектора тяжелой промышленности. В 1928-1929 гг. в условиях вызванного коллективизацией продовольственного кризиса была введена карточная система. Карточного снабжения были лишены лица, не имевшие избирательных прав, граждане свободных профессий, нэпманы. Крестьяне также не получили карточек. Промышленные товары и продукты они могли приобретать только за сданное государству зерно. Чтобы не умереть с голоду,граждане сами понесли туда золото, драгоценные камни, иностранную валюту, за что получали муку, крупу, сахар, дешевую мануфактуру по высоким ценам. Руководством страны было принято решение насильственно загнать крестьян в колхозы, этот процесс получивший названия коллективизация проходил 1929-1932г.

Первый  этап коллективизация(1928-1929г.) – конфискация и обобществления скота.

Второй этап(1930-1932г.) – началась спланированная в Москве компания «сплошной коллективизация» Вследствие жестоких действий властей начались крестьянские выступания.

 

Внешняя политика.

1933г. СССР  установила с США дипломатические  отношения

1928-1933г. Более  укрепились отношения с Германией. (с приходом Гитлера, произошла переориентация приоритетов в СССР, началось сближение с Англией и США)

1934г. – СССР  был принят в лигу наций.

1938г. – заключен  Мюнхенский договор СССР с  Германией.

 

32.  Социально-экономическое преобразование в 1930 году. Формирование авторитарного режима. Сопротивление сталинизму.

   В марте 1921 года  на Х съезде РКП(б) В.И.Ленин  провозгласил переход к новой  экономической политике. Нэп —  антикризисная программа, сущность  которой состояла в воссоздании многоукладной экономики при сохранении «командных высот» в руках правительства большевиков. 
   Основными составляющими нэпа стали: замена продразверстки фиксированным продналогом; поощрение рыночных отношений; отмена трудовых армий и трудовой повинности; введение элементов хозрасчета на уровне государственных трестов и объединений; привлечение инвестиций путем создания концессий и др. При этом государство сохраняло «командные высоты» в банковской сфере, на крупных и, отчасти, средних предприятиях, на железнодорожном транспорте. Сохранялась в почти незыблемом виде жесткая авторитарная диктатура, хотя сфера непосредственного государственного вмешательства в общественную жизнь была несколько сужена. 

 Прирост промышленной  продукции составил уже в 1922 году — 30%, а в 1925 году — 66,1%. Высокими темпами развивался и аграрный сектор. В то же время рост крупного товарного крестьянского хозяйства искусственно сдерживался государством. К 1927 году освобожденными от сельхозналога оказались 35% беднейших крестьян. Зажиточные крестьянские хозяйства, составляющие около 10%, платили почти 30% всех налогов.

   В 1925 году партийное  руководство взяло курс на  социалистическую индустриализацию. Главным направлением индустриализации  провозглашалось развитие отраслей  тяжелой промышленности. Это требовало еще большего увеличения капиталовложений.

   В 1929 году партийное  руководство провозгласило курс  на сплошную коллективизацию.  Она позволяла, по мнению лидеров  большевиков, решить сразу несколько  важных для власти задач: обеспечить механизм перекачивания средств на нужды индустриализации; ликвидировать «кулачество» как класс и тем самым расширить социальную базу существовавшего режима в деревне; распространить влияние государства на частный сектор сельского хозяйства; ликвидировать так называемое «аграрное перенаселение».

   Была определена  основная форма крестьянской кооперации — сельскохозяйственная артель. Артель предусматривала наряду с коллективным трудом и общественным пользованием землей, рабочим скотом, инвентарем, распределением по труду результатов совместной экономической деятельности, также сохранение личных приусадебных участков, мелкого скота, мелкого инвентаря и др.

   Началась повсеместная  кампания насильственного и немедленного  объединения в колхозы всего  крестьянского населения. Кулаков, середняков и их семьи, лишив имущества, выселяли в восточные и северные районы страны. От политики «раскулачивания» пострадало, по некоторым данным, до 15 миллионов человек, включая детей. Раскулачено было 1 миллион дворов. 

   Первым результатом  этой политики стал массовый  голод, разразившийся в 1933 году  именно в наиболее богатых  прежде зерновых районах страны. Жертвами голода стали до 8 миллионов  человек. 
   Главным историческим результатом коллективизации было другое — осуществленный ценой больших усилий и издержек индустриальный скачок. 

   Большим социальным  достижением стала ликвидация  безработицы. В 1930 году в СССР  закрылась последняя биржа труда.  Уровень материального и бытового  устройства советских людей оставался  весьма низким. Высокой была детская смертность. Минимальное снабжение продуктами питания с конца 20-х годов осуществлялось по карточкам. Примитивной оставалась сфера обслуживания.

   Таким образом,  за годы первой и второй  пятилеток были достигнуты успехи  в строительстве крупных промышленных предприятий, составляющих индустриальную основу экономики. СССР превратился в индустриально-аграрную державу. По абсолютным объемам производства промышленной продукции СССР занял второе место в мире после США. Был создан мощный промышленный потенциал для победы в Великой Отечественной войне. Рост тяжелой индустрии был достигнут за счет недофинансирования легкой и пищевой промышленности. Поэтому наблюдалось их отставание от группы «А». Аграрный сектор, тоже был пока слабым.

 

Авторитарный режим  — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.  

Информация о работе Шпаргалки по "Истории"