Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 экзамнационных вопросов по "История отечественного государства и права"
1. Племенные княжения восточных славян.
2. Образование древнерусского государства.
3. Норманнизм и антинорманнизм.
...
59. Фискалы и прокуроры в XVIII - первой половине XIXвв.
Табель о
рангах сыграла важную роль
в становлении дворянского
36. Сенат и Синод
в XVIIIв.
Вследствие
отмирания Боярской думы в
конце XVII - начале XVIIIвв. возникают
органы, призванные выполнять
Правительствующий
Сенат был учрежден Петром I в 1711 сначала
как временный орган, который был призван
замещать царя во время Прутского похода.
Однако просуществовал Сенат более двухсот
лет, до 1917.
Сенат издавал
законодательные акты, которые, естественно,
были ниже указов царя; обладал административными
полномочиями; являлся высшим судебным
органом (после царя); выполнял определенные
надзорные функции. Надзор за самим Сенатом
осуществляли сначала генерал-ревизор,
потом специальные гвардейские офицеры,
потом обер-прокурор.
Первоначально
Петр I назначил 9 сенаторов, позже
их число значительно
При Екатерине
I и Петре II многие управленческие
функции Сената осуществлял Верховный
тайный совет, а при Анне Иоанновне - Кабинет
министров. Только в 1741 Елизавета Петровна,
упразднив Кабинет министров, вернула
управленческие и административные функции
Сенату.
В 1763 по
повелению Екатерины II была проведена
реформа Сената. Он был разделен на 5 департаментов,
2 из которых находились не в Санкт-Петербурге,
а в Москве. Первый департамент осуществлял
внешнеполитические, законосовещательные,
высшие административные функции. На остальные
департаменты Сената были возложены судебные
полномочия.
Святейший
Синод сначала задумывался как
одна из коллегий, Духовная коллегия,
однако позже его статус был
повышен, он сравнялся по
37. Коллегиальная
система управления.
В 1717 начинается
замена приказов коллегиями.
Еще до
этого Петр I учредил Преображенский
приказ, который сохранился и
после 1717. Преображенский приказ
вел следствие по стрелецкому
бунту 1698, позже руководил гвардией,
а также вел следствие по
государственным преступлениям, т.е. стал
тайной военной полицией.
За образец
при создании коллегий Петр I взял
устройство шведских органов
центрального управления.
Фактически
коллегии стали работать в
1718-1719. 50 приказов заместили 12 коллегий.
Коллегии:
1. Коллегия иностранных
дел - одна из важнейших коллегий,
возглавлялась канцлером,
2. Военная коллегия
- одна из важнейших коллегий,
президент военной коллегии
3. Военно-морская
(адмиралтейская) коллегия - одна из важнейших
коллегий, президент адмиралтейств-коллегии
входил в Сенат.
4. Камер-коллегия
- финансовая коллегия, ведавшая
сбором государственных
5. Штатс-контор-коллегия
- финансовая коллегия, ведавшая
государственными расходами.
6. Ревизион-коллегия
- финансовая коллегия, ведавшая
ревизией государственных
7. Берг-коллегия
- экономическая коллегия, занимавшаяся
горными делами (и тяжелой промышленностью
в целом).
8. Мануфактур-коллегия
- экономическая коллегия, занимавшаяся
легкой промышленностью.
9. Коммерц-коллегия
- экономическая коллегия, занимавшаяся
торговлей, прежде всего,
10. Юстиц-коллегия
- юридическая коллегия, занимавшаяся
вопросами юстиции.
11. Вотчинная
коллегия - юридическая коллегия, занимавшаяся
судебными делами по землевладению.
12. (Святейший)
Синод (Духовная коллегия) - церковные
дела. У Святейшего Синода был
особый статус, напоминающий статус
Правительствующего Сената.
В основе
коллегий стоял коллегиальный
принцип управления. Коллегии возглавлялись
президентами, которые не единолично руководили
коллегами, а были как бы "первыми среди
равных", хотя фактически властные полномочия
концентрировались именно у президентов
коллегий. Только президент коллегии имел
право личного доклада императору. Вице-президентами
большинства коллегий Петр I назначил
иностранцев. В состав коллегии также
входили советники и асессоры, все они
имели прав голоса на присутствии (заседании)
коллегии, как и президент, и вице-президент
коллегии. При коллегии (но не членами
коллегии с правом голоса) состояли также
технические работники (бывшие дьяки и
подьячие): коллежские секретари, коллежские
регистраторы, коллежские переводчики.
38. Суд и процесс
при Петре I.
При Петре
I в России впервые появились собственно
суды (т.е. государственные органы, занимающиеся
исключительно отправлением правосудия
и не обремененные административными
функциями): надворные (губернские) суды,
городовые судьи в городах. Правда, эти
суды были упразднены вскоре после смерти
Петра I. Однако все же по сути суды не были
отделены от администрации. Судебные полномочия
по определенным отраслям принадлежали
соответствующим коллегиям. Судебными
вопросами также занимались Сенат (например,
именно сенаторы судили опального царевича
Алексея Петровича) и даже лично царь.
В 1697 Петр
I предписал все дела (даже гражданские)
разрешать в порядке розыска,
т.е. суд был отменен (о
Судебный
процесс регулировало Краткое
изображение процессов (часть
Воинского устава 1716, подготовленного
в 1715) для военных судов, где
судьями были воинские начальники (генералы
и офицеры).
В России
в это время появляется теория
формальных доказательств, т.е.
В 1723 Петр
I издает указ "О форме суда",
которым, в частности, определяется
форма искового заявления, также восстанавливаются
нормы Соборного Уложения 1649 по гражданским
делам и части уголовных дел в гражданских
(невоенных) судах, т.о. произошел возврат
к состязательности по этим категориям
дел.
Нужно отметить,
что Преображенский приказ фактически
выполнял функции специального суда по
политическим делам.
Сохраняли
правовую обособленность
39. Реформа местного
управления при Петре I.
В 1708 Россия
была разделена Петром I на 8 губерний,
затем число губерний увеличилось. Позже
сложилась трехзвенная система административно-
Прежние выборные
губные и земские органы (избы)
были упразднены Петром I еще в
начале XVIIIв.
40. Воинские
артикулы.
Воинские
артикулы (Артикулы воинские) были приняты
в 1715, они вошли в Устав воинский, который
вступил в силу с 1716.
Воинские
артикулы были посвящены
В петровский
период в русском
При Петре
I состояние опьянения
Виды преступлений
по Воинским артикулам 1715:
1. Преступления
против веры, в частности, сурово
преследовалось
2. Государственные
преступления, появляется такое
преступление как оскорбление
(в самом широком смысле этого
слова) царя.
3. Должностные
преступления: казнокрадство, взяточничество
и пр.
4. Преступления
против личности.
5. Имущественные
преступления.
41. Изменения
в верховных органах
Петр I преобразовал
приказы в коллегии (см. вопрос №37),
учредил Сенат и Синод (см. вопрос №36).
При Екатерине
I был учрежден Верховный тайный
совет, которому был подчинен
даже Сенат, верховники
Анна Иоанновна
в 1730 упразднила ненавистный
О дальнейших
преобразований Сената и
Помимо этого,
в конце 60-х гг. XVIIIв. Екатерина
II создает особое совещание при императрице
- Совет при Высочайшем Дворе.
42. Учреждение
о губерниях 1775г.
В 1775 Екатерина
II утвердила "Учреждения для
управления губерний
До этого
в России было 23 губернии, губернии
были разделены на провинции,
в провинции - на уезды. Губернии
были разукрупнены, из расчета,
чтобы в одной губернии
Во главе
губернии стоял губернатор. Коллегиальными
органом управления на уровне
губернии было губернское
Городом руководил
городничий.
Уездом руководил
земский исправник (капитан-
Губернская
реформа 1775 разделяет администрацию
и суд. Суд стал сословным:
выделяются дворянские, мещанские,
крестьянские суды. Отдельно функционировала
система церковных судов. Судами первого
(уездного) звена были соответственно:
для дворян - уездный суд; для мещан - городской
магистрат; для крестьян - нижняя расправа.
Судами второго (губернского) звена были
соответственно: для дворян - верхний земский
суд; для мещан - губернский магистрат;
для крестьян - верхняя расправа. Всесословной
губернской апелляционной инстанцией
являлись палата гражданского суда и палата
уголовного суда (фактически они, как и
Сенат, состояли исключительно из дворян).
Высшей судебной имперской апелляционной
инстанцией являлся Правительствующий
Сенат. Указанным крестьянским судам были
подсудны дела только относительно государственных
крестьян, частновладельческих крестьян
судили их помещики, кроме уголовных дел,
которые для всех крестьян рассматривались
государственными судами. В связи с указанными
преобразованиями была ликвидирована
Юстиц-коллегия. Сословные уездные и губернские
суды избирались представителями соответствующих
сословий. Основным источником процессуального
права было объявлено Соборное Уложение
1649.
Информация о работе Шпаргалка по "История отечественного государства и права"