Широкое распространение
получил договор товарищества, предусматривались
полное товарищество, товарищество
на вере (по вкладам), товарищество
по участкам (компания на акциях - прототип
акционерного общества), трудовое товарищество
(артель).
Из формулировки
данного вопроса непонятно, о
каком процессе идет речь: о
процессе вообще или о гражданском
процессе. Поэтому ниже рассматривается
в целом состояние российского процессуального
права (и процессуальной практики) в первой
половине XIXв.
Процесс в
первой половине XIXв. оставался
в основном инквизиционным. Указом
1801 года запрещались пытки при
производстве расследования дел. Однако
на практике они применялись широко.
Следствие
и исполнение приговора осуществляла
полиция. Дело начиналось по
доносу, жалобе отдельных лиц
либо по инициативе прокурора,
стряпчих или полиции. Прокуроры
и стряпчие (подчинявшиеся вышестоящему
прокурору) осуществляли надзор за следствием.
После окончания
следствия дело направлялось
в суд. Судебного следствия
как части судебного разбирательства
не существовало. Дело докладывал
по составленным "выписям" один
из членов суда или секретарь.
Как правило, свидетели и эксперты в
суд не вызывались. Да и сам обвиняемый
вызывался в суд лишь для выяснения вопроса
о том, применялись ли к нему недозволенные
приемы при производстве следствия. Он
являлся не субъектом, а объектом процесса.
Доказательства
делились на совершенные и несовершенные.
Совершенные: собственное признание обвиняемого,
письменные доказательства, признанные
им; заключение медицинских экспертов;
совпадающие показания двух свидетелей,
не отведенных подсудимым. Несовершенные:
внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное
свидетелями; оговор им посторонних лиц;
повальный обыск; показания одного свидетеля;
улики. При недостаточном количестве улик
суд не выносил приговор, а оставлял подсудимого
под подозрением. Для крестьян и мещан
это могло повлечь за собой выселение
в Сибирь по приговорам местных обществ.
Дела о
государственных преступлениях
и преступлениях против веры
предписывалось рассматривать "без
малейшего промедления" (в т.ч.
в особых верховных уголовных
судах).
Правосудие
вершили не только суды. Так, дела о "маловажных
преступлениях" (мелкие кражи, если
стоимость украденного имущества не превышала
20руб., легкие побои, пьянство и др.) разрешались
в сокращенном порядке полицейскими чиновниками.
Помещики имели право производить "расправу
по маловажным преступлениям, учиненным
помещичьими крестьянами"
59. Фискалы и
прокуроры в XVIII - первой половине
XIXвв.
Фискалат (фискалитет)
был учрежден Петром I одновременно
с Сенатом, в 1711. Абсолютная
монархия вынуждены была внимательно
надзирать за своими чиновниками, для
этого и нужны были фискалы, а чуть позже
- прокуроры. Фискалы должны были "тайно
надсматривать" за всеми чиновниками,
чтобы они не расхищали казенные средства,
не брали взятки и не превышали свои служебные
полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал,
подчиненный непосредственно царю, обер-фискалу
подчинялись губернские и городовые фискалы.
Фискалы получали половину конфискованного
по их доносу имущества или половину взысканного
штрафа, поэтому, понятно, фискалов очень
не любили, само это слово стало ругательным.
В 1722, сначала
для надзора за Сенатом, была
учреждена прокуратура, которая
вскоре вытеснила фискалитет
из сферы осуществления государственного
надзора. В этой связи следует
помнить, что доц. С.М. Казанцев
написал книгу "История царской прокуратуры",
поэтому про прокуратуру надо говорить
очень аккуратно и уважительно. Сначала
появился обер-прокурор Сената, затем
также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор
Синода, прокуроры при губернских надворных
судах. Первым российским генерал-прокурором
стал Ягужинский, которого заслуженно
называли "оком Государевым" Помимо
прокуроров, генерал-прокурору были также
подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры
в то время (т.к. еще не сложилась собственно
судебная система) не занимались поддержкой
государственного обвинения в суде, осуществляя
лишь разнообразные надзорные функции.
Институт
губернских прокуроров при судах
был восстановлен при Екатерине
II, входе реформы судебных учреждений.
Губернский прокурор входил в
состав губернского правления и осуществлял
надзор за всеми должностными лицами губернского
уровня, кроме губернатора и генерал-губернатора,
подчиняясь непосредственно генерал-губернатору
империи, который, в свою очередь, был подотчетен
лишь монарху. Губернскому прокурору подчинялись
прокурор верхнего земского суда, прокурор
губернского магистрата, прокурор верхней
расправы, губернские и уездные стряпчие.
С 1802 прокуратура
передавалась в ведение Министерства
юстиции, должности министра юстиции
и генерал-прокурора были совмещены.
60. Полиция и
жандармерия в XVIII - первой половине
XIXвв.
Первой российской
спецслужбой был Преображенский
приказ. Преображенский приказ вел
следствие по стрелецкому бунту
1698, позже руководил гвардией, а
также вел следствие по государственным
преступлениям, т.е. стал тайной военной
полицией, он был ликвидирован в 1729, когда
его розыскные функции были переданными
Верховному тайному совету. В 1718 тайными
государственными делами стал заниматься
также специальный государственный центральный
орган - Тайная канцелярия, после ее ликвидации
в 1726 контрольно-розыскные и надзорные
функции перешли непосредственно к Верховному
тайному совету, а в 1731 была создана Канцелярия
тайных розыскных дел, которая контролировалась
Сенатом. Это был действительно специальный
карательный орган, прототип тайной полиции.
В 1762 Канцелярия тайных розыскных дел
была заменена Тайной экспедицией Сената,
подчинявшейся петербургскому генерал-губернатору
и находившейся под непосредственным
контролем императрицы.
Постоянные
учреждения обычной полиции в
России были созданы Петром I в
Петербурге в 1718, они действовали
на основе Наказа о градском
благочинии 1649. На местах полицейские
функции выполняли воеводы. Официально
регулярная полиция была учреждена
Регламентом (Уставом) Главного магистрата
1721.
В 1732 в
штат петербургской полиции была
введена должность обер-полицмейстера,
образована канцелярия, состоявшая
из советников, секретаря, роты
драгунов для разъездов. В 1746
учреждена экспедиция по делам
воров и разбойников, указами 1746 и 1747 устанавливались
правила поведения в общественных местах,
затем были изданы другие указы, регламентирующие
полномочия полиции. Формирование регулярной
полиции завершилось в процессе губернской
реформы 1775. С 1775 полицейские функции в
уездах перешли к исправникам и нижним
земским судам. В городах полицейское
управление сосредоточилось у городничих,
в Санкт-Петербурге и Москве - у обер-полицмейстеров.
По Уставу
благочиния с 1782 в городах начали
создаваться специальные полицейские
органы - Управы благочиния. В их состав
вошли городничие (в столицах - полицмейстеры),
приставы по уголовным и гражданским делам,
два выборных ратмана.
Территория
города делилась на округа (части),
полицейский надзор в которых
осуществлял частный пристав. Часть
подразделялась на кварталы, где назначались
подчиненные приставу квартальные надзиратели
и поручики. Кварталы делились на дворы.
В компетенцию
Управы благочиния входили наблюдение
за порядком, исполнением законов,
проведение решений губернского правления,
судебных палат и других судов, пресечение
нарушений, дознание и розыск, задержание
преступников и решение мелких уголовных
дел, в их ведении находились городские
тюрьмы (кроме специальных тюрем и крепостей
для содержания особо опасных и политических
преступников, которыми занималась Тайная
экспедиция Сената), смирительные и работные
дома.
В 1810-х
гг. существовало специальное Министерство
полиции. Затем функции руководства
полицейскими органами были переданы
Министерству внутренних дел Российской
империи.
В николаевское
время создается Корпус жандармов
в составе Третьего отделения
Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии, начальник
которого по должности являлся
одновременно шефом жандармов.