Шпаргалка по "История отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 59 экзамнационных вопросов по "История отечественного государства и права"
1. Племенные княжения восточных славян.
2. Образование древнерусского государства.
3. Норманнизм и антинорманнизм.
...
59. Фискалы и прокуроры в XVIII - первой половине XIXвв.

Работа содержит 1 файл

Копия 1.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 Широкое распространение  получил договор товарищества, предусматривались  полное товарищество, товарищество  на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях - прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).  

 Из формулировки  данного вопроса непонятно, о  каком процессе идет речь: о  процессе вообще или о гражданском  процессе. Поэтому ниже рассматривается в целом состояние российского процессуального права (и процессуальной практики) в первой половине XIXв.  

 Процесс в  первой половине XIXв. оставался  в основном инквизиционным. Указом 1801 года запрещались пытки при  производстве расследования дел. Однако на практике они применялись широко.  

 Следствие  и исполнение приговора осуществляла  полиция. Дело начиналось по  доносу, жалобе отдельных лиц  либо по инициативе прокурора,  стряпчих или полиции. Прокуроры  и стряпчие (подчинявшиеся вышестоящему  прокурору) осуществляли надзор за следствием.  

 После окончания  следствия дело направлялось  в суд. Судебного следствия  как части судебного разбирательства  не существовало. Дело докладывал  по составленным "выписям" один  из членов суда или секретарь.  Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса.  

 Доказательства  делились на совершенные и несовершенные. Совершенные: собственное признание обвиняемого, письменные доказательства, признанные им; заключение медицинских экспертов; совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым. Несовершенные: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор им посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики. При недостаточном количестве улик суд не выносил приговор, а оставлял подсудимого под подозрением. Для крестьян и мещан это могло повлечь за собой выселение в Сибирь по приговорам местных обществ.  

 Дела о  государственных преступлениях  и преступлениях против веры  предписывалось рассматривать "без  малейшего промедления" (в т.ч.  в особых верховных уголовных  судах).  

 Правосудие  вершили не только суды. Так, дела о "маловажных преступлениях" (мелкие кражи, если стоимость украденного имущества не превышала 20руб., легкие побои, пьянство и др.) разрешались в сокращенном порядке полицейскими чиновниками. Помещики имели право производить "расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами"  

59. Фискалы и  прокуроры в XVIII - первой половине XIXвв. 

 Фискалат (фискалитет) был учрежден Петром I одновременно  с Сенатом, в 1711. Абсолютная  монархия вынуждены была внимательно надзирать за своими чиновниками, для этого и нужны были фискалы, а чуть позже - прокуроры. Фискалы должны были "тайно надсматривать" за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казенные средства, не брали взятки и не превышали свои служебные полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал, подчиненный непосредственно царю, обер-фискалу подчинялись губернские и городовые фискалы. Фискалы получали половину конфискованного по их доносу имущества или половину взысканного штрафа, поэтому, понятно, фискалов очень не любили, само это слово стало ругательным.  

 В 1722, сначала  для надзора за Сенатом, была  учреждена прокуратура, которая  вскоре вытеснила фискалитет  из сферы осуществления государственного  надзора. В этой связи следует  помнить, что доц. С.М. Казанцев  написал книгу "История царской прокуратуры", поэтому про прокуратуру надо говорить очень аккуратно и уважительно. Сначала появился обер-прокурор Сената, затем также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор Синода, прокуроры при губернских надворных судах. Первым российским генерал-прокурором стал Ягужинский, которого заслуженно называли "оком Государевым" Помимо прокуроров, генерал-прокурору были также подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры в то время (т.к. еще не сложилась собственно судебная система) не занимались поддержкой государственного обвинения в суде, осуществляя лишь разнообразные надзорные функции.  

 Институт  губернских прокуроров при судах  был восстановлен при Екатерине  II, входе реформы судебных учреждений. Губернский прокурор входил в  состав губернского правления и осуществлял надзор за всеми должностными лицами губернского уровня, кроме губернатора и генерал-губернатора, подчиняясь непосредственно генерал-губернатору империи, который, в свою очередь, был подотчетен лишь монарху. Губернскому прокурору подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы, губернские и уездные стряпчие.  

 С 1802 прокуратура  передавалась в ведение Министерства  юстиции, должности министра юстиции  и генерал-прокурора были совмещены.  

60. Полиция и  жандармерия в XVIII - первой половине XIXвв. 

 Первой российской  спецслужбой был Преображенский  приказ. Преображенский приказ вел  следствие по стрелецкому бунту  1698, позже руководил гвардией, а  также вел следствие по государственным преступлениям, т.е. стал тайной военной полицией, он был ликвидирован в 1729, когда его розыскные функции были переданными Верховному тайному совету. В 1718 тайными государственными делами стал заниматься также специальный государственный центральный орган - Тайная канцелярия, после ее ликвидации в 1726 контрольно-розыскные и надзорные функции перешли непосредственно к Верховному тайному совету, а в 1731 была создана Канцелярия тайных розыскных дел, которая контролировалась Сенатом. Это был действительно специальный карательный орган, прототип тайной полиции. В 1762 Канцелярия тайных розыскных дел была заменена Тайной экспедицией Сената, подчинявшейся петербургскому генерал-губернатору и находившейся под непосредственным контролем императрицы.  

 Постоянные  учреждения обычной полиции в  России были созданы Петром I в  Петербурге в 1718, они действовали  на основе Наказа о градском  благочинии 1649. На местах полицейские  функции выполняли воеводы. Официально  регулярная полиция была учреждена  Регламентом (Уставом) Главного магистрата 1721.  

 В 1732 в  штат петербургской полиции была  введена должность обер-полицмейстера,  образована канцелярия, состоявшая  из советников, секретаря, роты  драгунов для разъездов. В 1746 учреждена экспедиция по делам  воров и разбойников, указами 1746 и 1747 устанавливались правила поведения в общественных местах, затем были изданы другие указы, регламентирующие полномочия полиции. Формирование регулярной полиции завершилось в процессе губернской реформы 1775. С 1775 полицейские функции в уездах перешли к исправникам и нижним земским судам. В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих, в Санкт-Петербурге и Москве - у обер-полицмейстеров.  

 По Уставу  благочиния с 1782 в городах начали  создаваться специальные полицейские органы - Управы благочиния. В их состав вошли городничие (в столицах - полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам, два выборных ратмана.  

 Территория  города делилась на округа (части), полицейский надзор в которых  осуществлял частный пристав. Часть подразделялась на кварталы, где назначались подчиненные приставу квартальные надзиратели и поручики. Кварталы делились на дворы.  

 В компетенцию  Управы благочиния входили наблюдение  за порядком, исполнением законов,  проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, дознание и розыск, задержание преступников и решение мелких уголовных дел, в их ведении находились городские тюрьмы (кроме специальных тюрем и крепостей для содержания особо опасных и политических преступников, которыми занималась Тайная экспедиция Сената), смирительные и работные дома.  

 В 1810-х  гг. существовало специальное Министерство  полиции. Затем функции руководства  полицейскими органами были переданы  Министерству внутренних дел Российской империи.  

 В николаевское  время создается Корпус жандармов  в составе Третьего отделения  Собственной Его Императорского  Величества Канцелярии, начальник  которого по должности являлся  одновременно шефом жандармов.

Информация о работе Шпаргалка по "История отечественного государства и права"