Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Работа содержит 1 файл

Лекции по истории Ле.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

2. Сибирь давно привлекала  Россию. Правительство стремилось  захватить огромные территории, ввести там царское правление и собирать налоги. Купцы хотели добывать пушнину, промышленники искали руды благородных металлов, крестьян интересовала свободная земля.

3. В продвижении на  Восток огромную роль сыграло  казачество, из среды которого вышли землепроходцы. В 1598 г. казаки, снаряженные купцами Строгановыми, присоединили к России Западную Сибирь. В первой половине XVII в. происходит активное продвижение в Сибирь русских людей — казаков, военных, охотников, служилых. Ими были построены зимовья, остроги — Братский, Якутск, Томск, Енисейск, Красноярск, Кузнецк, Нерчинск и др. Сибирские города-остроги становятся русскими административными единицами. В Сибирь хлынул поток крестьян-переселенцев и беглых людей. Для обзаведения хозяйством государство оказывало переселенцам материальную помощь. Все земли находились в собственности государства, за пользование ими крестьяне несли определенные повинности (тягло). Частная собственность на землю не получила здесь распространения. К концу XVII в. половина населения Сибири занималась земледелием.

Местное население было обложено налогом, который назывался  «ясак». Он сдавался пушниной. Кроме того, на него возлагались ямские повинности. Произвол и насилие, которые творили царские воеводы, были причиной частых восстаний местных народов.

В 1640 г. экспедиция казаков  во главе с Иваном Московитиным из Тюмени вышла на берега Тихого океана.

4. В 1643 г. экспедиция  служилого человека Василия Пояркова, выйдя из Якутска, проделала сложный путь по Лене, Алдану, перешла на речную систему реки Зеи и по Амуру вышла в Сахалинский залив.

5. Экспедиция во главе  с казаком Семеном Дежневым  дошла по рекам Анадырю и  Колыме до Северного Ледовитого океана, повернула на восток и обогнула Чукотский полуостров по неизвестному тогда проливу. Дежнев так никогда и не узнал, что открыл пролив между Азией и Северной Америкой. Позже пролив был назван Беринговым, а северо-восточная оконечность материка Азии — именем Дежнева.

6. В 1649—1653 гг. была  организована экспедиция по исследованию  Амура, которую возглавил устюжский крестьянин Ерофей Хабаров. Он совершил походы на Даурские земли Амура, привел к присяге местные племена обложил их налогом, но столкнулся с сопротивлением местных народов (маньчжур) и вынужден был уйти с Амура. Для дальнейшего продвижения в Приамурье в 1658 г. был построен Нерчинский острог. Составленный Хабаровым «чертеж реке Амуру» стал основой для создания карт Восточной Сибири. Память об этом землепроходце увековечена в названии города Хабаровск и станции Ерофей Павлович. В конце XVII в. отряд сибирского казака В. В. Атласова совершил походы по Камчатке, посетил Курильские острова, получил сведения о Сахалине.

7. В результате походов первопроходцев Приамурье было присоединено к России, местное население обложено налогом, построены русские укрепленные городки. Но Китай потребовал от России отказаться от этих земель, произошли столкновения с маньчжурами, начались нападения на русские крепости. Удержать этот край русскому правительству было трудно, оно начало переговоры с Китаем. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор, который определял торговые и дипломатические отношения и разграничивал владения сторон. Условия договора были пересмотрены только в XIX в.

8. Управлением Сибирью  ведал Посольский приказ, а потом  специальный — Сибирский. Вхождение Сибири в состав России имело положительное значение для местных племен — под влиянием русского населения у них стало развиваться земледелие, совершенствовались орудия труда. Началась разработка сибирских руд, золота, добыча соли. Доходы от пушнины составили в XVII в. 1/4 всех государственных доходов России. Русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в географические открытия на Востоке.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Какие  основные задачи стояли перед  Россией во внешней политике  после Смутного времени?

2. К  каким территориальным изменениям  привели войны России в 30—80-е  годы XVII в.?

 

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

А. Русское  народное творчество. Литература

 

ПЛАН ОТВЕТА:


А. Русское народное творчество. Литература.

Б. Школа и образование.

В. Развитие научных знаний.

Г. Живопись.

Д. Архитектура. Русский театр.


 

1. XVII век — начало  нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

2. В фольклоре XVII в.  отразились основные политические  события тех лет. В устном  народном творчестве этого периода  выделялись три основные темы:

> борьба за независимость,  песни и сказания о борьбе  с польскими и шведскими интервентами;

> рассказы о восстаниях  крестьян и посадских людей,  прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина-

> обличение произвола  царского суда и служилых людей.

3. Преодолевался разрыв  между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.

4. В центре внимания  литературы первой половины XVII в.  были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:

«Временник» дьяка Ивана  Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя И. М. Катырева-Ростовского и «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

Во второй половине XVII в. защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича «Политика» и сочинениях Симеона Полоцкого.

5. Выдающимся произведением  литературы этого периода было  «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.

6. В литературе XVII в.  появляются новые жанры, что  было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. С этим было связано и появление нового героя — не исторического лица, принадлежавшего к верхам общества, а вымышленного персонажа, чисто литературного образа. Литературными героями могли быть и князья, и купцы, и простые горожане. Наиболее значительные произведения этого жанра — «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульянии Осорьиной».

7. Другим новым жанром  стала бытовая сатира. Появились  сатирические повести, большинство  из которых высмеивали быт  и нравы церковников, лицемерие  духовенства, пьянство и распутство монахов. Это — «Служба кабаку», «Сказание о куре и лисице», «Калядинская челобитная», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о бражнике». Судебные порядки, взяточничество и продажность судей высмеивались в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». «Азбука о голом и небогатом человеке» рассказывала об участи городского бедняка. Литература по-прежнему была анонимна.

8. Новым в литературе  этого периода было и стихотворчество,  которое в первую очередь связано  с именем Симеона Полоцкого,  белорусского просветителя, наставника  царских детей. В 1678 и 1679 гг. вышли два сборника его стихотворений, в которых воплотился так называемый «стиль барокко», — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

 

Б. Школа и  образование

1. Развитие городов,  ремесла, торговли, мануфактур, связей  с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения. В Москве в 80-х годах XVII в. около 24% посадского населения было грамотным.

2. С 1621 г. для царя  издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. Наряду с рукописными изданиями в обиход все более входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Это позволило издавать массовым тиражом пособия по грамматике и арифметике: «Грамматику» М. Смирницкого, иллюстрированный букварь К. Истомина, «Считание удобное для купующих или продающих» и др. Букварь («Азбука») Василия Бурцева тиражом 2400 экземпляров разошелся в один день. Выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

3. Грамоте детей обучали  либо в семье, либо духовные  лица, дьячки и подьячие. Однако  все более насущным становился  вопрос организованного обучения. В 1621 г. в Немецкой слободе  в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий. Боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике, философии. При Спасском монастыре во главе школы стоял сам Симеон Полоцкий. При Печатном дворе существовала школа, где обучалось 232 ученика.

4. В 1687 г. в Москве  была открыта Славяно-греко-латинская  академия во главе с греками  братьями Лихудами. Здесь проходили  весь школьный курс от низших  до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой, богословием. Принимали сюда людей «всякого чина, сана и возраста». В свое время Академию закончат великий М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир.

 

В. Развитие научных  знаний

1. Продолжалось накопление  и распространение научных знаний, в основном носивших прикладной, практический характер. Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В медицинской практике пользовались переводными «травниками» и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела». Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

2. Освоение новых земель, расширение связей с другими  странами способствовало накоплению географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены «Большой чертеж» (карта) и «Книга Большому чертежу». Землепроходцы, осваивавшие Сибирь, присылали описания и «чертежи» этого края. После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Семен Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

3. Усиливается интерес к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.

 

Г. Живопись

1. Процесс обмирщения  затронул и живопись. Русские  живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков (1626—1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе «Спас Нерукотворный» изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы «Троица», «Насаждение древа государства Всероссийского» и др.

2. В рамках церковной  живописи развивалась светская  портретная живопись — парсуна.  Если в первой половине XVII в.  парсуны выполнялись еще в иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то позднее они принимают более реалистический характер (парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"