Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Работа содержит 1 файл

Лекции по истории Ле.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

В XVI в. церковь все  более подчиняется княжеской  светской власти. Продолжается борьба между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 г. руководители нестяжателей были осуждены церковным собором.

До нашего времени  дошли сведения о деле боярина  Матвея Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен.

3. В XVI в. в России было много талантливых публицистов, среди них — Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбский и сам Иван Грозный. Федор Карпов, образованный человек, сокольничий, считал, что правители должны нести в мир правду, искоренять зло. Замечательным русским мыслителем XVI в. был Иван Пересветов, который в челобитных Ивану Грозному изложил свои политические взгляды. Он выступал сторонником сильной царской власти, централизации управления, призывал ограничить власть бояр и поддерживать дворян. Сильная царская власть, по его мнению, должна управлять на основе определенных законов. Талантливым писателем-публицистом был князь Андрей Курбский, который в 1564 г. бежал в Литву и обратился с тремя посланиями к Ивану Грозному, позже написал знаменитую «Историю о великом князе Московском». Курбский — враг «лютости» царя, который не только не считается с теми, кто верой и правдой служил отечеству, но и подвергает страшным мукам, проливает их кровь. В ответных посланиях Грозный отстаивал незыблемость самодержавной власти, считая

бояр своими подданными, утверждал, что его власть Божественного  происхождения и в своих действиях он ни перед кем не подотчетен. Послания Грозного в то же время пронизаны юмором и сарказмом, его литературный стиль отличается лаконичностью, яркостью художественных образов. По указанию царя создаются большие летописные своды — Воскресенская, Никоновская летописи со множеством документов. В них вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Один из списков Никоновской летописи представлял собой роскошный лицевой свод, который украсили 16 тысяч иллюстраций.

 

В. Живопись

1. Русская живопись  в XIV—XV вв. достигла невиданного  расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.

2. Великим художником  был Феофан Грек, приехавший из  Византии в 70-х годах XIV в.  в Новгород. Здесь он расписал  церковь Преображения на Ильиной  улице, а в Москве — церковь  Рождества Богородицы, Архангельский  и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

3. В росписи Благовещенского  собора участвовал и яркий  представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

4. Самая известная  работа Рублева — «Троица» (икона  из Троицкого собора). На иконе  изображены три прекрасных юноши  -ангела. Фигуры как бы вписаны  в восьмиугольник, а число «8» означало «вечную жизнь». Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

5. В XV в. на иконах  помимо традиционных сюжетов  из Библии, житий святых все  чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

6. Из XVI в. до нас  дошли фресковые росписи храма  Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

7. Стоглавый собор  (1551), как известно, оформил единый  для всего государства пантеон  святых, признав общерусскими около 50 «местночтимых» угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона «Церковь воинствующая» воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты: «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян», «Венчание Владимира Мономаха», композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года.

8. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма», они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В этой манере работали Чирин, Савин.

 

Г. Зодчество

1. Средневековое зодчество  было тесно связано с княжеской  властью. Только у богатого  и сильного князя находились деньги, чтобы строить каменные храмы и укрепления. В конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов, особенно выделялись хоромы великого князя, бояр, дворян, высшего духовенства. Они частью располагались в Кремле, частью — вокруг него и в подмосковных селах. Москва строилась по традиционному для средневекового русского города радиально-кольцевому принципу. К началу XV в. город занимал территорию внутри нынешнего Бульварного кольца, а в XVI в. — в границах современного Садового кольца. При Дмитрии Донском в 1367г. Кремль обнесли стеной из белого камня, а при Иване III были возведены стены из красного кирпича. В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня — Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце.

2. В 1475 г. итальянец  Аристотель Фиораванти по приглашению  Ивана III начал строить в Москве  главный собор Российского государства  — Успенский. За образец был взят Владимирский Успенский собор, но использовалась новая техника. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божией Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства.

3. Псковские зодчие  возвели замечательные церкви: Благовещения  и Ризоположения. В 1481—1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей.

4. В XVI в. получает  распространение строительство  каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском(1532). она господствовала над местностью, была видна издалека, «чудна высотою и красотою» (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного).

Выдающимся памятником этого периода является собор  Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик. Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве.

5. В XVI в. получает  большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район — Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий Федор Конь построил крупнейшую крепость — Смоленский кремль.

 

Д. Просвещение, научные знания, книгопечатание в XVI в.

1. Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. В городах и деревнях появляются учителя — «мастера грамоты» — монахи и дьяки. Ученики осваивали сначала азбуку, потом часослов (молитвы), письмо, Псалтырь, счет до тысячи, сложение, вычитание. Обучение велось с розгой. Появились руководства по грамматике Максима Грека — «Начало грамоты греческой и русской», «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник». Первое пособие по арифметике — «Книга — Арифметика, цифирная мудрость». Большое собрание рукописных книг имел Иван Грозный.

2. До середины XVI в.  все книги на Руси писались  от руки. С 1553г. начинается русское  книгопечатание, возникает Московский  печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Федоров был также и редактором, делал свои переводы Священного Писания, за что его преследовали. Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались на Украину. Во Львове ими был издан первый русский печатный букварь с грамматикой. В Москве до конца XVI в. было издано 20 названий богословских книг. В деле просвещения был сделан большой шаг вперед.

3. Научные знания в  XVI в. носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии  — специальные таблицы с указанием  дат Пасхи и других церковных праздников по годам. Сочинения «Шестокрыл», «Космография» позволили вычислять лунные фазы, затмения Солнца, Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам, оружейникам. В Москве был организован Пушечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку (40 т, длина 5 м). Солеварение, поташное производство, лечебное дело требовали знаний из химии, медицины, способов изготовления лекарств из трав. Большой популярностью пользовалась рукописная книга «Вертоград», переведенная с немецкого языка. В ней содержались медицинские сведения, правила личной гигиены и ухода за больными. Но в целом практическая медицина еще во многом была связана со знахарством. Путешественники, дипломаты составляли карты. Выходили словари — «Се татарский язык», «Толк языка половецкого», «Славянские слова». При строительстве Покровского собора использовались теоретические знания по механике, математике.

4. С именем протопопа  Сильвестра связано оформление  «Домостроя». Это произведение относилось к литературе бытового жанра. Оно содержало целый кодекс житейских правил, который требовал беспрекословного подчинения мужу, отцу, хозяину и узаконивал наказания как основной метод воспитания. «Домострой» содержал также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось, когда надлежит поститься, какие кушанья и напитки употреблять. «Домострой» учил вежливости, правилам поведения в гостях и давал советы на бытовые темы: как просушивать платье или уберечься от долгов...

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в XIV-XVI вв.?

2. Можно  ли считать культуру этого  периода исконно русской? Почему?

 

 

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время

 

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Конец династии Рюриковичей  и вопросе престолонаследии.

Б. Борис Годунов.

В. Обострение социальных противоречий в начале XVII в. Г. Лжедмитрий).

Д. Интервенция, патриотический подъем народа и его освободительная  борьба.

Е. Земский собор 1613 г.: начало правления династии Романовых.


 

А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии

1. Весной 1579 г., когда Иван  Грозный тяжело заболел, своим  наследником он назначил старшего сына — Ивана. Царевич Иван был образован, умен, жесток. Но в ноябре 1581 г. в ссоре Иван Грозный ударом посоха в висок убил своего сына.

В марте 1584 г. Иван Грозный  умирает. Но еще в начале марта  Иван Васильевич собрал бояр и продиктовал  им свое завещание, что оказалось  весьма своевременным. В завещании  наследником престола и царем  всея Руси объявлялся его сын —  царевич Федор, болезненный, религиозный и суеверный человек. По свидетельству очевидцев, в том числе иностранных послов, царь Федор был не только слаб телом, но производил впечатление умственно неполноценного человека. Его советниками и блюстителями державы стали князья И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, бояре Н. Р. Юрьев, Б. Ф. Годунов и Б. Я. Бельский. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его жены — Ирины). Неудивительно, что между советниками царя и его родней сразу же началась борьба за власть. И здесь победу одержал Борис Годунов.

2. Годунов еще подростком  попал в Кремль вместе с  дядей Дмитрием Ивановичем, в семье которого он воспитывался после смерти своего отца. С момента совершеннолетия стал стрельцом. Человек для своего времени в общем-то малообразованный, он отличался живым и гибким умом, умением ладить с людьми в любых сложных ситуациях, что и предопределило его быстрое восхождение к власти. В течение трех лет после коронации Федора Ивановича опытный придворный политик Годунов поочередно устранил соперников и с 1587 г., умело используя имя царя Федора, стал единолично управлять страной.

Первым крупным успехом  его как правителя стало учреждение в 1589 г. самостоятельной Московской патриархии. По совету Годунова Собор избрал на Московский патриарший престол митрополита Иову. Учреждение патриаршества в Москве, с одной стороны, возвысило международный авторитет Москвы, с другой — укрепило позиции государства по отношению к церкви.

Некоторых успехов добился  Годунов и в области внешней политики. В результате двух войн со Швецией удалось добиться частичного пересмотра итогов Ливонской войны. Отразив нападение на Москву крымского хана, Россия укрепила безопасность своих южных рубежей.

В области внутренней политики самым значительным актом правительства Годунова стало завершение процесса закрепощения крестьянства. В 1597 г. был издан указ о пятигодичном сроке розыска беглых крестьян. Еще ранее, в 1592 г., было завершено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан, владельцев домов. Найденные беглые крестьяне принудительно возвращались тем феодалам, от которых они бежали.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"