Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
2. Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Они ведали определенной отраслью управления, можно выделить несколько групп приказов:
> приказы служилых людей;
> финансовые;
> судебные;
> военные;
> областные;
> дворцовые;
> посольские.
При царе Алексее Михайловиче был учрежден Приказ тайных дел, который контролировал деятельность других приказов, им руководил не боярин, а царь. В приказах трудились дьяки и подьячие, выходцы из духовенства, купечества, посадских людей. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.
3. Основной административной единицей страны были уезды, . которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода — это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.
Б. Вооруженные силы в XVII в.
1. Весь XVII век для России
прошел в тяжелых и длительных
войнах. Дворянское ополчение
2. В 1630 г. началось
создание «полков нового строя»
3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.
Подводя итоги, можно сказать, что в политическом отношении Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Как
на протяжении XVII в. менялись роль
и значение отдельных государст
2. Можно
ли назвать государственный
Вопрос 19. Церковный раскол
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон.
Б. Церковные реформы Никона.
В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы.
А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:
> казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;
> церковь пыталась
оказывать влияние на государст
Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше — «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.
2. При царе Михаиле
Романове страной фактически
управлял патриарх Филарет.
3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок — свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.
4. В это время в
Москве сложился Кружок
Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.
Б. Церковные реформы Никона
1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:
> устанавливался единый
для всех церквей культ
> вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;
> земные поклоны заменялись поясными;
> устанавливалось единоголосие во время церковной службы;
> во время крестного
хода теперь двигались
> иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;
> «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;
> заново были переведены
с греческого богослужебные
> для богослужения
допускались иконы только
2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.
3. Многие верующие
выступали против нарушения
4. В 1654 г. по требованию
Никона церковный Собор
5. Но главной целью
всей жизни Никона было
В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы
1. В 1667 г. церковный
Собор проклял всех защитников
старых обрядов — старообрядцев
2. Сторонники старой
веры бежали на север, в
3. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Чем
были вызваны церковные
2. Какие
черты характера роднят
3. Почему
власть так жестоко
Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Городские восстания (1648,1662).
Б. Восстание Степана Разина (1670—1671).
А. Городские восстания (1648,1662)
1. В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.
2. В 1646 г. правительство
во главе с Морозовым
3. 1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).
4. Соляной бунт был
необычен тем, что
> было прекращено взимание недоимок по налогам;
> стрельцам выдано повышенное жалованье;
> сменены судьи в приказах;
> дано согласие на созыв Земского собора, который 1 сентября 1648 г. начал свою работу и в январе 1649 г. принял Соборное уложение. По своему содержанию оно было крепостническим и отражало победу дворянства. Были отменены «урочные лета» и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало «белые» слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.
5. Принятие Соборного
уложения обострило борьбу
6. В 1662 г. вновь произошло
восстание в Москве, получившее
название «медного бунта». Его
участники — московские
7. 25 июля 1662 г. в Москве
на Лобном месте читали «