Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Работа содержит 1 файл

Лекции по истории Ле.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

2. Органами государственного  управления являлись приказы.  Количество их доходило до 80. Они ведали определенной отраслью управления, можно выделить несколько групп приказов:

> приказы служилых  людей;

> финансовые;

> судебные;

> военные;

> областные;

> дворцовые;

> посольские.

При царе Алексее Михайловиче  был учрежден Приказ тайных дел, который  контролировал деятельность других приказов, им руководил не боярин, а царь. В приказах трудились дьяки и подьячие, выходцы из духовенства, купечества, посадских людей. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.

3. Основной административной  единицей страны были уезды, . которые делились на станы  и волости. Во главе уезда  стоял воевода, назначавшийся  из Москвы. Воевода — это одновременно  военачальник, администратор, судья,  сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.

 

Б. Вооруженные  силы в XVII в.

1. Весь XVII век для России  прошел в тяжелых и длительных  войнах. Дворянское ополчение утрачивало  свои боевые качества, более сильное  стрелецкое войско было малочисленным. Дворяне часто уклонялись от походов, стрельцы в мирное время занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой.

2. В 1630 г. началось  создание «полков нового строя», которые формировались из добровольцев. Во время войны в «полки нового строя» набирали так называемых «даточных людей»: каждые 25 крестьянских и посадских дворов давали в армию одного «даточного», который служил пожизненно. Этим была заложена основа будущей системы петровских рекрутских наборов.

3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.

Подводя итоги, можно  сказать, что в политическом отношении  Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется  профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Как  на протяжении XVII в. менялись роль  и значение отдельных государственных органов?

2. Можно  ли назвать государственный строй  России при Алексее Михайловиче самодержавной монархией? Почему?

 

Вопрос 19. Церковный раскол

 

ПЛАН ОТВЕТА:


А. Причины церковной реформы. Филарет  и патриарх Никон.

Б. Церковные реформы Никона.

В. Раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы.


 

А. Причины  церковной реформы. Филарет и  патриарх Никон

1. Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой — часто конфликтовала с ней:

> казна и дворяне  пытались присвоить огромные  церковные богатства;

> церковь пыталась  оказывать влияние на государственные дела.

Поэтому на Руси постоянно  существовала проблема: что выше —  «священство или царство», т. е. духовная или светская власть.

2. При царе Михаиле  Романове страной фактически  управлял патриарх Филарет. Был  проведен учет земельного фонда,  постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных  деятелей тревожило то, что в  церковных книгах накопилось  много неточностей. Во время  церковных служб одновременно  священник читал свою молитву,  дьячок — свою, а хор пел  псалмы. Прихожане не могли ничего  разобрать, во время службы разговаривали.

4. В это время в  Москве сложился Кружок ревнителей  древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея  привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

 

Б. Церковные  реформы Никона

1. По поручению Алексея  Михайловича в 1653 г. Никон начал  проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

> устанавливался единый  для всех церквей культ богослужения  по греческому образцу;

> вводилось крестное  знамение тремя перстами, двуперстие  было предано проклятию;

> земные поклоны  заменялись поясными;

> устанавливалось единоголосие  во время церковной службы;

> во время крестного  хода теперь двигались навстречу  солнцу;

> иначе стали писать  имя Христа — Иисус вместо  старого Исус;

> «Аллилуйя» стали  произносить трижды, а не дважды;

> заново были переведены  с греческого богослужебные книги,  в которые вносились исправления.

> для богослужения  допускались иконы только греческого письма.

2. Фактически реформы  Никона не затронули каноны  Русской церкви, вводились лишь  уточнения, единообразие. Изменились  лишь обряды. Церковную реформу  Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

3. Многие верующие  выступали против нарушения старых  догматов, троеперстие называли  дьявольским. Никона обвиняли  в «латинстве» и греческой  ереси. Главным противником Никона  стал протопоп Аввакум, человек  фанатичный, нетерпимый.

4. В 1654 г. по требованию  Никона церковный Собор одобрил  все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство». О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом «Житии...». В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения».

5. Но главной целью  всей жизни Никона было осуществление  первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

 

В. Раскол в  Русской православной церкви. Старообрядцы

1. В 1667 г. церковный  Собор проклял всех защитников  старых обрядов — старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

2. Сторонники старой  веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

3. Раскольники сохранили до наших дней много древних книг, часть из них были вновь переписаны. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Многие русские капиталисты вышли из старообрядческих семей.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Чем  были вызваны церковные реформы  середины XVII в.?

2. Какие  черты характера роднят Аввакума  и Никона?

3. Почему  власть так жестоко преследовала  раскольников?

 

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

 

ПЛАН ОТВЕТА:


А. Городские восстания (1648,1662).

Б. Восстание Степана Разина (1670—1671).


 

А. Городские  восстания (1648,1662)

1. В 1645 г. после смерти  Михаила царем стал его сын  Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.

2. В 1646 г. правительство  во главе с Морозовым увеличило  в 4 раза налог на соль, тяжесть  которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказньм. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования «белых» слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.

3. 1 июня 1648 г. на окраине  Москвы царь был остановлен  большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

4. Соляной бунт был  необычен тем, что правительство,  видя широкий размах городских восстаний, пошло на уступки:

> было прекращено взимание недоимок по налогам;

> стрельцам выдано повышенное жалованье;

> сменены судьи в  приказах;

> дано согласие на  созыв Земского собора, который  1 сентября 1648 г. начал свою работу  и в январе 1649 г. принял Соборное  уложение. По своему содержанию  оно было крепостническим и  отражало победу дворянства. Были отменены «урочные лета» и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало «белые» слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.

5. Принятие Соборного  уложения обострило борьбу трудового  люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

6. В 1662 г. вновь произошло  восстание в Москве, получившее  название «медного бунта». Его  участники — московские посадские  люди, стрельцы, солдаты. Причина  была в следующем. В 60—70-х  годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. — 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту».

7. 25 июля 1662 г. в Москве  на Лобном месте читали «воровские»  (анонимные) письма, в которых  перечислялись изменники, причастные  к чеканке «преступных денег». Называли боярина Милославского, князя Ртищева, купца Шорина. Огромная толпа бунтовщиков направилась в Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович пообещал разобраться, толпа двинулась в Москву, где грабила дома ненавистных бояр. К вечеру народ вновь потребовал встречи с царем, требуя расправы с изменниками. Но к этому моменту в Коломенское прибыли стрельцы, царь уже не разговаривал с повстанцами, а приказал «рубить их до смерти». Безоружную толпу погнали к берегу Москвы-реки. Было убито до тысячи человек, многих утопили в реке, около 2 тысяч человек были арестованы, 150 — повешены, а остальных заклеймили. В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"