Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"

Работа содержит 1 файл

Лекции по истории Ле.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

3. Царь устраивает  со своими бывшими «потешными»  войсками показательные сражения  на суше и на воде. Зимой  1692 г. в Переяславле строятся  фрегаты, яхты, гребные суда, первый  русский корабль. Но акватория Переяславского озера ограничивала маневрирование кораблей. И Петр в сопровождении большой свиты едет в Архангельск, единственный морской порт, которым в то время располагала Россия. Здесь он впервые увидел настоящее море, иностранные корабли, совершил непродолжительное морское путешествие на небольшой яхте и заложил корабль, наблюдать за достройкой которого поручил Ф. М. Апраксину. На следующий год Петр снова едет в Архангельск и к поездке готовится более тщательно. На построенном корабле он совершил в июле 1694 г. плавание, которое едва не стоило ему жизни — в море их застала буря. Царь возвратился в Москву и стал готовиться к игре на суше. В окрестностях подмосковной деревни Кожухово была сооружена крепость с земляным валом, глубоким рвом и бойницами. В «баталии» участвовали две армии под командованием Бутурлина и Ромодановского численностью 15 тысяч человек. Кожуховские маневры напоминали настоящее сражение, имелись убитые и раненые. Петр счел армию достаточно подготовленной для настоящей войны.

 

Б. Азовские походы (1695,1696)

1. В 1694 г. Австрия  и Польша — союзники России  по антитурецкой коалиции —  потребовали от Петра начать  активные действия против Турции. Решено было, в отличие от предшествующих крымских походов князя Голицына, нанести удар не по вассалам Османской империи — крымским татарам, а непосредственно по самим туркам, по их крепости Азов. Избран был и другой путь следования: не через пустынные степи, а по обжитым районам Волги и Дона, по которым можно было доставлять войско и припасы.

2. Весной 1695 г. армия  тремя группами под командованием  Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Петр во время похода совмещал

обязанности первого  бомбардира и фактического руководителя всей кампании. В конце июня войска достигли Азова и приступили к осадным работам. Азов был мощной, хорошо укрепленной крепостью, его осада длилась 3 месяца. Русские войска понесли тяжелые потери, и в октябре 1695 г. осада Азова была снята, Петр отдал приказ об отступлении.

3. Петр понимал, что  главными причинами поражения являются плохая обученность войск, слабая инженерная подготовка и отсутствие флота, который бы мог изолировать Азов с моря и препятствовать доставке осажденным подкрепления и продовольствия. В январе 1696 г. на верфях Воронежа развернулось строительство кораблей. Сюда было согнано 20 000 плотников из ближайшей округи, которые к началу навигации должны были соорудить 1300 стругов. В Преображенском строились 23 галеры, которые в разобранном виде должны были доставляться в Воронеж. Сам царь с топором в руке работал на сооружении стругов. Одновременно шло формирование сухопутной армии. Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. В Воронеж стекались полки, отправлявшиеся в поход. Их численность достигала 46 000 человек, к ним должны были присоединиться украинские и донские казаки, калмыцкая конница. Таким образом, намечалось собрать под Азовом около 70 000 человек.

4. В мае 1696 г. начался  второй Азовский поход. Сухопутными  войсками командовал А. С. Шеин, морскими — Ф. Лефорт. 28 мая началась вторая осада Азова. Русская флотилия вошла в Азовское море и отрезала его от связи с внешним миром. Город был окружен со всех сторон — и с суши, и с моря. 19 июля после двухмесячной осады Азов был взят, здесь был оставлен русский гарнизон. Началось сооружение крепости и гавани для будущего морского флота. Для этого был выбран Таганрог. Россия закрепилась на азовских берегах.

5. После Азовских походов  Петра не покидает мысль о  том, чтобы превратить Россию  в морскую державу. Для того чтобы осуществить это, требовались военно-морской флот и специалисты, которые могли строить корабли и управлять ими в сражениях. Реализация этого плана вылилась в отправку молодых людей за границу для обучения морскому делу и кораблестроению и организацию «великого посольства».

В. «Великое посольство» (1697—1698)

1. Для поисков союзников  в войне против Турции, которая  мешала выходу России к Черному  морю, было организовано «великое  посольство» из 250 человек во главе  с Лефортом, главой Посольского  приказа Головиным и думным дьяком Прокофием Возницыным. Под именем «урядника» Преображенского полка Петра Михайлова ехал и сам царь. В посольство были включены 61 стольник, которым предстояло учиться за границей; 23 из них носили княжеские титулы. Помимо дипломатических, перед посольством стояли практические задачи: наем на русскую службу матросов, капитанов кораблей, кораблестроителей, покупка оружия, инструментов. Посольству предстояло посетить Голландию, Англию, Австрию, Саксонию, Венецию. В марте 1697 г. посольство тронулось в путь.

2. Царь и посольство  побывали во всех намеченных  странах (кроме Венеции), знакомились  с европейской промышленностью,  кораблестроением, фортификацией и  литейным делом, музеями, театрами, обсерваториями, монетными дворами.  В Голландии Петр и волонтеры трудились над сооружением фрегата, за что по окончании работы получили свидетельства об овладении мастерством. Царь посетил заседание английского парламента, был удивлен тем, что члены парламента свободно высказывают свое мнение в присутствии короля. Позднее в Сенате Петр пытался ввести подобные демократические порядки, требовал, чтобы члены Сената открыто обсуждали все вопросы. Но все это было далеко от подлинной демократии.

3. Петру не удалось  найти союзников в войне с  Турцией. В этом ему под разными предлогами отказала Голландия; в Вене царь убедился, что Австрия и Венеция, союзники России по антитурецкой коалиции, не намерены оказывать России помощь в войне с Турцией и ведут тайные переговоры с султаном о заключении мира. Но зато нашлись союзники в борьбе со Швецией. Это были Дания, Речь Посполитая и Саксония. В 1699—1700 гг. был заключен Северный союз, направленный против Швеции. Вместо овладения южными морями, решено было добиваться закрепления на побережье Балтийского моря.

4. Знакомство с законами, наукой, техникой и политическим устройством европейских стран усилило у Петра жажду перемен в России, утвердило его в мысли о необходимости «капитального ремонта» России, иными словами, преобразования всех сфер русской жизни по европейским образцам.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. Какую  роль сыграло «великое посольство»  Петра 1 в деле будущего реформирования государства?

2. Что  позволяет назвать первые годы  правления Петра 1 «началом славных  дел»?

 

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I

 

ПЛАН ОТВЕТА:


А. Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное  производство.

Б. Всероссийский рынок. Внешняя  торговля. Политика протекционизма и  меркантилизма.

В. Социальная политика и ее последствия. Итоги экономических преобразований.


 

А. Особенности  экономического развития России при  Петре I. Мануфактурное производство

1. За годы правления  Петра I в российской экономике  произошли огромные изменения. Можно назвать несколько причин этого:

> Северная война  потребовала для армии большого количества вооружения, боеприпасов, обмундирования, а для флота — леса, парусов, канатов, поэтому строились оружейные, полотняные, суконные, канатные мануфактуры, крупные верфи;

> лишившись поставок  лучшего в мире шведского железа, Россия стала ускоренными темпами строить металлургические, доменные, медеплавильные заводы;

> для борьбы с  иностранным торговым капиталом  необходимо было поощрять экспорт,  ограничивать импорт, ввести высокие  таможенные тарифы, оказывать государственное покровительство русской промышленности, русскому купечеству (протекционизм);

> и наконец, российское  дворянство было заинтересовано  в том, чтобы занять в стране  не только политическое, но и  экономическое господствующее положение.

2. В развитии промышленности  при Петре I произошел настоящий скачок:

> к 1725 г. в России  было 220 мануфактур (в 1690 г. — 21 мануфактура), т. е. за 30 лет промышленность  страны выросла в 11 (!) раз;

> выплавка чугуна  увеличилась в 5 раз, что позволило  начать экспорт железа за границу;

> главным центром металлургии стал Урал, где казна основала 11 заводов. Здесь же развернулись добыча и обработка меди;

> в Туле был построен  крупный оружейный завод;

> в Петербурге на  Адмиралтейской верфи, где работали 10 тысяч человек, за 20 лет было  построено 50 крупных и 200 мелких кораблей. Кроме того, строительство кораблей велось на верфях Воронежа, Архангельска, Карелии;

> центром текстильной  промышленности стала Москва. Возник  огромный Хамовный двор, где ткали парусное полотно. Крупная парусно-полотняная мануфактура на Яузе давала до 250 аршин полотна в год. Отличался размером производства и Московский суконный двор, выпускавший 90 тыс. аршин сукна в год. Были построены также канатные, портупейная, кожевенная, шляпная, чулочная, сахарная мануфактуры. Постепенно Москва утрачивает значение единственного центра легкой промышленности. Крупные мануфактуры стали появляться на Украине, в Казани, Ка-луге и других регионах;

> в Казани производилась  кожа, ставшая экспортным товаром.

3. Своеобразие русской  мануфактуры состояло в том, что это было одновременно и капиталистическое предприятие с разделением труда, денежной оплатой, использованием наемного труда, и предприятие, основывающееся на труде крепостных, зависимых людей. Мануфактуры, в зависимости от того, кому они принадлежали, делились на казенные, купеческие и вотчинные:

> казенные — это  государственные мануфактуры, принадлежавшие  казне (заводы, верфи, рудники). На них работали разорившиеся торговцы, ремесленники, беглые крестьяне, отбывавшие срок каторжники, рекруты и небольшое количество русских и иностранных мастеров. Позднее к заводам стали приписывать черносошных (государственных) крестьян, которые вынуждены были часть года или все время работать на них. В 1736 г. вышел указ, навечно прикреплявший к мануфактурам и пришлых работников, и их семьи;

> купеческие и крестьянские, принадлежавшие богатым промышленникам-купцам  и разбогатевшим крестьянам, применявшие  в основном вольнонаемный труд. В 1719 г. была основана Берг-коллегия, всем жителям страны разрешалось искать руду, основывать заводы. Именно в этот период предприимчивые люди из купцов и разбогатевших крестьян стали основывать свои мануфактуры. Позже в частные руки была передана часть коренных заводов, например, Петр I передал купцу Никите Демидову казенный Невьянский завод с землями, лесами и горой Благодать. На заводе стали производить лучшие в мире боевые ружья, а также ядра и бомбы. Купеческие компании получали ссуды для строительства заводов и казенные заказы. В 1721 г. Петр подписал указ о разрешении заводчикам покупать для работы деревни с крестьянами, их стали называть «посессионными» («посессио» — владение). Таким образом, русские мануфактуры использовали труд подневольных людей. Часть продукции шла на рынок, на заказ, экспорт;

> вотчинные — мануфактуры, создававшиеся помещиками, на них крепостные крестьяне отрабатывали барщину. Здесь получали льняную пряжу, холст, пеньку, вино. Крайне низкими были производительность труда и качество продукции.

4. Петр I создал мощную  промышленность, которая полностью обеспечивала военные нужды. Но мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительны и резко отличались по производительности труда не только от заводов Запада, но и от российских предприятий, использовавших труд свободных наемных рабочих.

 

Б. Всероссийский  рынок. Внешняя торговля. Политика протекционизма и меркантилизма

1. При Петре I значительного  развития достигает торговля. При  этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает внутреннюю торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки. Общероссийское значение имели ярмарки: Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.

2. Большое значение  для развития торговли имели  работы по сооружению каналов. Водные пути были самыми удобными и дешевыми. Прежде всего был построен Вышневолоцкий канал, который соединил Волгу с Невой, а значит, с Петербургом и Балтийским морем. Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал (100 км), что сделало плавание более безопасным.

3. Чтобы получать большие  доходы от торговли, государство  объявило производство и продажу определенных товаров казенной монополией. Частные лица не имели права торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Богатые купцы-откупщики за большие деньги получали у казны право торговли, такие же права покупали и иностранцы.

4. Петр не только  поддерживал купцов, но и облагал их высокими налогами. Царь приказал купцам торговать с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями. В конце Северной войны были отменены почти все монополии, но государство продолжало вмешиваться в торговлю с помощью таких рычагов, как система налогообложения.

5. Свою экономическую  деятельность правительство Петра  I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза товаров над ввозом (стимулирование экспорта, ограничение импорта). Составной частью этой политики был протекционизм — ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной промышленности, поддержка экспансии торгового капитала. По указанию Петра I в 1724 г. вышел Таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины, купцы охотно вывозили товар за границу А на некоторые виды железных изделий были установлены значительные пошлины (75% от их стоимости). Это способствовало интенсивному развитию российской промышленности. В 1725 г. вывоз товаров в стоимостном выражении в 2 раза превысил ввоз. За границу вывозили лен, смолу, лес, пеньку, кожи, нефть, хлеб и др. товары. Ввозили дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, хрусталь, сахар, предметы роскоши. Ввозились также в большом количестве краски для текстильных мануфактур. К концу правления Петра Великого главным торговым портом стал Петербург.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"