Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:59, шпаргалка
1. Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.
55. Казахстан в годы НЭПа
События 1916, революция 17г, гражд-ая война принесли разруху и разорения. Из 307 предп-ий 250 бездействовали. Из 147 скважин 8 были пригодны. Ж/д бездействовали из-за нехватки топлива и разрушения путей. В упадок пришло с/х,посевные площоди сократились на 2 млн. десятин, а валовый сбор зерен – в 3 раза. Поголовье скота уменьшилось более чем на 10,8 млн. голов. В этих усл продолж-сь продразверстка. Нас стало выражать недовольство В 1920-21 прошли откр выступ-я нас в Семип-ой обл, Кустан-ом, Акмол-ом, Петроп-ом уездах. 8-16 марта 1921 созд-ся 10 съезд правящей РКП(б), на нем было принято реш-ие о переходе к новой эк-ой полит. Продразверстка была заменена продналогом, отменена трудовая повиность, разрешалась свобода торговли, аренда земель. Однако летом 21г наступила сильная засуха. Погиб почти весь урожай. Число головавших более 2,3 млн. ч. Нас в 22г сократилась более чем на 1 млн. ч. Декретом ВЦИК нас-я неурожайных р-ов рес-ки было освобождено от продналогов. Для голодающего нас-я были орган-ны продов-ые пункты. Кочевому нас-ю выд-ли ссуды сроком в 3-5 лет. Гос-во практиковало выдачу семян. Огром-ую помощь крест-ву гос-во оказ-ло в форме кредита на преобретения с/х машин и орудий труда. НЭП дала рез-ты к сер 20-х г. К 25г нар хоз было в основном востановлено. В действия было введено более 60 % предп-ий, вост-н транс-т, посевная площадь приблизилась к 3 млн.га.Восстановлен транспорт. Были восстановлены ярмарки, т. к. Уильская, Темирская, Куяндиская и другие. Поголовье скота удвоилось. Вост-ны ярмарки. В 21-22г была проведена земельно-водная реформа, суть к-ой – возврат каз земель. Всего крестьяне получили в пользование более 1 млн. 385 тыс. десятин земли. В 21г был созд союз бедняков “Кошчи”, члены к-ого активно участвовали в проведении земельной реформы.
56. Насильственная коллективизация в Каз-не и её последствия.
В дек. 1927 г. Состоялся XV съезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям к весне 1932 года с/х страны должно было превратиться из мелкого единоличного в крупное, коллективное — колхозное.
Колл.-я проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так в 1928 году в К.-не было коллективизировано 2% хозяйств, на 1 апреля 1930 года этот показатель составлял уже 50,5%, а в октябре 1931 года — около 65%. К осени 1931 года в республике 78 районов из 122 охватили колл.-ей от 70% до 100% хозяйств. Насильственные меры выливались в незаконные аресты, лишение избиратель-ных прав, многие были расстреляны. Только в 1933 году органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тыс. ч.-к.
Одновременно с коллективизацией проводились мероприятия по ликвидации кулачества и байства как класса. 27 августа 1928 года был принят декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов», в котором разрешалось конфисковать байские хозяйства, а их владельцев высылать. Было выселено 657крупных баев, у них конфисковано 145 тысяч голов скота (в переводе на крупный) а также сельскохозяйственные орудия и переданы в колхозы.
Трагическим для казахов стало насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников в годы коллективизации. В 1930 году было переведено на оседлость 87 136 хозяйств, в 1933 году — 242 208. В с/х резко упала урожайность в результате отчуждения крестьянина от земли. Настоящая катастрофа разразилась в животноводстве. Накануне колл.-ии в К.-не было 40,5 млн. голов скота, а на I января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов,
В конечном итоге все это вылилось в трагедию голода 1930-1932 годов, от него погибло около 2,1 млн. человек из 6,2 млн. жителей республики. Спасаясь от голода и репрессий свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тысяч безвозвратно. Недовольство населения Казахстана жесткой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, по неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тысяч человек. Крупные выступления шаруа и крестьян имели мест о практически н а всей территории республики. Упорством, организованностью здесь выделилось восстание в Сузакском районе Сырдарьинского округа, где восставшие заняли районный центр Сузак. Оно было жестоко подавлено регулярными частями армии. Крупными очагами недовольства были Семипалатинский, Алма-Атинский округа, Адаевская степь.в,
57. Индустриализация в Каз-не.
В дек 25г прошел 14 съезд ВКП(б) опред-ий курс на индуст-ию страны, то есть превратить ее из аграрной в пром-но разв. На нач индус-ии 84,5% всей валовой прод-ии Каз приходилось на с/х, 90% нас-я проживало в сельской местности. С самого нач индус-ии была определена сырьевая направ-ть пром-ти Каз, разработку его богатейших недр, на разв добыв-их отраслей – цв метал-ии, уг-ой и неф-ой пром-ти. Круп-м объектом индус-ии стало строит-во Транссибирской ж/д, сооружение соедин. Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началась в апреле 1927 г, она бла завершена раньше срока в 1930 г. Также Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медиплавильный комб, нач строит-во предп-ий хим-ой пром-ти, увел-сь произ-во электроэнергии, разв-ся Эмбинский нефтяной район. Каз вышел на 2 место по произ-ву цв метал-ов, на 3 по добычи нефти, Караг стала третьей угольной базой. Началась строительсвто предп. Химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и др. регионах. Увеличилось произ. Электроэнергии: Кар. ЦЭС, Ульбинская ГЭС. Были построены и крупные предп. Пищевой пром: Семип-ий мясокомб, Гурьевский рыбоконсервный завод, Сахарные заводы в Джамбуле, Мерке.
Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т.н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 -1940гг. было привезено 559 тыс. человек. Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов. Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство, пьянство, возникали трения между квалифицированными- рабочими-европейцами и неквалифицированными – казахами. Всего к 1937 г. Численность спецпереселенцев достигла 360 тыс. человек.Индус-ия дала свои рез-ты. Пром-ть стала преоблад-ей отраслью, в 39г ее доля сост 58,9%. Ряд поселков превратились в города (Караг, Балхаш).доля городского нас-я возр с 8,2% до 27,7%. Если в 1926 г. В Каз. Было 44 гор., то 1939 г. Стало 81. Минусы индус-ии. Потребовались огромные ср-ва, и они нах-ся за счет их перекачки из с/х и играционны займа. Пром-ть имела сырьевую играционныйь. Отсут-ли предп-я по перераб-ки нефти, газа, играцио; предп-я машиност-ия, станкостр-я, приборостр-я, автомобилистр-я. Каз отставал по экспл-ии ж/д. Увел-ся играционный поток в Каз. В рез. Голода 20-30 г. Доля казахов в общей массе нас. Каз. Сократилось в 1939 г. До 38%. За пять лет, в 1929-1934 гг. наблюдалась значительная инфляция, денежная масса выросла на 180%, розничные цены на промышленные товары выросли на 250%-300%. Многие пункты пятилетнего плана, особенно по легкой промышленности, не были выполнены.
58. Общ-но-полит жизнь в 20-30 г.
С победой советского режима КЗ, как и многие другие окраины бывшей Российской империи, стал ареной для многочисленных социально-экономических экспериментов властей, в том числе и процесса перехода “отсталого” полукочевого хозяйства на “социалистические рельсы”. При этом ставилась задача “догнать” в развитии европейские народы России, т.е. перейти на европейскую модель экономики - пашенное земледелие и развитую индустрию. Общественно-политическая ситуация. Несмотря на некоторую либерализацию экономики, в политической жизни нарастали тенденции усиления авторитарной власти и диктата коммунистической партии, постепенно заменявшей собой государственный аппарат. Кроме того, провозглашение автономии во многом оказалось номинальным, и Казахстан так и не получил реального самоуправления. Большая часть промышленных предприятий и железные дороги находились под непосредственным управлением Москвы. Антидемократичные избирательные законы, представляющие преимущества рабочим, приводили к ограничению числа казахов в правящей элите. В 1922 г. в партийной организации Казахстана удельный вес казахов был всего 6,3%, из 163 делегатов I областной партконференции было всего 19 казахов, в 1920 г. казахи составили всего 17% общего числа промышленных рабочих.
В южных областях Казахстана, входящих в состав Туркестанской АССР, положение было еще более сложным. Попытка коммунистов коренных национальностей в 1920 г. изменить ситуацию путем объединения центральноазиатских республик в единую Тюркскую республику, создания Коммунистической партии тюркских народов привела к вмешательству центральных властей. В Ташкент была направлена комиссия ВЦИК и Совнаркома РСФСР (Турк. комиссия), все решения местных партийных органов о Тюркской республике и компартии отменялись, краевой комитет партии был распущен, а инициаторы реформ во главе с Т. Рыскуловым вынуждены были подать в отставку и уйти с партийных и государственных постов. Только в 1922 г. после официального признания своих “ошибок” они смогли вернуться к руководству республикой.
Особенно жесткие формы преследование проявлений национальной идеи принимает после прошедшего в июне 1923 г. совещания в ЦК РКП(б). На этом совещании критике подверглись лидер татарских коммунистов Султангалиев и поддерживавшие его представители национальных окраин, в т.ч. и Т. Рыскулов. Султангалиев был обвинен в национализме, связях с басмачеством и стремлении свергнуть Советскую власть. На представителей национальной интеллигенции обрушились репрессии. Еще в 1922 г. со всех руководящих постов были смещены бывшие члены партии Алаш, а в 1924 г. ряд казахов-коммунистов были отозваны из республики в центр.
Часть местных коммунистов тем не менее выступили против гонений на “алашординцев”. Так, С. Садвакасов постоянно призывал к широкому привлечению представителей либеральной интеллигенции к руководству. Аналогичную позицию занимал один из туркестанских лидеров С. Ходжанов. Последний выступил с идеями о национальном размежевании внутри Казахстана с целью создания национально однородного государственного образования. Тем не менее, центр продолжал политику подчинения национальных окраин. Основными проводниками этой политики в Казахстане стали Н. Ежов и Ф. Голощекин, присланные в республику для “усиления” партийной организации. Н. Ежов прибыл в Казахстан в 1923 г. на должность секретаря Семипалатинского Губкома, а в 1924 г. стал заведующим организационно-инструкторским отделом обкома партии и контролировал кадровые вопросы. Ф. Голощекин в 1925 г. был избран первым секретарем республиканской партийной организации. С его приходом к власти общественно-политическая ситуация в Казахстане значительно ухудшилась.
59. Система
народного образования в 1920-
В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.
26 дек. 1919г был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана ЧК по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в К.-не работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232 ч.-ка. Был объявлен массовый культпоход в аул. Формировалась сист. образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Созданы были учебники на каз. языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на каз языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход каз. алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от нац. традиций и культуры.
Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Каз. государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельхоз институт (1930 год),Алма-Атинский мед. институт (1931 год), Каз. государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым.
В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.
В 1926 году открылся первый нац. каз. театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт муз. театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой каз. оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр им. Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада каз. искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал для развития муз. искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен каз. народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год).
20-30-с годы — это сложное время в истории культуры К.-на, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию
60. Идейные
воззрения нац.интеллегенции.
Развитие культуры К-на
в 20-30 годах. (Развитие народного образования,
музыкальное и театральное
В области культуры
советской властью была
26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232
человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры.