Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:59, шпаргалка
1. Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.
В каз. Обществе были баи – богатые и кедей – бедные. Богатство давало огромные выгоды, обществ. Престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. Самой бесправной соц. Группой каз. Общества были рабы (кул). Осн. Источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина.
В каз. Ханстве имело место земельное пожалование, кот. Приобретало наследственное право – сойургал. Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом – согум, сыбага. Земледельцы платили бадж, харадж, Простые люди привлекались к общественным работам – мардикар, Принимали на постой войска – каналга, а также знатных людей – джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.
29. Институт биев в казахском обществе.
Толе би. Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов Жетi Жаргы, оратор. Толе би родился в 1663 г. в урочище Жайсак близ Чу ( в Жамбыльской области) После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течении 6 лет (1743-1749). В историю вошло выражение Толе би: «У благой мысли есть источник, у ее автора – духовный отец Майин». Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майин би. С написанием и претворением в жизнь «Семи заповедей» Тауке хана, имя Толе би прочно вошло в сознание народа. За годы великого бедствия «Актабан шубырынды» повысился авторитет Толе би, в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошему у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. Умер Толе би в 1756 г. в Анбуржан-орде (сейчас Шымкентская область). \\
Казыбек би Казыбек Кеддибекулы (1667-1764) родился на берегах Сырдарьи, принадлежал к Среднему жузу, к роду каракесек племени аргын. Благодаря семейным традициям, Казыбек уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. О роли казыбек би в судьбе казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, остаивавших его независимость, территориальную целостность. Казыбек би умер в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбура у источника Теректи. \\ Айтеке би. Айтеке би (подлинное имя Айтых) Бейбекулы. Сведения о его биографии скудные, предполагают, что он родился где-то возле Бухары, даты рождения и смерти приблизительно 1666-1722 годы. Но известно его решающее участие в совещании по поводу объединения 3-х жузов. В двадцать лет Айтеке был уже известным бием, в тридцать лет стал старшим бием Младшего жуза. Он был в числе главных авторов «Жетi Жаргы». Он- помощник и советник Тауке хана, сам батыр участвовал вместе с Тауке-ханом в отражении нашествия на Сайрам. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком представительном уровне уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след. Айтеке би вместе и наряду с Казыбек би и Толе би вошел в историю казахского народа как инициатор объединения 3-х жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хане.
30. Хозяйство,материальная и духовная культура казахского народа в 15-18 веках.
Кул-ра КЗ 15-18в. Вобрала в себя все особ-ти кул-ры предшест-щих времен. Наибольшее распространение из жилищ получила юрта-повозка. Огромное значение – долины рек Сырдарьи, Талас и Чу, бассейны Тургая, Ишима и Иртыша (главн зимн стоянки и располагались стационарные жилища и оросительные каналы). В 15-18в. Города постепенно приходили в упадок, трансазиатская торг-ля потеряла значение, нач-сь кул-ная изоляция Ср Азии от остальн мира. Ф-ма религии – ислам, но в то же время обряды шаманизма (культ Тенгри). В каждом доме – статуэтки из камня, дерева, войлока – различные языческие боги, тотемы и предки. В мировоззрении солидное место занимали анимистические представления и культ сил природы, все объяснялось наличием борьбы дуальных начал – кие (добро) и кесир (зло). Большое значение – культ огня (покровитель жилища и домашнего очага, чистоты помыслов и действий).
31. Казахско-джунг. войны в 17-18 веках.
В первой четверти 18 века
наибольшая угроза для казахов нависла
со стороны Джунг. ханства, достигшего
в 20-х годах наибольшего
В начале 18 века Цеван-Рабдан возобновил кровопролитную войну с Каз. ханством. Походы Джунгарских войск (1710, 1715, 1718) показали пагубность родоплеменных распрей.
В вооружении джунгарской армии еще в конце 17 века имелось огневое оружие с фитилем. Наличие кавалерии ставило джунгар в более выгодное положение, также они имели огромную армию. Вооружение казахов состояло из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями. Вторжение джунгарских войск (1711 – 1717гг.) подточило казахские силы. Джунгары временно оккупировали часть Жетису, передовые отряды дошли до реки Сарысу в Центр. К.-не. Вторжение заставило известных батыров, биев, старшин приложить усилие к объединению военного потенциала.
Первый курултай состоялся
в 1710 году в районе Каракума. Было решено
создать общеказахское
В 1722 году после смерти Цинского Богды-хана Юньчжена, Цеван-Рабдан смог обрушить всю свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, в истории "годы великого бедствия", принесла голод и разруху. Агрессия джунгар повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Казаки, узбеки, каракалпаки, нападая на обессиливших казахов, усугубили их положение. В эти годы сильно пострадало Жетису. Причинами этого было отсутствие политического единства в казахском обществе.
Развивая свои успехи, в 1725 году джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты с 1726 года. В 1726 году в среднем течении реки Сарысу, при впадении в нее реки Буланты, казахское объединенное войско нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противостоянии с джунгарами. Место поражения джунгар сохранилось под названием "мест гибели калмаков", что отразило значительность поражения джунгар.
Угроза нац. независимости заставила объединиться. Уже в 1726 г. объединенное войско Ст. и Мл. жузов под командованием Тайлак батыра и Саурык батыра в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло тяжелейшее поражение джунгарам. Эта победа воодушевила казахов на дальнейшее сопротивление. В этом же году неподалеку от Шымкента, у горы Ордабасы, проходил маслихат представителей 3-х жузов, где должен был быть избран верховный главнокомандующий казахской армии – сардар. Сардар в перспективе должен был стать верховным ханом, поэтому между султанами вновь разгорелся спор. Однако реальный взгляд на положение вещей заставил биев склониться в пользу Абулхаира, сторонника жесткой центральной власти. Видную роль в организации армии 3-х жузов сыграли батыры Богембай, Тайлак и Саурык. // В 1729 г. к югу от оз. Балхаш в местности Анракай (по другим сведениям, в 1730 г. на юго-востоке от оз. Балхаш между оз. Алаколь и оз. Ит-Ишпес) произошло новое крупное сражение. Джунгары были вновь разбиты и отступили с большими потерями. Это место носит название «место стонов и рыданий врага».После победы встал вопрос об объединении Казахского ханства и выборах хана вместо умершего Болата. Но объединение так и не произошло, Абулхаиру не удалось добиться титула верховного хана. В этот период пришло известие и нападении башкир на северные границы К-на, и ханы Абулхаир и Семеке, забрав свои войска, направились к Российским границам. Их сопреником на общеказахский престол выступил сын Болата – Абильмамбет, поддерживаемый биями. В 1739 г. ему удалось добиться звания старшего казахского хана. \\ Т.о. раздоры между султанами и ханами свели на нет победы казахов 1726-1730 гг., и вновь раскололи общеказахский фронт. Единство сохранялось лишь благодаря биям жузов – Толе бию, Казбек бию и Айтеке бию, а также выдвинувшемуся после Анракайской битвы Абильмансуру, более известному как Абылай.
32,33,33 Принятие Младшим жузом Российского подданства. Восстание под рук.-вом С. Датова
В 1687 году в Тобольск было направлено каз. посольство во главе с батыром Кошимом с поручением пригласить в К.-н русских купцов. В состав миссии входили каз. торговцы, намеревавшиеся расчистить почву для экономич. связей с Русским гос.-вом через Сиб. города. В 1689-нач. 1690 годов в Тобольск направлено другое посольство во главе с Туман-батыром, но эти связи не оформлены юридически. Начало 18 века ознаменовалось кровопролитной борьбой против джунгар. Напряженное положение на северо-вост. границе вынудило каз. ханов и султанов вступить в переговоры с прав.-вом Петра I и через сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Россией.
В 1725 году Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников обратились к Петру I с просьбой о подданстве.
В 1726 году хан Младшего жуза Абулхаир и другие старшины отправили в Россию посла Койбагара. Это посольство осталось безрезультатным. Но Абулхаир в сентябре 1730 года вновь отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к Анне Иоановне с просьбой о покровительстве. 19 февраля 1731 года императрица подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в Российское подданство Мл. жуза. Для принятия соответствующей присяги были направлены послы во главе с переводчиком Тевкелевым. Попытки противной партии во главе с Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу. 10 октября 1731 года значительная часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие.
В обстановке усиливавшейся колониальной политики России, в Младшем жузе начались волнения. Зима 1782-1783 года выдалась суровой, начался джут, падеж скота, как сообщалось в документах того времени, о. Казахи, не обращая внимание на запреты, самовольно стали откочевывать на "внутреннюю сторону" Урала. Здесь их встречали казаки и грабили. Так, к весне 1783 года они угнали у казахов четыре тысячи лошадей.
Это послужило точком к началу народных волнений. Предводителем повстанцев стал известный батыр, активный участник восстания Е. Пугачева, старшина рода байбакты, кочевавшего между Уралом и Эмбой, Срым Датов. Восстание вспыхнуло в 1783 и продолжалось до 1797 года. В числе причин, вызвавших народные выступления, были жесткая колониальная политика России, изъятие казахских земель, обострение аграрного вопроса, нарушение исторически сложившихся маршрутов кочевания, грабеж и насилие со стороны колониальной администрации, казачьего войска, произвол местной знати
Восстание казахов в Младшем жузе под предводительством Срыма Датова явилось первым открытым выступлением против колониальной политики российского царизма. С. Датов был в определенной мере использован Екатериной II и губернатором О. Игельстромом в качестве орудия в попытке ликвидировать ханскую власть в данной части Казахстана. Но несмотря на этот факт, народное движение, возглавляемое Срымом Датовым, на некоторое время замедлило колонизацию края и заставило власти России учитывать настроения казахов.
Участие казахов в вост Пугачева.
После подавления восстания яицких
казаков в 1772 г. в степь стали
просачиваться слухи о
снятия осады с Оренбурга часть казахов двинулась с армией Пугачева в Башкирию, часть осталась в долине Жаика. Уход армии Пугачева к Казани осложнил действия отрядов Младшего и Среднего жузов. После разгрома Пугачева летом 1774г. под Царицыным русское правительство наконец получило возможность послать крупные военные силы в казахскую степь для помощи осажденным крепостям. Однако, несмотря на поражение пугачевцев, казахи продолжали борьбу, уничтожая продовольственные обозы, запасы сена и посевы, чем вызвали голод среди русского населения Оренбургской, Астраханской и Саратовской губерний. После казни Пугачева в январе 1775 г. царские войска начали карательные походы в глубь казахских степей. Весной 1775 г. русские войска начинают карательные действия против казахов. Для этого кроме яицких казаков и гарнизонов крепостей были привлечены большие отряды донских казаков, гусарские и драгунские полки, башкиры и калмыки, регулярная пехота. Разбившись на несколько колонн, русские войска при поддержке Нуралы начали уничтожать все казахские аулы на своем пути. Все лето продолжалась карательная экспедиция вдоль Жаика. Казахи, несмотря на мужественное сопротивление, были вынуждены массами откочевывать в глубь степей.