Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:59, шпаргалка
1. Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.
Битва между войсками Абулхаира и правителя ойратов Уз-Темир Тайши произошла в местности Кок-Кенесе близ Сыганака. Абулхаир потерпел полное поражение и был вынужден укрыться за стенами Сыганака. Ойраты, не встречая сопротивления, принялись грабить всю долину Сырдарьи. Были захвачены многие города, в том числе Туркестан, Ташкент, Отрар, Абулхаир был вынужден подписать унизительный мир. После этого его авторитет окончательно упал.
В 1465 г. Жанибек и Керей заявили о своих правах на престол, как потомков Орыс хана. Не имея пока реальных сил противостоять Абулхаиру, оба султана и часть поддерживающих их родов в знак протеста откочевала в долину р. Шу. Хан пытался наказать их и даже организовал поход в Жетису. В 1468 г. Его войска вошли в пределы Могулистана, но недалеко от урочища Алматы Абулхаир умер и его войско вернулось назад.
Отцу наследовал Шах-Бодак, известный также как Шейх-Хайдар. Ему не удалось стать правителем, так как против него выступила вся коалиция биев и султанов. Ибак, усса, Жамбырши, Ахмед, ставший ханом в Сарае, Жанибек и Керей заключили между собой союз, направленный против потомков Абулхаира. В итоге Шах-Бодак был убит, а его сыновья Махмуд и Мухаммед Шайбани укрылись в Кажи-Тархане (совр. Астрахань). Однако мангытские эмиры не позволили молодым царевичам долго держаться в этом городе, войска джучидов осадили городские стены. В результате этого внуки Абулхаира вынуждены были бежать в Туркестанский вилайет, и дальше в Бухару и Самарканд. Это по существу было концом государства Абулхаира. Так было покончено с последним остатком былого могущества Улуг Улуса и на его развалинах появились новые государства – Казахское, Ногайское, Сибирское.
22. Причины
образования казахского
В 1428 году в Ак Орде правил Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, простиравшееся от Яика до Балхаша, от низовий Сырдарьи и Аральского моря до среднего течения Тобола и Иртыша. Столицей был Сыгнак. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.
Джанибек и Керей
отказались повиноваться Абулхаир-хану,
мотивируя это традицией
Основание в соседнем
Могулистане ханства узбек-
Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.
24. Укрепление казахского государства во второй половине 16 века.Деятельность Хак-Назара и Тауекеля.
Осн. Направлениями полит. Активности ханов казахов второй трети XVI в. Были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного каз. Хана Хакк-Назара (1538-1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время каз. Земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.
Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Каз. Ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполит. Обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Рус. Гос.-тво после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сиб. Ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесня казахов Ст. жуза, оираты (джунгары). В какой-то период каз. Власти контролировали лишь территории к югу от Улутау. На Сары су. В Северном Приаралье, Каратау, в Зап. Семиречье, примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Каз. Роды кочевали на терр.-ии Сиб. Ханства, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Вост. К.-на и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Мл. жузс.
Хакк-Назар-хану удалось взять под свой конролль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Русское государство.
В Юж. К.-не Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельч. Центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание направо владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у каз. Хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры каз. Султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.
Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией.
После смерти Хакк-Назара ханом казахов стал Шигай (1580-1582), потомок хана Джанибека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекс. Хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. Через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Теуекелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Каз. Же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Таваккул захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. Ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г. Предпринял новый поход в Ср. Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха, вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Ср. Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Ср. Азию, Таваккул-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте. По договору нового каз. Хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Каз. Ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Каз. правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести
25. Основные
этапы этногенеза казахской
Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием.
В XV – XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV – XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологической о состава казахского народа.
Сложившаяся народность со второй половины XV века стала известна среди соседей и в письменных источниках под именем «казахи». Происхождение этнонима казах являлось предметом дискуссий, оно отражено в многочисленных легендах. Казах – тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, то есть – это вольный, свободный, независимый человек. Такой трактовки придерживались видные исследователи В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Барюльд, С. Ибрагимов, В. П. Юдин. Когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхайра их сторонники стали называться узбек-казахи. С укреплением ханства Джанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним.
26. Причины
образования и особенности
Особенностью Казахстана является то, что на ею территории возникли жузы – племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV – XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках XVI века. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения – номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всею в монгольские улусы.
Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакгы, жалаиры.
Средний жуз занимал район Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлуки и другие.
Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской иизмсшюсш. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие.
27. Казахское
ханство в XVII веке.Особенности
социально-политического
В ист. К.-на ханского периода известен законодат. Памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создат. Принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев – из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в ист. Каз. Ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри.
В «Жеты Жаргы» были закреплены осн. Принципы и нормы права средневек. Каз. Общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.
Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в гос.-ве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи.
Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.
Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники.
Каз. Общество сост. Из двух основных соц. Групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политич. И правовым признакам. Это ак суйек – белая кость, к ней относились только чингисиды – потомки Чингис-хана и ходжи – потомки сподвижников пророка ухаммеда. Остальные группы относились к кара суйек – черной кости.
Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись термины оглан, торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингис-хана по мужской линии Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом гос.-ве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени Упр.-е каз. Обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеты Жаргы».
На вершине соц. Иерархии находился хан При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей терр.-ей ханства; был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитич. Курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга.