Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:59, шпаргалка
1. Предмет и значение курса Истории Казахстана, периодизация.
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Ист., прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью ист. мы путешествуем в пространстве и во времени. Ист. позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. Ист. это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. Ист.воспитывает национальную гордость и патриотизм.
С середины XIX века Казахстан стал играть все возрастающую роль в российско-китайских отношениях. Пекинский договор 1860 года и Чугучакский протокол 1864 года закрепили признание Китаем отхода к России Кыргызстана и Семиречья, В 1881 году был подписан Петербургский договор, который предусматривал для жителей Илийского края (после возвращения его Китаю и вывода оттуда русских войск) возможность выбора китайского или русского подданства. И поскольку его жители уйгуры и дунгане не раз поднимали восстания против цинского господства, значительная их часть решила переселиться в пределы Российской империи. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходило в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган. Они расселились в долинах рек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы волости Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуров.
82. Обычаи и традиции казахского народа.
Культура Каз. ханства в ХVI-ХVII веках представляла собой культуру сложившейся каз. народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.
Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность культур предшествующих поколений. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а также остроконечный женский головной убор - саукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух - тымак, борик с меховой опушкой, тюбетейку - такия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы - укi (филин). Белдемше - распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек - женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени. Казахи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары - шалбар. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - куш, от дождя их защищал войлочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги - маси, войлочные чулки -байпак, кожаные калоши - кебic, сандалии - шокай.
В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: байге, курес, борьба двух всадников - сайыс, кызкуу, кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили спец. блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшинства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом порядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассаживании по местам, представлении кушанья, открытии торжества
83. Астана-столица суверенного Казахстана.
Астана - новая столица сув-го КЗ. 1-им из важных событий в жизни казахст-го общ-ва на пороге 21 века стал переезд ст-цы в Акмолу. Сент 1995 указ – ст-ца - Акмола. До переезда Правит-ва и Парламента в новую ст-цу, г. Алматы сохранял свой статус.
После некоторых подготовительных работ, в 1997 году столица переехала в Акмолу. Переезд ст-цы был обусловлен весомыми эк-кими, демогр-кими и полит факторами. 1 - выгодное расположение Акмолы в географ-ком центре респ-ки для управления и осуществления коммуникаций.2 - переезд ст-цы позволит поднять эк-ку этого региона, улучшить, с позиции нац-ных интересов, демограф-кую ситуацию в сев обл-тях КЗ; 3 - Акмола отвечает геополитическим интересам государства и сможет укрепить нац-ную безоп-сть респ-ки.
Июнь 98 - торжеств презентация новой ст-цы КЗ. Акмола - Астана.
84. Создание Асамблеи народов Казахстана.
Подобной организации нет ни в одной из стран СНГ. В самые трудные периоды она была органом подлинно народного представительства многонационального К-на. Решение о создании Ассамблеи народов К-на – общественного органа консолидации граждан всех национальностей на пути модернизации политической, экономической и социальной сфер республики – было принято на форуме народов К-на в декабре 1992 г. Было принято решение о придании Ассамблее статуса консультативно-совещательного органа при главе гос-ва. С 1995 г. в вузах страны учатся представители малочисленных народов, поступившие по квоте Ассамблеи. По предложению архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексея под эгидой Ассамблеи отмечено 1100-летие славянской письменности. Сделан значительный вклад в возрождение и развитие культуры народов республики, заметно активизировалась работа национально-культурных центров. Всенародными стали Наурыз, мейрамы, фестивали корейской, немецкой культур, татарский сабантуй, впервые на республиканском уровне прошли праздники дунган и курдов. Был проведен 1-ый всемирный фестиваль уйгурской молодежи в конце октября 1996 г. в Алмате, республиканский фестиваль немецкого детского творчества в Акмоле. Культурная жизнь этноса стала насыщеннее, инициативы национально-культурных центров практически повсеместно получают поддержку государственных структур. Ассамблея стала центром организационной работы с диаспорами. Благодаря усилиям Ассамблеи увеличилось количество студентов-казахстанцев в России и Белоруссии. С помощью Ассамблеи национальная диаспора восстанавливает свои связи с исторической родиной. Ассамблея стала соучредителем республиканских журналов «Аникат» и «Мысль».
86. Экологические проблемы РК.
Варварское, хищническое отношение
центральных ведомств к
Радиационное загрязнение.
Одной из сложнейших
Именно серьезность
проблемы радиационного
Кризис природных
ресурсов. Одной из наиболее серьезных
экологических проблем
Подобная же ситуация
сложилась на озере Балхаш, уровень
которого за 10-15 лет снизился на
2,8-3 метра. В то же время
Зыряновский свинцовый
и Лениногорский
В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн. га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.