Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:37, шпаргалка

Описание работы

История России как наука.
В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г. Под понятием «отечество» подразумевается страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит. Отечеством также называют политическую, социальную и культурную среду, в которой живет и трудится данный народ, исторически принадлежащую данному народу территорию.

Работа содержит 1 файл

ответы по истории.docx

— 297.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II.

“Просвещённый абсолютизм” Екатерины II.

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного

абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике

следования  идеям Просвещения, выражающейся в  проведении реформ,

уничтожавших  некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда

делавшие  шаг в сторону буржуазного  развития). Мысль о государстве  с

просвещенным  монархом, способным преобразовать  общественную жизнь на новых,

разумных  началах, получила в XVIII веке широкое  распространение. Сами

монархи в  условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического

уклада, распространения  идей Просвещения вынуждены были встать на путь

реформ. В  роли тогдашних “просветителей”  выступали и прусский король

Фридрих II, и  шведский - Густав III, и австрийский  император Иосиф II.

Развитие  и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России

приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе

которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной

монархии. При  этом для социально-правовой политики было характерно

сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и

внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями

предшествующих  царствований, отмечена важными законодательными актами,

выдающимися военными событиями и значительными  территориальными

присоединениями. Это связано с деятельностью  крупных государственных и

военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.

Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова  и других. Сама

Екатерина II активно участвовала в государственной  жизни. Любовь к России,

её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

Политика  Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый

порядок в  государстве, поддерживать общество и  заставить его соблюдать

законы. 3. Нужно  учредить в государстве хорошую  и точную полицию. 4. Нужно

способствовать  расцвету государства и сделать  его изобильным. 5. Нужно

сделать государство  грозным в самом себе и внушающим  уважение соседям”.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или

честолюбием. Екатерина действительно мечтала  о государстве, способном

обеспечить  благоденствие подданных. И, по моему  мнению, с этой задачей она

успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество

человеческого разума заставляла царицу полагать, что  все препятствия к

этому могут  быть устранены путем принятия хороших  законов. Российское же

законодательство  была крайне запутанным. Формально  все еще продолжало

действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие  с тех пор более 100

лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг

с другом. Хотя при Петре I, а затем при его  преемниках предпринимались

попытки создать  новый свод законов, но всякий раз  по тем или иным

причинам  этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась  за эту грандиозную задачу по-новому: она решила

созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать

новое Уложение. В течении двух лет она трудилась  над программой своего

царствования  и предложила ее в 1767 г. в форме  “Наказа”, в котором

впервые в  истории России были сформулированы принципы правовой политики и

правовой  системы.

“Наказ” состоял  из 20 глав, к которым потом добавилось еще две,

главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш.

Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой  главе взяты из

тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ”

является  самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского

“просвещенного  абсолютизма”.

“Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит  не в

том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие

их направить  к получению самого большего ото  всех добра”. Вместе с тем

Екатерина предусмотрительно  отмечала: “Для введения лучших законов

необходимо  потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании

она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо  никакая другая, как

только соединенная  в его особе власть, не может  действовать сходно с

пространством толь великого государства”. Вольность  в понимании

Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в

ее представлении  вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.

Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью  совпадали с идеями

Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее,

они приближались к взглядам тех просветителей (в  частности Вольтера),

которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от

превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы

управления, стоящие между народом и верховной  властью и действующие на

основе законности. Идея была заимствована опять-таки у  Монтескье, но при

этом - совершенно искажена. Французский философ представлял  эти

“посредующие  власти” относительно независимыми от престола, а у

Екатерины они  создаются и действуют исключительно  по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась  за реформу

судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях

допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от

исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина

провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели

наказывать”.

Однако все  рассуждения о свободе довольно странно звучали в

стране, где  значительная часть населения находилась в крепостной

зависимости, фактически в рабстве. Императрица  уже в 1762 г., почти

сразу после  вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно

заявила: “Намерены  мы помещиков при их имениях и  владениях нерушимо

сохранять, а  крестьян в должном им повиновении  содержать”. Указы 1765 и

1767 гг. еще  больше усилили зависимость крепостных  от их господ.

И все же Екатерина  видела в крепостном праве “несносное и

жестокое  иго”, “человеческому роду нестерпимое  положение”, чреватыми

серьезными  потрясениями для государства. Правда, и “генеральное

освобождение” она считала несвоевременным  и опасным, а для

“приготовления  умов” к освобождению императрица  за 34 года своего

царствования  раздала генералам, сановникам и  фаворитам около 800 тыс.

казенных  крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе “Наказа” проходило и его обсуждение. Еще  в период работы

над ним Екатерина  показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием

их замечаний  сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение

этого документа  намечалось на заседании специальной  Комиссии для

кодификации законов.

Комиссия  начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ”  был выслушан с

восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято

решение преподнести  императрице титулы Великая, Премудрая, Мать

Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов  представилась с

этой целью  Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о моих

делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая –

никак себя таковой  назвать не могу, ибо один Бог  премудр, и Матерь

Отечества - любить Богом врученных мне подданных  я за долг звания моего

почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с

этого момента  уже современники будут называть её “Великой”.

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она  всё же имела важное

значение, так  как её члены ознакомили Екатерину  с мнениями и желаниями

русского  общества. Императрица воспользовалась  этими сведениями при

осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и

сословий. Эти  действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась

к власти, думая  больше о развитии государства, чем  о власти как таковой.

При Екатерине  полностью изменилась судебная система. Она была

построена по сословному принципу: для каждого  сословия свой суд. Дворян

судили верхний  земской суд в губернских городах  и уездный суд - в уездных.

Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты,

государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях

создавался  совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял

функции примирительной или третейской инстанции. Все эти  сословные суды

были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в

губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не

избирались, а назначались. Высшим судебным органом  империи был Сенат.

Стремясь  создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии,

Екатерина II начала работать над жалованными  грамотами дворянству, городам

и государственным  крестьянам. Грамоты дворянству и  городам получили

законную  силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за

каждым потомственным  дворянином свободу от обязательной службы. Они

освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За

ними сохранялось  право собственности на движимое и недвижимое имущество

(даже в  случае осуждения владельца, дворянские  имения не конфисковывались),

а также право  судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю,

"иметь  фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого  уезда и

каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться,

избирать  сословных предводителей, иметь  собственную казну. Правда,

императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-

губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства

в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение

иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики,

права и считалась  умной и образованной женщиной. При  Екатерине была создана

Российская  Академия, Вольное экономическое  общество, основано множество

журналов, создана  система народного образования, основание Эрмитажа,

открытие  публичных театров, появление русской  оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий  эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное

значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755

году Московский университет сыграл огромную роль в  развитии просвещения,

русской национальной науки и культуры, выпустив большое  число специалистов

по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Секуляризация церковного землевладения значительно  улучшала положение

бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и  другие угодья, на

которых они  до этого отбывали барщину, избавляла  их от повседневных

наказаний и  истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во время  правлении Екатерины II творят такие  мастера, как Василий

Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы,

Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол

академиком, преподавал в Академии художеств, Федор  Степанович Рокотов,

который работал  вместе с Ломоносовым, написал коронационный  портрет

Екатерины II, который очень ей понравился.

 

 

Внутренняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г.

Внутренняя Политика Александра I Павловича (перс.) (1801 – 1825)

– российский император из династии Романовых. (См. схему «Романовы  на русском престоле 1613 – 1917 гг.») В  социально-экономическом развитии России было много нерешенных проблем. Главными задачами своего правления  он считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу  органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований  казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах  объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта  мера фактически не повлияла на крепостническую  систему, т.к. за первую четверть 19 в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих  крестьян. Стали разрабатываться  проекты освобождения крестьян. После  окончания Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное право. Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения  функций органов государственного управления. Она привела к утверждению  системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров  перед императором, усилению централизации  и укреплению самодержавия. В России начала расти прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости  царя и получаемого за службу жалованья. В 1802 г. был реформирован сенат, ставший  высшим судебным и контролирующим органом  в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что  он получил право делать «представления»  императору по поводу устаревших законов. Либеральный проект реформирования органов управления по поручению  царя был создан статс-секретарем Непременного совета М.М. Сперанским. Однако из-за сопротивления  дворянства он практически не был  реализован. После завершения Отечественной  войны 1812 г. император во внутренней политике предпринял очередную серию  реформаторских попыток. Еще в 1809 г. было создано Великое княжество  Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817 - 1818 гг. ряд близких к императору людей (в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 г. Александр дал задание Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект "Государственной уставной грамоты Российской империи", предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820 г.), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822 - 1823 гг. Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название "аракчеевщины". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за "дурные поступки" ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости. Итак, Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными. Неожиданная смерть императора в ноябре 1825 г. породила ситуацию междуцарствия, социальные потрясения и поиски будущими самодержцами иных путей преобразований в стране.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"