Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:37, шпаргалка

Описание работы

История России как наука.
В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г. Под понятием «отечество» подразумевается страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит. Отечеством также называют политическую, социальную и культурную среду, в которой живет и трудится данный народ, исторически принадлежащую данному народу территорию.

Работа содержит 1 файл

ответы по истории.docx

— 297.15 Кб (Скачать)

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась  власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве  сбора дани со всех, входящих в это  объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных  общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались  в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился  сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы  от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее  выгодный договор, а в 945 г. во время  полюдья в древлянской земле  был убит за требование дани сверх  обычной.

Третий, завершающий этап складывания  государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам  за смерть своего мужа, она устанавливает  фиксированную норму дани, а для  ее сбора устраивает “погосты”, ставшие  опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося  победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала  мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько  задержало внутреннее устроение  русской земли.

Полная ликвидация племенных  княжений происходит во время правления  Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытается он укрепить и  языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается  пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и  тогда Владимир идет на своеобразную “духовную революцию” сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила  вытеснить местные языческие  культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской  народности и древнерусского государства.

Следующим решительным шагом, завершающим  создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую  веру и укрепить власть киевского  князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население  всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и  вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская  власть; простейший государственный  аппарат в лице дружины и наместников  князя; система данничества; территориальный  принцип расселения, вытесняющий  племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины, закономерность, основные центры феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность  – стадия в политическом развитии средневекового общества, когда единое государство ранней стадии Средневековья  дробится на ряд независимых государств (на Руси – княжеств и земель). При  этом великокняжеская власть сохраняется, но имеет лишь номинальное значение. Местные князья вполне самостоятельны и нередко воевали с великими князьями.

Причины феодальной раздробленности:

1. экономические – рост производительных сил в ремесле и сельском хозяйстве на местах. В конце XI-XII в. везде стали распространятся двуполье и трехполье. Росло число городов (в X в. – 60, к началу XIII в. – 230). В то же время рост производительных сил происходил в условиях господства натурального хозяйства, отсутствия экономических связей между русскими землями;

2. социальные – определялись развитием феодальных отношений на местах. В IX-X вв. между Киевом и его окраинами существовали довольно заметные различия в уровне развития общества. «Повесть временных лет», сравнивая полян и древлян, отмечала, что поляне «имеют нрав кроток и тих», а древляне «живут скотски, звериным обычаем, едят все нечисто, имеют срамословие перед женами», а также обычай умыкания невесты. Это свидетельствовало об отсталости древлян и слабом распространении у них христианства, так как они не знали постов. В конце XI-начале XII в. окраины уже не отставали от Киева по уровню социального развития. Везде началось социальное расслоение.

В таких условиях местная  знать стала стремиться к тому, чтобы иметь у себя аппарат  власти, способный справиться с социальными  столкновениями;

3. политические – определялись заинтересованностью местной знати в закреплении за своими феодальными центрами собственных княжеских династий. Пребывание князей на местных княжеских столах при лествичном порядке восхождения к власти было временным. Поэтому на местные дела они не обращали особого внимания. Такое положение устраивало местную знать. Вместе с тем уже в Киевский период стала складываться традиция, по которой в отдельных феодальных центрах стали закрепляться определенные династии. Так, Чернигов, Тмутаракань и Рязань стали числиться за потомками Святослава Ярославича; Переславль на Днепре, Ростов и Суздаль – за потомками Всеволода и Владимира Мономаха и т.д.

4. идеологические – связаны с распространением традиций сюзеренитета – вассалитета и идеи самостоятельности каждого князя в своей вотчине.

 

 

 

 

 

 

 

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Монголо-татарское нашествие  на Русь

Монголо-татарское нашествие  на Русь – яркий эпизод в отечественной  истории. Он одновременно и красив (изгнание монголо-татар и победа над ними), и трагичен (монголо-татарские иго). О нашествии монголо-татар на Русь и пойдет речь в этой работе.

1. Степные завоеватели

За три десятилетия  до путешествия венгерского монаха Юлиана и до появления на русских  рубежах передовых отрядов монголо-татарского войска далеко на востоке произошли  события, о которых ничего тогда  не знали в Европе, но которые  тяжело отразились на судьбе десятков народов и стран. Со всех концов бескрайних степей съехались к берегам реки Онон монгольские феодалы с дружинниками. Их верховным правителем был провозглашен Темучин. Он принял новое имя –  Чингиз-хан. Многочисленные кочевые  племена объединялись под его  началом.

Объединение монголо-татарских  племен в единое государство было явлением прогрессивным. Закончились  внутренние междоусобицы, тем самым  была создана хорошая база для  экономического роста и последующего процветания нового государства. Однако монгольская знать, оказавшаяся  у власти, направила развитие не по мирному пути, а по пути войн и  других агрессий.

Причина особой агрессивности  монгольских феодалов и их стремление к завоевательным походам коренилась в особенностях хозяйства. Эксплуатация собственных крестьян не приносила  выгоды: кочевое скотоводство которое  было главным у монгольских племен, не приносило ощутимой выгоды. Стало  быть, им надо было найти путь обогащения. Причем очень легкий. Естественно, нашли  его очень быстро: грабить соседние народы и племена. Вскоре после образования  монголо-тарарского государства начались захватнические походы с небольшими перерывами больше столетия. К концу  жизни Чингиз-хана (1227 г.) в руки монголо-татар  попали огромные территории от Тихого океана до Каспия. Но тем не менее  воеводы монголо-татар планировали  все новые и новые походы.

Объяснение военных успехов  монголо-татар оказывается слишком  простым. Секрет не в силе монголо-татарских  войск, а в слабости тех народов  и стран, на которые они нападали. Например, в Китае и Иране в  то время шел период феодальной раздробленности. Немногочисленные феодальные дружины  – это было все, чем могли противостоять  эти страны. Монголо-татары могли  разбивать войска противников по частям, создавая везде большой перевес  сил. Войско монголо-татар было главным, о чем заботилась феодальная верхушка Монголии. Вся жизнь страны подчинялась  военным целям.

Монгольский воин – это, прежде всего, всадник, подвижный и быстрый, способный к большим переходам  и внезапным нападениям. Основное оружие – лук и стрелы, топоры, копья, щиты. Но сабли и защитные доспехи имели лишь немногие.

Тактика войск монголо-татар  сводилась к внезапной атаке  конницей, разбиению войск противника на части и их последующее уничтожение. Сильная сторона тактики –  тщательная разведка будущего театра военных действий. Сведения получали как от своих разведчиков, так  и от купцов, бывавших в интересующих монголо-татар странах.

2. Начало вторжения на  Русь

Наконец, монголо-татары под  предводительством хана Батыя решили направить свои войска на территории нынешней России. Цель стояла все та же – покорить эти территории. Одним  из первых городов, подвергшихся нападению, оказался Торжок. Сначала жители отбивались в полную силу, но надежда убывала, настолько многочисленным было монголо-татарское  войско. Жителям Торжка оставалось только подороже продать свою жизнь  и нанести неприятелю как можно  больший урон. После двухнедельной  осады Торжок был взят. 5 марта 1238 года монголо-татары проникли в пылающий город, убивая абсолютно всех: женщин, детей, стариков. Те, кто смог сбежать  из города, были убиты потом, по дороге на север.

3. Монголо-татарская облава

Следующим «пунктом» в  «меню» монголо-тарарских войск  был захват Новгорода. Однако силы для  похода на Новгород Батый мог собрать  только к весне, когда все подходы  к Новгороду становились непроходимыми. Поэтому войска решили двинуться  на юг, оставив Новгород «на потом». Теперь они шли широкой полосой  из сравнительно небольших отрядов, подвергая страну сплошному разорению. За ними оставались лишь пожарища и  убитые. Тысячи пленных тянулись за войском монголо-татар. Обозы врага  становились все больше от добычи. Такого страшного разгрома Русская  земля еще не знала. Монголо-татарская  облава опустошила огромные территории. Завоеватели появились даже у  Смоленска, но здесь их постигла неудача. Из-за оттепели растаяли болота, оставался  лишь один путь, но его перекрыло  смоленское войско. Завоеватели вынуждены  были отступить. Жесточайшему разгрому были подвергнуты почти все города Руси. Но не стоит думать, что у  монголо-татар все было замечательно. За разорение русских земель они  дорого заплатили: войска были ослаблены, обескровлены непрерывными боями в  Северо-восточной Руси, в половецких степях… После завоевания русских  земель монголо-татары уже не могли  собрать достаточно сил для совершения завоевательного похода на Запад. Героическое  сопротивление русского народа и  других народов нашей родины сорвало  бредовые планы монгольских ханов  распространить свои владения до «моря  франков» и спасло зарождавшуюся  европейскую цивилизацию от разгрома кочевыми завоевателями. Когда мы говорим, что Русь спасла Европу от монголо-татарского разгрома, то имеем в виду не только героическую борьбу русского народа против полчищ Батыя во время нашествия 1237-1240 годов. И после Батыева погрома  народные массы не покорились завоевателям. Почти два десятилетия потребовалось  ордынским ханам, чтобы утвердить  свое господство над Русью. Это помешало хану Батыю предпринять новое  нашествие на Запад.

4. Попытки сопротивления  Руси

Отгремел страшный Батыев погром. Русь медленно восстанавливалась. Крестьяне и горожане, прятавшиеся  в лесах, постепенно возвращались в  родные села и города. В разрушенные  города въезжали уцелевшие князья. Новгородский князь Ярослав Всеволодович восстанавливал порядок.

Но, несмотря на все это, угроза со стороны монголо-татар не исчезла. На Руси опасались их новых вторжений. Тем более что Батый, вернувшись после неудачного похода на Запад, основал  на южных рубежах Руси сильное  государство – Золотую Орду. Все  русские князья съехались к грозному повелителю на утверждение. Формальное признание зависимости князьями еще не означало покорения русских  земель.

Монголо-татары не успели захватить  такие города, как Новгород, Псков, Витебск, Смоленск. Именно эти города выступили против признания зависимости  от ордынского хана. Сравнительно быстро оправилась от нашествия юго-западная Русь, где князь Даниил Галицкий твердой рукой сумел подавить боярские мятежи и сумел организовать сопротивление завоевателям. Самое  главное, что нашествие Батыя  не сломило русского народа, не подавило его воли к борьбе и свободе.

Попытку открытого выступления  против ордынских ханов предпринял великий князь Андрей Ярославич, получивший «владимирский стол»  после убийства в Монголии его  отца, Ярослава Всеволодовича. За время  его княжения в летописях не было записей ни о поездках русских  князей на поклон к хану, ни о посылках даров, а дани платились не полностью. Для борьбы с агрессорами Андрей Ярославич заключил союз с сильнейшим князем Даниилом Галицким. Этот союз был  скреплен женитьбой Андрея на дочери Галицкого князя. В итоге к  началу 50-х годов XIIIвека на Руси сложилась  довольно сильная группировка, готовая  оказать сопротивление завоевателям. Андрею Ярославичу приписываются следующие  великие слова: «Лучше мне бежать в землю чужую, чем дружить  с татарами и служить им…». Международная  обстановка для русских княжеств была в это время более благоприятной, чем накануне нашествия Батыя, что  могло породить надежды на успех. Руси противостояли уже не объединенные силы монголо-татар, а только войска Золотой Орды, причем ослабленные. Кроме  того, внимание ордынских ханов было отвлечено на Восток. В Монголии происходила ожесточенная борьба различных  группировок феодалов за императорский  престол. Продолжительная усобица, в которой Батый принимал активное участие, закончилась только в 1251 году. Войска Золотой Орды также принимали  участие в завоевании Ирана и  в войнах на Северном Кавказе, где  монголо-татарам оказывалось массивное  сопротивление. Однако политика Андрея Ярославича не была поддержана значительной частью светских и духовных феодалов. К тому же некоторые князья наладили отношения с Ордой и не собирались их портить. Орда же сохранила внутренний строй русских феодальных княжеств, что давало возможность феодалам перекладывать основную тяжесть  ига на феодально зависимое население. То есть их (феодалов) положение дел  вполне устраивало.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"