Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:37, шпаргалка

Описание работы

История России как наука.
В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г. Под понятием «отечество» подразумевается страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит. Отечеством также называют политическую, социальную и культурную среду, в которой живет и трудится данный народ, исторически принадлежащую данному народу территорию.

Работа содержит 1 файл

ответы по истории.docx

— 297.15 Кб (Скачать)

История России как наука.

В переводе с греческого языка  «история» — это рассказ о  прошлом. Отечественная история, или  история России, — это наука  о становлении и развитии человеческого  сообщества на территории, которая  входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г. Под понятием «отечество» подразумевается  страна, где родился человек и  к гражданам которой он принадлежит. Отечеством также называют политическую, социальную и культурную среду, в  которой живет и трудится данный народ, исторически принадлежащую  данному народу территорию.

История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и  др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т. д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины (ВИД). К ВИД относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), хронология (изучение систем летоисчисления и календарей), археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые  факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.

«Отцом истории» считается  Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н. э. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни наших далеких предков. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов для  изучения догосударственной эпохи  на территории России очень ценными  являются данные археологии. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой  понимают как описание истории, исторического  процесса, так и историю развития самой исторической науки. Классиками отечественной исторической науки  стали Н. М. Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 т.), С. М. Соловьев (1820-1879, «История России с  древнейших времен» в 29 т.), В. О. Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.). ,

 

 

 

 

 

 

 

 

Этногенез славян. Обычаи, нравы, традиции.

Этногене́з славя́н —  процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к  выделению славян из конгломерата индоевропейских  племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.

Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы  в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти  источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые  могли принимать участие в  этногенезе славян, однако степень  этого участия варьируется в  различных исторических реконструкциях. Самые ранние письменные свидетельства  византийских авторов VI века имеют  дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках  славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный  характер. Свидетельства авторов  римской эпохи (I—II вв.) о венедах  не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической  культурой, скорее конгломератом балто-славянских культур.

Археологи определяют как  достоверно славянские ряд археологических  культур, начиная с V века. В академической  науке не существует единой точки  зрения по этническому происхождению  носителей более ранних культур  и их преемственности по отношению  к более поздним славянским. Лингвисты  также не имеют единого мнения по времени появления языка, который  можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные  версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или  из языковой семьи более низкого  уровня) в широком диапазоне от 2-го тыс. до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.

Происхождение, история формирования и ареал обитания древних славян изучаются методами и на стыке  различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнерусское государство. Этапы  развития.

Древнерусское государство

Древнерусское государство сложилось  в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.

В первую очередь следует  учесть те изменения, которые происходили  в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где  из-за суровых климатических условий  земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение  избыточного продукта стало результатом  развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного  земледелия началась эволюция родовой  общины, которая, благодаря тому, что  теперь отдельная большая семья  могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую  или соседскую (территориальную). Такая  община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие  от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании  отдельных больших семей, владевших  орудиями труда и скотом. Это создавало  некоторые условия для имущественной  дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей  трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных  племенных союзов.

К политическим факторам образования  государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных  отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской  власти, повышали роль князей и дружины  как обороняющих племя от внешних  врагов, так и выступающих в  качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Становлению власти князя  способствовала и эволюция языческих  представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли  его престиж и, одновременно, происходило  отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных  управленческих функций, отдаления  князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося  в создание укрепленного межплеменного  центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог  благополучия всего племени, а его  личность отождествляли с племенным  тотемом. Все это приводило к  сакрализации княжеской власти, создавало  духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует  отнести то “давление”, которое  оказывали на славянский мир его  соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных  группировок, втягивающихся во внешнюю  торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих  соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро  у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла  себе племенные структуры, обогащалась  и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с  варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми  путями и самой торговлей, что  приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных  вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями  приводило к заимствованию некоторых  общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие  князья на Руси назывались по примеру  Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического  устройства долгое время считалась  Византийская империя.

Следует учесть и то, что  существование в Низовьях Волги  мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных  славян от набегов кочевников, которые  в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.

В советской исторической науке  долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли  внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной  социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло  привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

-------------------------------------------------------------------------

 

Основные этапы складывания  древнерусского государства.

В своем развитии древнерусское  государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования  древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и  их центров - княжений, которые упоминаются  у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора  с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства  ускоряется во многом благодаря активному  вмешательству внешних сил - хазар  и норманнов (варягов). ПВЛ говорит  о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена  чуди и веси платить дань. На Юге  же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Данные Повести временных  лет. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг  за море. Но вскоре между ними вспыхнула  распря, “и пошел род на род и  воевати почаша сами на ся”. (Скорее всего в летописи нашло отражение  соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой  шла т.н. “борьба престижей”). В  этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: “Земля наша велика и  обилна, а наряда (порядка) в ней  нет. Да поидете княжить и володеть нами” решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик  сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два  года после смерти братьев Рюрик  стал править единолично. В 882 году его  преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее  от Рюрика. После этого он освободил  славянские племена от хазарской  дани и подчинил своей власти.

Норманнская теория происхождения  древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. “норманнской теории”, разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской  службе. Ее сторонники приписывали  создание государства варягам, давшим ему и свое имя - “Русь”. Крайние  норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных  к самостоятельному историческому  творчеству.

Некоторые дореволюционные  и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков  доказывал, что варяги появились  в Восточной Европе тогда, когда  Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней, вымышленной  под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху  правления Владимира Мономаха, вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное  от реки Рось (правый приток Днепра южнее  Киева).

Современные исследователи, преодолевая  крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс  складывания государства начался  до варягов, сам факт их приглашения  на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже  известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника  от “заморских варягов” (свеев), захватывает  власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак  не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора  дани и объединения славянских племенных  союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами  и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"