Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История".
Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Выборы земских органов
Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.
Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.
С появлением земства стало меняться
соотношение сил в русской
провинции. Прежде все дела в уездах
вершили правительственные
Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7'0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами.
Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.
Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.
Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.
Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.
По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие.
Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,
Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты
Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.
Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.
Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.
И хотя новая судебная система еще
сохраняла ряд феодальных пережитков
(существование особого
Крестьянская реформа 1861 (основные черты и итоги)
19 февраля 1861 царским манифестом
было отменено крепостное
Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки” крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами.
В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.
Недостатки реформы
Историческое значение освобождения крестьян
Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким “ресурсом времени” - не то что на “500 лет”, а, пожалуй, не более чем на 20. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.
И все же она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.
В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата.
Активизация революционного движения
в пореформенный период была вызвана
несколькими причинами. Часть радикально
настроенной интеллигенции
Идейным вождем революционного движения в России стал в конце 50-х — начале 60-х гг. редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об общинном социализме, ратовал за создание в стране револ. орг-и. В июле 1862г. Чернышевский был арестован
В 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в “Колоколе” — “Земля и воля”. Орг-я объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословии: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.
Программа “Земли и воли” включала требования созыва народного собрания и установления демокр. республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть орг-и сводилась к изданию и распр-ю револ. литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Нужно было осмыслить случившееся. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.
Теория революционного народничества. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную полит. силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками револ. народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.
Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Он считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе. Особенно отрицательно он относился к идее о диктатуре пролетариата, считая, что она не приведет к свободе. По мысли Бакунина, гос-во диктатуры пролетариата попробует навязать крестьянам коммунизм, а это вызовет бунт всего крестьянства. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная хорошо вооруженная армия, появятся честолюбивые генералы из пролетарской среды. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство “поручит своей бюрократии заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму”.