Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История".

Работа содержит 1 файл

Вопросы и ответы по курсу Отечественная история.doc

— 642.00 Кб (Скачать)

Архитектура. В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других жанрах худож. творчества. Он господствовал практически до 40-х годов. Его вершиной на протяжении первой трети 19 в. являлся ампир, выраж. в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом Ампира были также скульптурные композиции, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возв. дворцы и особняки петербургской знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.

Первая треть 19 в. была временем интенсивной застройки столиц – Петербурга и Москвы, а также центр. части губернских городов. Особенностью градостроительства этого периода стало развитие ансамблевой застройки, а также сооружение специальных зданий государственного и общественного значения: административных, научных, учебных, библиотек и др. в Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве – Театральная. Губернские города перестраивались по спец. планам. Их центр. часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые социо-культурные учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.

Крупнейшими представителями русского ампира были А.Д. Захаров, создавший  здание Адмиралтейства в Петербурге; А.Н. Воронихин, построивший Казанский  собор, участвовавший в строительстве  архитектурных ансамблей Павловска  и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К.И. Росси, создавший в Петербурге здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой, ансамбль Александринского театра. В Москве в стиле ампир были выполнены работы О.И. Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим Театром; Триумфальные ворота и др. В этом стиле было построено здание Московского Университета и другие сооружения Д.И. Жилярди.

С началом кризиса и упадка классицизма  в 30-е гг. начинает распространятся “русско-византийский” стиль, в котором архитектором К.А. Тоном были созданы Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата.

Живопись. Крупнейшей фигурой классицизма  в русской живописи первой половины века стал К.П. Брюллов. В одной из известных и масштабных своих работ – “Последний день Помпеи”, он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму, которое проявилось и в других его картинах – “Автопортрете”, “Всаднице”.

Одним из крупнейших мастеров русской  живописи стал А.И. Иванов. Основным произведением  его жизни стала картина “Явление Христа народу”, над созданием  котрой он трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему.

Основоположником критич. реализма в русской живописи стал П.А. Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные соц. проблемы. Такими стали его работы “Свежий кавалер”, “Сватовство Майора”, в которых видны драматизм ситуаций, метафоричность автора, его критич. позицию по отн. к окруж. действительности.

Рождение популярного в 19 в. бытового жанра связано с творчеством  А.Г. Венецианова. Его картины были посвящены повседневному труду  и быту крестьян. В работах 20 гг. “На  пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Захарка”  он изображал жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это напр-е живописи принято называть “венециановской школой”.

Театр и музыка. В театральной  жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выст. и крепостные и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным. П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского.

Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского “Ревизора” — сначала в петербургском  Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить. После спектакля царь смущенно сказал: “Всем досталось, а мне более всех!”

В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки “Жизнь за царя” (впоследствии “Иван Сусанин”). В творчестве М.И. Глинки русское муз. искусство, усвоив западные средства выражения, поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей нац. русской музыки. Обаятельно талантливые А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев обогатили русскую музыку многими очаровательными романсами.

Русская литература. В эти годы русская литература вступила в свой “золотой век”. Она поднимала важнейшие обществ. проблемы, одной из которых была проблема формирования нац. самосознания. Писатели и поэты обращ. к историч. прошлому страны, пытались найти в нем ответы на возникающие вопросы.

Ярким примером сочетания литературной работы и деят-ти историка стало творчество Н.М. Карамзина, написавшего научный труд “История гос-ва российского”, который стал крупнейшим обществ. и научным явление первой четверти 19 в.

Появлений романтизма в русской  лит-ре связ. с именами Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского. В начале своего творчества романтические произведения создали Пушки и Лермонтов. Их произведениям были присуще жизненный оптимизм, акт. позиция в борьбе за идеалы свободы и гуманизма. Именно эти черты в романтической литературе наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30-40 гг. образцами этого направления стали работы “позднего” Пушкина “Борис Годунов”, “Дубровский”, “Капитанская дочка” и др.; а также роман Лермонтова “Герой нашего времени”.

Основателем школы критич. реализма стал Н.В. Гоголь, создавший одно из ярких произведений этого направления – повесть “Шинель”, положившую, наряду с другими его работами (“Мертвые души”, “Ревизор” и др.), начало “гоголевскому периоду” русской литературы (30-40 гг.)

Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества открыл читателю в первой своей драме “Свои люди – сочтемся” А.Н. Островский, обличивший самодурство и ханжество представителей стремительно растущего купеческого сословия.

В 40-50 гг. центральное место в  литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Литературным событием стал выход “Записок охотника” И.С. Тургенева.

 

 

 

22. Общественно-политические движения середины Х1Хв.: состав и основные идейные направления. 

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить  существующий строй и его “незыблемые  основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства.

  1. Охранительное направление

Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после  восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”.

  1. Либеральное направление

Резкой реакцией на правительственную  идеологию стало выступление  П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она  собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие  силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I.

Иных взглядов придерживались славянофилы  – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и  И.С. Аксаковы. По своему положению это  были богатые помещики, представители  старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора.

Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции.

  1. Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями  которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Крупным событием общественной и идейной  жизни стало письмо Белинского к  Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного  совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”.

Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического  будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы.

Также существовали различные революционные  кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского  – чиновника министерства иностранных  дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина).

23. Реформы 60-70-х годов Х1Хв. Крестьянская реформа. 

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон  о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"