Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История".

Работа содержит 1 файл

Вопросы и ответы по курсу Отечественная история.doc

— 642.00 Кб (Скачать)

В России были купцы и духовенство, казаки, мещане и крестьяне. Крестьянство было сословием неполноправным. Оно не могло свободно распоряжаться своей землей, поскольку платило за неё выкуп после отмены крепостного права и было связано властью общины. Крестьяне не могли свободно передвигаться по стране, подвергались телесным наказаниям, в земства допускались с огромными ограничениями.

 

 

 

27. Культура России второй половины ХIXв., её вклад в мировую культуру. 

XIX в. стал поистине золотым  веком культуры в России. Различные  факторы содействовали ее расцвету: эк. подъем (особенно после отмены крепостного права в 1861 г.), рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада. Были в России и факторы, тормозившие развитие культуры: крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.

Просвещение и наука. Царизм был  враждебен просвещению. Однако сила эк. развития постоянно расширяла  потребности в квалифицированных  кадрах для пром-ти, транспорта, здравоохранения, гос. службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ.

Если к началу Х1Х в. Россия имела  только одно высшее учебное заведение (Московский университет – с 1755 г.), а в начале 1860-х гг. – 14, то в 1896 г. их стало 63. Книг стало издаваться больше. К 1890 г. Россия вышла на 3 место в мире (после Франции и Германии) по кол-ву названий издаваемой лит-ры. Общий уровень грамотности населения за вторую половину века вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов (школьный устав 1828 г., циркуляр 1887 г. “о кухаркиных детях”, охранительный университетский устав 1884 г.).

Самодержавие стремилось также  превратить университеты в присутственные места, а ученых – в чиновников. Преследовались многие ученые и были уволены такие, как ботаник К.А. Тимирязев, социолог Ковалевский. Математик Ковалевская и биолог Мечников работали за границей. Равнодушно царские власти относились к Мичурину и Циолковскому. Царизм не спешил использовать даже сделанное в 1895 г. А.С. Поповым открытие эпохи – радио. В таких условиях естественные науки все-таки развивались.

В 1826 г. Н.И. Лобачевский создал неевклидову  геометрию. В 1842 г. академик Н.Н. Зинин заложил основы развития промышленности синтетических красителей, др. академик В.Я. основал в 1839 г. знаменитую Пулковскую обсерваторию.

Во второй половине столетия ученые-натуралисты  достигли еще больших успехов. Отец русской физиологии И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологич. науке. Русский химик Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов. Он выдвинул идею подземной газификации угля и принцип непрерывной дробной перегонки нефти, прогнозировал освоение Великого Северного морского пути, участвовал в первых опытах воздухоплавания в России. Он состоял членом 9-ти академий разных стран, включая США.

Выдающийся вклад в мировую  культуру внесли многие др. русские  ученые: биологи Мечников и Ковалевский, математики Остроградский и Чебышев, физики Лебедев и Умов, химики Бутлеров и Марковников, географы Пржевальский и Миклухо-Маклай, медики Пирогов и Боткин, электротехники Якоби и Лодыгин, основоположник геохимии Вернадский.

В 1876 г. Яблочков создал дуговую электрич. лампу (“свеча Яблочкова”), которая  освещала улицы крупнейших столиц мира и получила всеобщую известность  под названием “русский свет”. В 1881 г. морской офицер Можайский сконструировал первый в мире самолет (правда, не выдержал испытаний), а в 1888 г. механик-самоучка Блинов изобрел гусеничный трактор. В 1893 г. Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения.

Обществ. науки же обслуживали царизм: философы Гогоцкий, Юркевич, историки Погодин, Устрялов. Им противостояли револ. мыслители: Герцен и Чернышевский, Лавров и Бакунин, труды которых преимущ. издавались подпольно и за границей. Однако среди лояльных режиму ученых было много талантливых: философ Соловьев, создатель “Толкового словаря живого великорусского языка” Даль, историки Грановский и Костомаров.

Н.М. Карамзин к 1826 г. написал “Историю государства Российского” в 12 томах. С.М. Соловьев написал “Историю России с древнейших времен” (до 1775 г.). В.О. Ключевский – “Курс русской истории” в 5 томах (1904-1911 гг.).

Литература. Ведущей областью духовной жизни в России 19 в. была литература. Во второй половине столетия российская литература развивалась буквально под шквалом правительственных репрессий. После реформ 60-70-х гг. появились такие произведения, как “Обломов” Гончарова, где разоблачается косность, паразитизм дворянства как господствующего класса дореформенной России, “Идиот” (1868) и “Братья Карамазовы” (1879-80) Достоевского, запечатлевшие процесс разложения того же класса в пореформенную эпоху. Против карательного террора были направлены тогда и страстные стихи Надсона, Фофанова, сатира А. Толстого. Высшим проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине 19 в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры 2-ой половины 19 в. – это обличение существующего строя.

Второй проблемой было отображение  жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов (“Кому на Руси жить хорошо”). В романах и повестях Достоевского – “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание” – отображены горести и надежды городской бедноты. Простые люди – главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А.П. Чехова. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, написав свой труд “Война и мир”, создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Успенский писал о крестьянах, Мамин-Сибиряк – о рабочих, Короленко – о разных слоях.

Все они верили в лучшее будущее. Поэтому они так часто обращались к третьей из своих главных  проблем – к изображению положительного героя, человека будущего. Для начала 60-х гг. наибольший успех имел Чернышевский (“Что делать?”). Тургенев – “Отцы и дети”. Тончайший психолог и лирик, Тургенев создал галерею пленительных женских образов, кот. благотворно воздействовали на духовное развитие юношества (“Ася”, “Первая любовь”).

Все классики рус. лит-ры второй половины 19 в. (кроме А. Толстого) представляли реалистическое направление. А. Толстой , Тютчев, Фет продолжали традицию романтизма. Некрасов и Щедрин принадлежали к революционному лагерю, Тургенев и Гончаров были либералами, Достоевский дружил и с петрашевцами и с Победоносцевым, Л. Толстой был бунтарь.

Искусство. Рус. искусство переживало процесс становления реализма. Очень трудный был этот процесс в театре – драматическом и музыкальном. Малый театр был одним из главных центров рус. дух. жизни. Особенно с 70-х гг., когда на его сцене стала выступать рус. актриса М.Н. Ермолова. Другой центр театральной культуры в России – петербургский Александринский театр – страдал от чрезмерного внимания царских властей, которое считало его увеселительным местом и навязывали ему соотв. репертуар, но спасали положение известные актеры: Савина, Давыдов, Варламов.

Музыкальный театр в еще большей  степени находился под опекой царского двора (Мариинский театр и  Большой театр). В 1868 г. сложилось  содружество 5 выдающихся музыкантов –  Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Основная тема – народ. Другой великий композитор – П.И. Чайковский. Он тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы.

Если рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, то опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова.

С 20-30-х гг. художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов). Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок – последователи-передвижники Федотова. Товарищество было основано в 1870 г. с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Туда входили: Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Верещагин, Серов, Васнецов и др. Суриков (исторический жанр) изображал народную массу, как единое целое, как героя истории, сочетание неповторимых индивидуальностей. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема.

Итак, рус. живопись 19 в. несла в  народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального  достоинства, свободомыслия, гуманизма.

 

28. Политические партии России в начале XX в. ( классификация, программы). 

  1. Радикалы 

Образована в 1903 году на съезде. Тут  же произошло разделение на большевиков  и меньшевиков.

Программа-минимум декларировала задачи буржуазно-демократической революции, которая признавалась необходимой ступенью на пути к социализму (введение республики, всеобщие выборы, право наций на самоопределение, 8-ми часовой рабочий день, возвращение крестьянам земель, отрезанных у них в 1861 году, отмена выкупных платежей за землю).

Программа-максимум предполагала установление социалистического строя и диктатуры пролетариата.

Меньшевики  ориентировались на союз с либералами (Мартов, Плеханов – меньшевики – на выборах получили меньшинство). Они считали, что после демократической революции в России наступит длительный этап буржуазного развития, в процессе которого отсталая Россия преобразуется в капиталистическую страну. За это время должна созреть материальная база социализма.

Ленин и его сторонники, большевики, на первый план выдвигали конечную цель – социалистический переворот, стремились максимально приблизить его. Пролетариат должен блокироваться с беднейшим крестьянством. Т.е. главный союзник пролетариата – крестьянство. Большевики выступали за национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность). После свержения старого строя должен утвердиться “революционно-демократическая диктатура” рабочего класса и крестьянства.

Меньшевики – власть после революции  перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться “под давлением” социальных партий. Они за муниципализацию земли (передача земли органам местного самоуправления для сдачи ее в аренду крестьянам).

Эсеры (Чернов)

Громкой известностью были окружены эсеровские “экспроприации” (похищение  казенных денег на нужды партии) и террор, жертвой которой стало не мало чиновников и полицейских. В аграрном вопросе эсеры выдвигали идею социализации земли (передачу земли в пользование крестьянских общин с запретом ее купли-продажи).

Установление широкой демократии: республиканского строя со всеобщими выборами, с широкой автономией народов, областей и общин. 8-ми часовой день. Введение родного языка во языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности жилища, уничтожение постоянной армии и замена ее “народной милиции”, отмена всех налогов, “падающих на труд”, но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей. Тактика борьбы: пропаганда и агитация, организация стачек, восстаний. Террор – “крайнее” средство.

  1. Либералы

Кадеты(1905) -> позднее “партия народной свободы”. Она была преимущественно “интеллигентской”. В ней состояли преподаватели, врачи, инженеры, адвокаты, деятели искусства и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, некоторые рабочие и крестьяне.

Лидер: Милюков, Корнилов, Вернадский.

Главная цель – введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступают за разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение “гражданских политических прав личности”, за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе, 8-ми часовой рабочий день на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. Восстановление государственной автономии Финляндии и Польши в составе России и культурная автономия остальных народов.

Аграрный  вопрос: частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, но по “справедливой оценке” ( т.е. по рыночным ценам), они противники обобществления частной собственности. Их программа направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществление целей – мирным путем (путем получения большинства в Думе проведения через нее записанных в их программе реформ)

Октябристы  (Гучков)

Цель: “оказать содействие прав-ву, идущему по пути спасительных реформ”. Они за конст. монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству. Главные требования – свобода пром-ти, торговли, приобретение собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с экон. требованиями и на предприятиях, “не имеющих гос. значения”, страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Они выст. за единую и неделимую Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши.

Аграрный  вопрос: разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулирование аренды земли и перенаселение малоземельных и безземельных крестьян на “свободные земли”.

Прогрессисты (между кадетами и октябристами) (Коновалов, Рябушинские)

Выступали за конституционную монархию, за выборное двухпалатное представительство  с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"