Во второй половине XIV в. города
Западной и Юго-Западной Германии также
стали объединяться в союзы. В 70-е
годы XIV в. возникли Швабский союз городов
и Союз рейнских городов, затем объединившиеся
в 1381 г. Не без поддержки князей стали
возникать и рыцарские союзы.
Борьба, начавшаяся между этими городскими
и рыцарскими союзами, была на руку
князьям, так как она ослабляла
обе борющиеся стороны. Князьям,
вмешивавшимся на стороне рыцарей
в борьбу, протекавшую с переменным
успехом, в конечном счете в 1388 г. удалось
разгромить объединенный союз городов.
При Карле IV (1347—1378) политическая
раздробленность Германии была юридически
закреплена в изданной императором
в 1356 г. «Золотой булле» (грамоте с
золотой висячей печатью. Золота́я
бу́лла 1356 года (лат. Bulla Aurea) — законодательный
акт Священной Римской империи, принятый
имперским рейхстагом в 1356 году; самый
известный из документов, называвшихся
«Золотая булла». Текст документа, составленный
на латыни, был утвержден императором
Карлом IV Люксембургским. Действие буллы
прекратилось с окончанием существования
империи (1806). За князьями был признан полный
суверенитет в их княжествах: право суда,
сбора таможенных пошлин, чеканки монеты,
эксплуатации горных богатств. Были узаконены
частные войны между феодалами (за исключением
войны вассала против сеньора). Подтверждено
было, что императоры должны избираться
коллегией из семи курфюрстов (трех духовных
князей — архиепископов Кельнского, Майнцского
и Трирского, и четырех светских — короля
Чешского, герцога Саксонского, маркграфа
Бранденбургского и пфальцграфа Рейнского).
Запретив союзы между городами, «Золотая
булла» провозгласила, что империя является
политической организацией суверенных
князей, что города не могут независимо
от князей претендовать на политическую
роль. Феодальный классовый характер «Буллы»
был впоследствии подчеркнут юристами,
которые ссылались на этот документ как
на основание для упразднения крестьянских
прав наследственного держания земли
и для захвата феодалами общинных угодий.
- Каноническое право в странах Западной Европы в эпоху Средневековья.
Каноническое право в
1-ю очередь регулировало вопросы
организации и деятельности католической
церкви , но вместе с тем содержало ряд
положений , оказавших большое влияние
на развитие гражданского права, особенно
в области семейного права. Каноническое
право было одним из факторов внесения
единства в разнообразные обычаи отдельных
местностей. ...Церковь и каноническое
право отдавали 1-степенное значение умыслу,
направленности действий в поступках
индивида. Во время канонической доктрины
монастыри передавали свое имущество
в управление 3-м лицам и когда Генрих-7
секуляризировал имущество церкви ему
мало что досталось.
- Города и городские республики в Западной Европе в средние века. Средневековое городское право.
Города и городские республики
в Западной Европе.1. В первый период
после франкского завоевания города,
многие из которых возникли в период
римского господства, управлялись королевской
администрацией. С развитием феодальных
отношений они попадали в феодальную
зависимость от магнатов и церкви
(давались в лен). В XII и XIII веках города,
покупают себе некоторую автономию,
большую или меньшую в зависимости
от обстоятельств. Феодальный договор,
который город заключал со своим
сеньором, устанавливал между ними
связь=связи м/у сеньором и его вассалом.
Венцом полит. автономии признавалось
право города выбирать свои собственные
органы управления, издавать законы, осуществлять
суд над гражданами. Сеньору город был
обязан взносами, военной службой (в строго
оговоренных случаях), участием в курии
и суде сеньора. Башня и вечевой колокол
на ней, а также виселица и позорный столб
на границе городского владения = город
имеет самоуправление, созывает по своей
воле грахздан на собрания, чинит суд над
преступниками. В самое первое время своего
существования город, то есть то немногое,
что группировалось вокруг только что
возникшего рынка, сам искал защиты сеньора.
Без его разрешения и охраны не было и
рынка. Город получал согласие сеньора,
тотчас на рынке выставлялся какой-нибудь
знак(шляпа или перчатка сеньора). Добившись
свободы, город обзаводился двумя главными
атрибутами - виселицей и печатью. Управление
городом находилось в руках городского
совета, состоявшего из присяжных, и избиравшегося
им (часто пожизненно) городского головы,
мэра.Место в совете - привилегия богатых
фамилий, переходившей по наследству.
Как и многие другие, эта привилегия покупалась
за деньги, удостоверялась грамотой короля
или сеньора. В совете г. Марселя из 89 членов
80 принадлежало к городской аристократии,
трое были духовными лицами и только шестеро
представляли ремесленные цехи. Народные
массы, городской плебейский люд никакого
влияния на выбор должностных лиц не оказывали
(за исключением революционных периодов).
2. Ко времени нормандского завоевания
английские города мало чем отличались
от деревень, разве только некоторым преобладанием
ремесла и торговли над земледелием и
скотоводством. Принадлежали они королю,
церкви, баронам. XII век положил начало
бурному развитию многих ремесленных
поселков и превращению их в крупные (по
тому времени) города. В конце этого столетия
начинается процесс их освобождения. Обычным
условием освобождения была, покупка вольности.
За нее уплачивали ежегодный взнос королю
или соответствующему сеньору. Ричард
Львиное сердце вечно занятый своими внешнеполитическими
авантюрами, постоянно нуждался в деньгах
->продавал освободительные хартии английским
городам. К концу ХШ века большая часть
английских городов получила самоуправление,
но оно оказалось в руках тех, кто участвовал
в выкупе повинностей. Купеческие воротилы
Лондона за особый взнос купили себе право
назначать из своей среды старшин - членов
городской думы и самого мэра. 3. В Германии
наибольших успехов в самоуправлении,
достигли имперские города – города под
властью самого императора. В XVI-XVIII веках
ими станут Гамбург, Бремен, Нюрнберг и
др. Все они получили право на собственный
суд, издавали свои собственные кодификации
права, набирали войско. Вместе с ними
добиваются привилегий большие и богатые
города на реке Рейн - Майнц и Кельн, находившиеся
первоначально во власти местных архиепископов.
4. Возвышение пап+завоевательные походы
германских императоров и их попытки подчинить
себе Италию, способствовали ослаблению
и раздроблению североитальянских герцогств.
Этим немедленно воспользовались старинные
и густонаселенные города, основанные
еще в эпоху Рима. Первой среди них – в
VШ веке - приобретает самоуправление Венеция;
в Х веке обособляются Генуя, Лукка и Пиза.
В XI и ХП веках германские императоры,
желая получить содействие городов, даруют
им особые хартии, в которых предусматривается
освобождение от воинских постоев, свободный
статус населения, самоуправление. К тем
же мерам стали прибегать и папы. Благодаря
им наступает возвышение Милана в Ломбардии,
ставшего главным противником Германии
и первой опорой римского престола. Как
и повсюду в Европе, управление итальянскими
городами-республиками оказалось в руках
потомственной городской аристократии.
Главным органом власти считался городской
совет (или собрание присяжных), состоявший
из 50-100 членов. Реальная власть находилась
в руках консулов, то есть городских старшин.
Число их было различно и непостоянно.
Во главе Венеции и Генуи стояли дожи,
обладавшие значительной властью. Милан,
управлялся 18-20 консулами. Их избирали
граждане на городском собрание. Коллегия
консулов подразделялась на консулов-законодателей,
консулов-исполнителей (распорядителей)
и консулов-судей. В XIV-XV веках большое
значение приобретает Флоренция - самая
богатая и самая влиятельная среди североитальянских
городских республик. В XV веке состояние
дома Медичи во Флоренции составляло около
10 миллионов долларов в переводе на современную
валюту. Для того времени это был огромный
капитал. Три четверти своего капитала
Медичи держали за пределами Италии. В
одной только Франции у них было 24 отделения
банка. Развитию денежных операций в Италии
в значительной степени способствовало
то, что папы предпочитали взыскивать
причитавшиеся им платежи в европейских
странах через итальянских купцов, особенно
ломбардских. Здесь же, на севере Италии
(впервые в Генуе, в 1346 г .)., возникают первые
банки (первоначально "меняльные столы"
- отсюда и название). Здесь рождается и
слово "банкрот" - перевернутый стол.
Флорентийские власти выбирались, но выборы
эти были пустой формальностью. Определенное
число лиц (как правило, те, которых выдвигал
действительный правитель, например, тот
же Медичи или та или иная партия, господствующая
в городе) вносилось в список для замещения
городских должностей. Список составлялся
на много лет вперед. Каждые два месяца
(таков был срок полномочий властей) жребии
с именами кандидатов доставались из мешка.
Тот, чей жребий выпадал, занимал соответствующий
пост. Одни и те же кандидаты занимали
поочередно городские должности. 5. Самым
важным завоеванием городов было признание
свободного состояния за всеми гражданами.
Во Франции вольные города получили название
"буржуазных" от слова "бурт"
- укрепленный город (право возводить укрепления
было здесь непременным признаком свободы).
Непременным признаком вольного города
был свободный рынок. "Если крепостной,
- говорилось в городских грамотах, - проживет
год и один день в стенах города и если
за это время господин не предъявит на
него права, то он получает навсегда полную
свободу. Население городов объединялось
в союзы. Ремесленники создавали цехи,
купцы - гильдии. Во Франции объединения
ремесленников назывались "мастерствами",
в Англии - "гильдиями". Средневековый
цех - это союз ремесленников одной и той
же профессии, союз мастеров. Каждый член
цеха работал у себя на дому. Вмешательство
цеха в производственную деятельность
было активным и постоянным, ограничивалось
установлением правил и условий производства
и продажи товаров, а также контролем за
исполнением этих правил. Слово "цех"
порождает нередко совершенно неверные
ассоциации с цехом нынешним. Между ними
- ничего общего, кроме названия. Свой "цех"
имели и проститутки (в Париже, Франкфурте-на-Майне
и других городах). Внутри цеха не было
разделения труда, оно существовало между
цехами. Каждый мастер изготовлял товар
от начала до конца. Он обязан был уметь
сделать сам и весь необходимый ему инструмент.
Каждый цех следил за тем, чтобы никто
другой не вторгался в его область. Столяр
не мог делать замок для шкафа, это было
делом слесаря. Стремясь избежать губительной
конкуренции, ибо число заказов было ограничено
сравнительно небольшим спросом, цехи
наблюдали за тем, чтобы ни один мастер
не работал дольше обычного времени, не
имел большего числа подмастерьев и учеников,
чем другие, не покупал большего количества
сырья, чем было разрешено уставом цеха,
и чтобы качество товара и цена его соответствовали
установленному стандарту. Нельзя было
использовать лучшие орудия труда, рационализация
не приветствовалась. Городские власти
с особым усердием следили за цехами: за
тем, как производился и особенно как продавался
товар. В Англии каждый, кто отказывался
продавать товар по установленной для
данной местности цене, подвергался наказанию.
К позорному столбу выставляли даже за
одну попытку запросить больше положенного.
6. Возникновение цеховых организаций
восходит к XI веку (цех свечников в Париже
был создан в 1061 г .). Члены цеха помогали
своим бедным собратьям, давали приданое
их дочерям, заботились о достойных похоронах
и т. д. Не существовало дифференциации
внутри цеха. В ХIII столетии были ведены
ограничения для желающих стать мастерами,
если они не были сыновьями мастеров. От
подмастерья, желавшего стать мастером,
стали требовать представления шедевра
- вещи, изготовленной из самого дорогого
материала и по всем правилам искусства.
Требовалась уплата значительных сумм
в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего
угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII
веках о подмастерьях говорят мало. Различие
между ними и мастером еще невелико. Весьма
часто держать подмастерье было невыгодно.
Мастер и сам работал дома у заказчика
и из его материала. Положение меняется
в XIV и особенно в XV веках. Отношения между
мастером и подмастерьем рассматривались
как отношения между "отцом" и "чадом".
Торговаться об условиях работы подмастерье
не мог. Ни продолжительность рабочего
дня, ни оплата труда не были предметом
обсуждения. Все эти вопросы решались
старшинами цеха. Мастера уже тогда научились
сговариваться против своих рабочих. Устав
цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал:
"Если слуга придет к мастеру и запросит
плату выше обычной, его не должен брать
в мастерскую ни один хозяин". Рабочий
день подмастерья продолжался 11-14 часов.
Парижские сукновалы, работали с 5 часов
утра до 7 часов вечера. В других цехах
работа начиналась еще раньше. Городские
власти не однажды должны были запрещать
начало работы раньше 4 часов ночи (из-за
пожаров и плохого качества изделий). Парижские
перчаточники пожаловались Людовику XI,
что зимой, когда на их изделия больше
всего спросу, они не могут работать по
ночам. "Благодаря этому, - писали они,
- наши ученики и подмастерья предаются
праздности... не имея занятия, они проводят
время в играх и распутстве и совсем отвыкают
хорошо работать". Король разрешил начинать
работу в 5 часов утра и заканчивать ее
в 10 часов вечера. Еще худшим было положение
учеников. Обычно срок ученичества составлял
семь и даже десять лет. Так как ученик
не получал плату, эксплуатация его была
особенно выгодной, и потому срок ученичества
стремились не сокращать, а удлинять. В
борьбе за улучшение своей участи подмастерья
прибегали к забастовкам. Мастера отвечали
на них репрессиями. Устав о подмастерьях
г. Страсбурга 1465 года предписывал: 1) запрещаются
всякие соглашения и всякие союзы подмастерьев;
2) запрещаются все виды стачек и забастовок,
а также все виды препятствования штрейкбрехерам;
3) все разногласия с мастером должны разрешаться
судом мастеров, и подмастерье должен
поклясться, что он подчинится этому решению;
4) при всяком нарушении этих правил никто
не может давать подмастерью работу. Устав
запрещал подмастерьям под страхом наказания
(4 недели тюрьмы) оставаться на улицах
позже девяти часов вечера или находиться
в харчевнях (бывших своеобразными клубами
того времени): боялись сговора!
7. Каждый цех, как и купеческая
гильдия, имел свой устав, своих
старшин (должность эта была
пожизненной и даже передавалась
по наследству), свой суд. Цех
был одновременно и военной
единицей, и каждый член его
должен был иметь оружие для
защиты города. Именно в городах
раньше всего стала складываться
регулярная армия, состоявшая
из наемников. Ими становились
крестьянские сыновья, оказавшиеся
"лишними" при разделе имущества,
люмпен-пролетариат и др. Эта армия
служила за деньги, а значит, тому,
кто платил. В Германии их называли
"ландскнехтами". В Италии, служа
предводителям-кондотьерам, наемные
солдаты были опорой диктатур.
Отношения между цехами были
чаще всего враждебными. Боролись
за льготы, за место в городском
'управлении. Бедные и слабые цехи
ненавидели богатые и сильные.
Особенно острой была борьба
между цехами, с одной стороны,
и купеческими гильдиями - с
другой. Цеховой строй был закономерным
порождением феодализма.
- Эволюция феодальных поземельных отношений: аллод, бенефиций, феод.
Дружин франкского короля получала
участки принадлежащей народу земли, в
первое время большей частью как подарки,
позднее как пожалования чисто феодального
характера (бенефиции). Реформы карла Мартелла:
конфисковав некоторую часть земель (церковных
и монастырских), раздал ее в качестве
бенефициев — пожалований. Бенефициарий
был обязан являться на военную службу
по первому требованию короля: земля была
ему вознаграждением за нее. После смерти
бенефициария его земля и обязанности
переходили к сыну. Если его не было, король
мог изъять земельный участок и наделить
им другого. Зависимое положение бенефициариев
вынуждало их упорно и настойчиво добиваться
превращения поместий в неотчуждаемые
и наследственные феоды.
В VI веке основная масса пахотных
участков становится у франков свободно
отчуждаемой собственностью — аллодом.
Хотя отношения между
сеньором (королем) и вассалом (бенефициарием)строились
на основе договора, стороны в нем не занимали
равного правового положения. Вассальный
договор содержал в себе элементы иерархии
и зависимости, так как получатель феода
обязывался признавать верховенство сеньора
(сюзерена). Они заключались публично и
посредством торжественного и тщательно
разработанного обряда. Главное в нем
составляло официальное введение вассала
во владение землей (инвеститура) и его
клятва верности своему сеньору (оммаж).
Вассальные договоры четко
фиксировали обязанности сторон.
Сеньор наряду с предоставлением
феода должен был обеспечить защиту
вассала и переданной ему земли.
Обязанность вассала выражалась
в военной службе на сеньора (до 40
дней в году). Вассал должен был также
участвовать в судебных и других
собраниях феодалов под председательством
сеньора. Денежные выплаты вассала были
строго определены: выкуп сеньора из плена,
подарки при посвящении в рыцарский сан
его старшего сына и выходе замуж старшей
дочери. Первоначально вассальные договоры
считались заключенными на срок жизни
сторон, носили персональный характер.
Но вскоре обязанности, связанные с ними,
стали передаваться по наследству. Соответственно
при уплате сеньору установленного вознаграждения
(рельефа) к наследнику переходило и земельное
владение, постепенно превращающееся
в потомственное. Таким образом, к XI веку
феод (наследственное родовое поместье)
утверждается как основная форма поземельной
собственности. Если вассал нарушал клятву
верности сеньору и не выполнял своих
обязанностей, он должен был вернуть феод.
Управление городами и
суд находились в ведении сеньора
или его агентов; в казну сеньора
поступали налоги и сборы от городов.
В борьбе за вольности города находили
нередко поддержку в среде
мелкого дворянства, недовольного зависимостью
от сеньоров. Но чаще всего города искали
поддержки при дворе.Интересы короля
и городов во многом совпадали: король
хотел ограничения власти вассалов, единства
страны; города тоже — единство обеспечивало
безопасность дорог, широкие рыночные
связи, единую и полноценную монету. На
этой основе возникает неписаный договор:
города дают королю деньги и солдат, короли
обеспечивают городам защиту от феодальных
притеснений.
Положение крестьян: для
удовлетворения новых запросов, помещик
нуждался в деньгах. Для этого
он переводит натуральные повинности
в денежные. Свободные и заброшенные земли
стремятся заселить кем угодно, лишь бы
за них платили. Не расставаясь с прямым
насилием, с внеэкономическим принуждением,
феодал одновременно задумывается над
средствами экономического стимулирования
крестьянина — возникает цензива — новая
форма крестьянского феодального землевладения.
Обрабатывающий цензиву крестьянин может
по своей воле переходить с места на место
(в том числе уходить в город). Цензива
свободно передается по наследству. Ее
можно продать, однако, с тем, чтобы новый
хозяин нес те же повинности. И самое главное:
за цензиву уплачивается твердый ежегодный
денежный взнос (ценз). Во Франции переход
к цензиве начался в ХШ веке. С течением
времени она становится здесь основной
формой крестьянского держания.
- Римско-католическая церковь и ее роль в средневековом обществе в Западной Европе.
Была
выявлена роль католической церкви в
средние века в Европе. Церковь
получала в дар от императоров
и римской знати земельные
владения; оформлялась ее внутренняя
организация. На вселенских соборах
– высших «съездах» духовенства
– разрабатывалась догматика
христианского вероучения, и это,
естественно, укрепляло идейное
единство церкви. Экономическая мощь
церкви возрастала: до XV в. духовенство
владело третью всей обрабатываемой
земли в большинстве стран
Западной Европы. При Карле Великом
была узаконена церковная десятина
– налог, которым облагалось все
европейское население.
Появление
папства сплотило церковь; теперь она
окончательно оформилась как иерархическая,
жестко централизованная организация
во главе со своим «государем»
– папой.
Также
были рассмотрены основные богословские
направления, догматы в Римской
церкви западной Европы. Из них особенно
выделяются – учение о сверхдолжных
заслугах святых, об индульгенциях и чистилище.
Все эти учения были следствием искажения
схоластическими богословами идеи искупления.
Церковная
жизнь на западе в XI–XV веках представляла
весьма много ненормального. Папы пользовались
своей духовной властью только для
приобретения мирского господства и
являлись не столько иерархами Церкви,
сколько деспотами, попиравшими
все законы нравственности и справедливости.
Епископы также в большинстве
не отличались нравственностью, заботились
только о мирских интересах; клирики
поражали своим невежеством и
испорченностью; народ, не знакомый с
христианскими истинами, был погружен
в суеверия. Как в иерархии, так
и в пастве Римской церкви было
полное непонимание или забвение
цели истинно христианской жизни. Церковная
жизнь на западе приняла чувственное
направление, и Римская церковь
представляла собой учреждение, не
столько божественное, сколько человеческое.
В
курсовой работе мы ознакомились с
понятием святой инквизиции, ее целями,
задачами и историей.
Самое
мощное оружие антирелигиозной пропаганды
– история самой религии, историческая
истина, противопоставленная церковным
вымыслам и легендам, а в истории
религии – самое потрясающее
явление – инквизиция. Святая инквизиция
– общее название ряда учреждений
Римско-католической церкви для борьбы
с ересью. Основной задачей инквизиции
являлось определение, является ли обвиняемый
виновным в ереси. Если под инквизицией
понимать осуждение и преследование господствующей
церковью инакомыслящих – вероотступников,
то хронологические рамки инквизиции
следует расширить на всю историю христианской
церкви – от ее возникновения по настоящее
время, ибо епископы еще со времен раннего
христианства и по сей день присвоили
себе право осуждать и отлучать от церкви
тех верующих, которых они считают еретиками.
История
инквизиции – прежде всего тайная
история. Церковь имела все основания
тщательно скрывать и замалчивать
или извращать в целях самооправдания
ужасающие факты инквизиции. История
инквизиции неразрывно переплетается
с историей всего общества и ее
корни надо искать не в религиозном
духе, идей а в условиях и обстановке
классовой борьбы между буржуазией
и угнетаемыми классами. Она служила
инквизиторам, как необычайно удобное,
прекрасно приспособленное для
целей классового насилия, средство
идеологического оправдания этого
насилия.
- Источники феодального права Англии: общее право и право справедливости.
К XII–XIII вв. в централизованной
Англии сложилась единая правовая система,
получившая впоследствии название «общего права» {«common law»), которое было
неписаным и единым для всей Англии. Оно
формально не знало правовых различий
среди свободной части английского населения.
Нормы «общего права» унаследовали в известной
степени положения древнего англосаксонского
права, норманнские обычаи, решения королевских
судов. Нормы «общего права» закреплялись
путем записи отчетов об отдельных судебных
решениях в так называемых «свитках тяжб».
С конца XIII в.
начинается регулярное составление ежегодников,
с появлением которых в английском праве
берет свое начало обыкновение цитировать
аналогичные судебные решения для подкрепления
позиций сторон авторитетом судебной
практики. Но в средневековье английские
судьи еще не были связаны прежними судебными
решениями, не сформировался принцип обязывающей силы судебного
прецедента.