Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "История".

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 143.17 Кб (Скачать)

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические  интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола  и всеобщей вражды, необходимо государственное  вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных  граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей  является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения  и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы  для всех, а наказание должно применяться  и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

• государственный аппарат  должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а  не передаваться по наследству);

• государство — главный  регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в  общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

  1. Особенности государственного строя Спарты.

Государственный строй Спарты для своего времени, времени зарождения древнегреческих  государств, был определенным шагом  вперед, ибо он являлся формой государственной  организации господствующего коллектива. Главное место в этой организации  занимало военно-политическое воспитание граждан. Эта черта спартанского строя привлекла к себе большое  внимание идеологов рабовладельческой  знати.

Жизнь каждого  спартиата с момента рождения находилась под неослабным наблюдением  государства. До 8-летнего возраста мальчики жили в семье. Далее они  объединялись в группы — агелы (буквально — «стада»), находившиеся в ведении высокоответственных должностных лиц — пайдономов — государственных воспитателей, которые стремились путем суровой муштры сделать из мальчиков первоклассных воинов.

Помимо военно-гимнастической тренировки мальчиков подвергали лишениям (голод, холод) и поощряли их попытки  любыми средствами добывать себе пищу, не нарушая формально дисциплины. С 12 лет суровость воспитания усиливалась; развивалось умение кратчайшим образом  излагать свои мысли (создавалась ставшая  нарицательной «лаконическая» речь); мальчиков подвергали разного рода истязаниям, чтобы приучить легко переносить физические страдания.

В 18 лет воспитание спартиатов заканчивалось. В 21 год юноша  становился воином-спартиатом и сам  должен был участвовать в тренировке младшего поколения. Общее образование  занимало в этой системе воспитания весьма незначительное место; спартиаты  не только не были знакомы с достижениями древнегреческой культуры, но вообще были полуграмотными. В этом сходятся все древнегреческие писатели. Но тем выше были, по уверениям лаконофилов, военные качества спартиатов и спартанского войска.

Описанный строй  Спартанского государства был создан, согласно противоречивым преданиям, великим  законодателем и мудрецом Ликургом. Ликург якобы умиротворил раздираемую  внутренней борьбой Спарту, введя  «идеальный» государственный строй, который сохранялся во все последующие  времена существования Спарты. В  какой мере достоверно это предание о Ликурге? Плутарх написал большую  биографию Ликурга, но сам он признает, несмотря на свою весьма малую склонность к исторической критике, что традиция о Ликурге весьма запутанна.

Для современной  науки несомненно, что образ Ликурга  — образ легендарный, лишенный всякой исторической реальности. Тем не менее не исключено, что такие меры, как раздел завоеванной спартиатами территории на клеры, реорганизация древнего совета старейшин в герусию, установление эфората, были проведены одновременно. Все эти основные законы Спартанского государства могли явиться результатом деятельности крупного организатора, имя которого впоследствии было обожествлено: в Спарте потом существовал особый культ Ликурга как божества света.

В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходивших  к глубокой древности, например союзы  по возрастным группам, представлявшие, по всей вероятности, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи), где происходили общие трапезы, устраивались развлечения и где молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью. Женщины не допускались в эти организации, но вместе с тем являлись полными хозяйками в семейном быту, который, в противоположность построенному на общинных началах быту мужчин, был весьма замкнутым.

О пережитках доклассовых  отношений говорят также многие обычаи в семейной жизни спартиатов; спартанский обряд заключения брака  состоял в похищении девушки-невесты; семья была моногамная, но вместе с  тем допускалась свобода внебрачных отношений и для мужа, и для  жены.

Как указывалось  выше, в древнейшую эпоху в процессе напряженной борьбы за захваченную  территорию сложился спартанский военный  строй. Все спартиаты в возрасте от 20 до 60 лет были воинами. Войско подразделялось на пять основных боевых соединений —  лохов, по одному от каждой из пяти «деревень», на которые был разделен центр  Спартанского государства. Лох составлялся  из «сплоченных клятвой дружин»  — эномотий, участники которых и в мирной обстановке вели совместный образ жизни, образуя своего рода «братства сотрапезников», так называемые сисситии.

Этот военный  строй был еще далек от той  стройности и законченности, о которой  пишет Фукидид в конце V в. Отмеченные выше пережитки родоплеменных отношений  отразились на характере спартанской  военной организации. Эномотии могли проявить чрезмерную самостоятельность в боевой обстановке, что ставило под угрозу единство дисциплины. Подобного рода случай упоминает еще Геродот, описывая битву при Платеях в 479 г. Поэтому в борьбе со своими соседями Спарта в эту эпоху, т. е. в IX-VII вв. до н. э. часто испытывала неудачи.

 

  1. Государственный строй Древних Афин в период расцвета демократии (У в. до н.э.): экклезия, булэ, магистратуры, гелиэйя, народное собрание. коллегии пританов и стратегов.

Высшей властью полиса считалось народное собрание полноправных граждан не моложе 20 лет. Место его  заседания - агора. Собирались 2-4 раза в  месяц. Повестку дня знали заранее, новые законы опубликовывались. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, вн и вн политика, ). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500 (булэ) - его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет .

Совет был разбит на 10 пританий (каждая притания дежурила 1\10 часть года). Функции - высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за долж-лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. Судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, суд мог вынести любое наказание - от штрафа до смерти. Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ-ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилей (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники войнам, ведал преступлениями чужестранцев).

Полиция - следила за всем и все докладывала властям. Служить  в полиции считалось позором и полиция набирались из рабов.

 

  1. Борьба патрициев и плебеев как фактор развития римской государственности.

Как видно из источников, организация римской  патрицианской общины в царский  период носила строгий военизированный  характер. «Ограниченность исходного  земельного фонда, других материальных ресурсов вынуждала патрициат замкнуть общину под своим главенством, решительно препятствовать расширению её социальных рамок» Кучма В. В. Государство и  право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 141..

На другом полюсе родовой организации формировалась  категория зависимых людей - клиентов. Происхождение этой категории до сих пор вызывает споры. Вероятно, это обедневшие члены «младших»  родов, а также завоёванные или  пришлые жители, включённые в римскую  общину. Лишённые политических и гражданских  прав, хотя и лично свободные, они  могли существовать лишь благодаря  покровительству коренных римских  граждан (патронов), которые защищали клиентов перед третьими лицами Институт патроната-клиентелы подробно рассмотрен в монографии Л. А. Ельницкого «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э.» (М., 1964). «Для древнейшего периода, - пишет он, - представления об архаическом рабстве усложнялись…тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы». Рабство в эту эпоху носило патриархальный характер. Рабы и клиенты не представляли самостоятельной социальной силы и не осознавали своих корпоративных интересов. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей. Лишь по мере увеличения числа иноплеменых и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами» (Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме. С. 117-118). .

Вся масса населения  Рима, оставленная за пределами родовой  организации, получила наименования плебеев. Эта категория складывалась из двух основных источников. Одна часть - это  добровольные пришельцы, привлечённые торгово-предпринимательскими интересами, вторая часть была переселена насильственным путём в результате войн Рима против соседних народов. В дальнейшем важным источником пополнения плебейского  сословия стали выходцы из первоначальной римской общины, порвавшие с ней  связь вследствие разорения.

Плебеи были лично свободными, обладали собственностью, имущественными правами, занимались ремёслами  и торговлей, привлекались к военной  службе (правда, во вспомогательных  войсках), могли самостоятельно осуществлять судебные иски и нести юридическую  ответственность. Таким образом, в  области частных гражданских  отношений плебеи были равноправны  с патрициями. В сфере же политических отношений статус указанных сословий был диаметрально противоположным: плебеи не обладали никакими политическими  правами и потому были полностью  лишены возможности участвовать  в решении общинных дел.

Экономический статус плебейского сословия входил в явное противоречие с их гражданским  и политическим бесправием. Как справедливо  замечает Е. М. Штаерман, «плебеи не составляли такую группу людей, труд которых могла использовать другая группа благодаря их месту в общественном производстве» Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 83.. Плебеи не были экономически эксплуатируемым классом. Следовательно, социальная борьба патрициев и плебеев не была классовой. «Плебеи…представляли собой не класс и не класс-сословие, а архаическое сословие подобно таким же сословиям в других стадиально близких обществах» Там же. .

В предыдущем параграфе  мы отметили, что система управления древнейшего римского общества базировалась на принципах родовой организации  и была рассчитана только на коренных членов римской общины - патрициев. Позднейшие переселенцы - плебеи, не входившие в систему патрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены из общественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел, они не несли в полном объёме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военной и податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающим большинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общей массе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по мере того, как плебеи стали играть всё большую роль в повседневной жизни древнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общины превращалось во всё большую общественно-политическую аномалию.

Борьба плебеев  с патрициями стала главным содержанием  общественно-политической жизни, а  потому - главной пружиной ранней римской  истории. Эта борьба, растянувшаяся  на несколько столетий, принимала  временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской  войны. Борьба закончилась победой  плебеев: патрицианская родовая  община была насильственно разрушена, а на её обломках образовалось государство, в котором со временем окончательно растворились и патрициат, и плебс.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"