Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "История".
В XIV в. сформировалась новая система правовых норм – «право справедливости» {«law of equity») Если истцы не находили защиты своих прав в судах общего права (например, из-за отсутствия соответствующих правовых норм), то они обращались «за милостью и справедливостью» к королю, формально перенаправлявшему их к лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести». Его деятельность не была связана жесткими правилами процедуры, поэтому рассмотрение спора проходило без участия присяжных, что ускоряло судопроизводство. Лорд-канцлер применял нормы «общего» римского и канонического права исходя из «соображений справедливости». Благодаря праву справедливости получили судебную защиту такие новые институты, как доверительная собственность, ипотека.
Параллельное существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту так называемой англосаксонской системы права.
Источником английского феодального права являются также статуты, т. е. законодательные акты центральной власти. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.
В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое право и отношения внутри каждого сословия также регулировались своими правовыми нормами. Основным источником права в этот период являлся обычай В XIII в. были предприняты первые частные попытки записать обычаи, действовавшие в некоторых районах Германии. Наиболее известным из этих записей является «Саксонское зерцало», составленное Эйке фон Репгофом во второй половине 20-х гг. XIII в. состоящее из двух частей. В первой излагается «земское право» северо-восточных областей Германии К нему относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Во второй части излагается «ленное право» – нормы, регулирующие отношения между феодалами Основными идеями кодекса являются верховенство князей над императорами, независимость отдельных областей Германии. В этом смысле кодекс – достойный предшественник «Золотой буллы».
Основное содержание «
Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора.
В различных княжествах Германии уголовное и уголовно-процессуальное право основывалось на принципах «Каролины» – свода законов, изданных в 1532 г., названный так по имени императора Карла V. Он содержит более 100 статей с нормами о преступлениях и наказаниях. На основе «Каролины» образовалось общее немецкое уголовное право. В этом своде законов точное определение получает преступное деяние, намечается стремление к определению отличия преступления от проступков, влекущих за собой меньшую ответственность.
Опасными преступлениями считал
Преступления против нравственности – похищения женщин, двоебрачие, прелюбодеяние, изнасилование. Государственные преступления – бунт против власти, оскорбление императорского величия злостное бродяжничество. Вплоть до XVI в. считалось преступлением анатомирование трупов.
В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробленности государства кутюмы являлись основным источником права. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части «страна писаного права» и «страна обычного права»
В XIV–XV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий (землевладений). Наиболее известен сборник «Кутюмы Бовези» (сборник обычного права провинции Бовези), а также Парижские кутюмы. Сборники кутюмов. составленных как по королевскому повелению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикулярный характер, обусловленный феодальной раздробленностью государства.
Источником права было также рецепиированное римское частное право. Интерес к римскому праву объяснялся прежде всего потребностями средневекового города в нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, денежные отношения, охраняли бы собственность горожан В университетах с XI в. появляются глоссаторы – комментаторы и толкователи римского права. Римское право нашло поддержку и у королевской власти, которая широко использовала универсальный принцип постклассического римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона».
Своеобразным
источником права во Франции служили решения городских
судов и муниципалитетов. Новообразован
Нормы, выработанные Вселенскими соборами христианской церкви (каноны), акты папства (энциклики, буллы) составляли основу канонического (церковного) права. Возникшее изначально на основе изъятия из-под юрисдикции общих судов оно затем распространилось на все казусы, связанные с «грехом», – от ереси до брака, наследования и клятвенных обязательств. Наиболее известная кодификация канонического права – Свод канонического права [Corpus juris canonici) – была осуществлена в 1582 г.
Писаными
источниками права являлись акт
В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.
В 1357 г. Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.
С конца XIII в. создаются местные сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных штатов), в XVI в. они получили название «провинциальных штатов».
Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Парижский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.
К началу XVI в.
Франция стала единым государством. Формой
этого государства становится абсолютная
монархия, которая приобрела во Франции
наиболее законченную, последовательно
выраженную форму. Абсолютизм характеризов
Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие.
При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.
Завершил
становление абсолютизма
Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.
На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.
Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.
При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.