Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:55, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 30 экзаменационных вопросов по дисциплине "История государства и права зарубежных стран"

Содержание

Вопрос №1 Предмет, метод и система курса ИГПЗС.
Вопрос №2 Древневосточное государство и право
Вопрос №3 Восточная деспотия как форма государств
Вопрос №6 Судебник вавилонского царя Хаммурапи
Вопрос №7 Законы Ману
Вопрос №8 Происхождение государства в Афинах
Вопрос №9 Реформы Солона. Их значение
Вопрос №13 Общественный строй и органы управления в Риме в царский период. Реформы С.Тулия
Вопрос №14 Эволюция общественного строя Рима в период республики
Вопрос №15 Государственный строй Римской республики
Вопрос №17 Общественный и государственный строй Рима в период империи
Вопрос №18 Государство Франков
Вопрос №19 Салическая правда
Вопрос №20 Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (ХIV-XV вв.):
Вопрос №22 Абсолютная монархия во Франции
Вопрос №23 Норманнское завоевание Англии. Особенности сюзеренальной монархии
Вопрос №24 Великая хартия вольностей 1215 г. Установление сословно-представительной монархии
Вопрос №25 Особенности абсолютизма в Англии
Вопрос №31 Каролина 1532 г.
Вопрос №35 Исторические условия и предпосылки формирования буржуазного типа государства и права
Вопрос №36 Из истории буржуазного государства в Англии . Английская буржуазная революция
Вопрос №37 Этапы и основные акты Английской буржуазной революции
Вопрос №39 Установление в Англии конституционной дуалистической монархии.( II половина ХVII - начало ХVIII века):
Вопрос №40 Формирование парламентской монархии в Англии в ХVIII
Вопрос № 44 Война за независимость и образование США
Вопрос №45 Конституция США 1787 г. Американский Билль о правах 1791 г
Вопрос №46 Гражданская война в США
Вопрос №57 ГК Франции 1804 г
Вопрос №58 УК Франции 1810 г. и УПК Франции 1808 г.
Вопрос №38 Habius corpus act 1649 г

Работа содержит 1 файл

шпоры по ИГПЗС.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не .полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и 'оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

'Основным источником доказательств служили свидетельские пока зания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

 

Вопрос №8 Происхождение государства в Афинах:

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.

Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

        базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.

        Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.

        Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.

1.       Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

2.       Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

Вопрос №9 Реформы Солона. Их значение:

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения, в которых втягивались все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий Солон.

Солон издал следующие законы:

1.       Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.

2.       Цензовая.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной организации.

Солон разделил всех афинян на ; имущественных класса:

        пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.

        Трехсотники (всадники).

        Двухсотники.

        Феты – меньше 200 мер.

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности.

Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены.

Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте.

Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли ее во вспомогательных отделениях.

1.       Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов.

Пятисотники получили монопольное право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец. Орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца).

Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла.

Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан.

Противоречия в Афинах сохранились между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

 

 

 

Вопрос №13 Общественный строй и органы управления в Риме в царский период. Реформы С.Тулия:

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

        латины,

        сабины,

        этрусски.

В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

1.       привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

2.       самое многочисленное сословие – плебеи.

3.       Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты.

В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

        Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

        Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

        Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

1.       Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов: ! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ?. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.

2.       Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи , и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.

 

Вопрос №14 Эволюция общественного строя Рима в период республики:

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался по 2 основным направлениям:

1.       борьба плебеев и патрициев.

2.       Изменение характера рабства.

 

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

        В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

        В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

        В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"