Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Белоруссии".
29. Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Шляхетские восстания и их последствия для белорусских губерний.
18-19в- период зарождения белорусского национального освоболительного движения – это общественное течение за освобождение бел народа из-под колониального гнета за нац. возраждение
В 1817г. по инициативе студентов Виленского универс. Адама Мицкевича, Яна Чачоты было организовано «товарищество филаматов» (любители наук).Позднее от этого товарищества отделилось товарищество филаретов (любители добродетели). Просуществовали недолго и были раскрыты.
В ноябре 1830 г. В Варшаве начинается шляхецкое восстание( толчок – желание Николая 1 задушить Бельгийскую революцию), которое охватило всю Польшу. Существовали два лагеря консервативный и демократический .
На Бел. и Литве восстание не имело большого размаха. В Вильне был создан центральный комитет, который в последствии оказался малодействительным.
Восстание на Беларуси и Литве началось в марте 1831, в кот. были втянуты шляхта, мещане, крестьяне и духовенство.Пиком восстания стала битва за Вильню 19 июля 1831.Повстанцы потерпели поражение и отступили. К концу августа восстание на Бел.было почти полностью подавлено.8 сентября 1831 русская армия вступила в Варшаву и автономия Польши отменена. В октябре 1831 царским правительством был проведен разбор шляхтыэкто не имел этих документов переводились в однодворцев. Для укрепления русск элемента в крае переселялись выходцы из России. Поражение восстания репрессии оказали большое влияние на дальнейший ход общ.-пол.движение на Бел. Движение все более революционизировалось. Значительная роль в движении принадлежит демократическому товариществу.
Таким
образом 1-ая половина19в.
явилась периодом
бел.нац.-освобод. движения.
Деятельность членов
нац.-освобод. движения
была направлена против
ассимиляции бел. народа
как в колонизации, так
и русификации. После
восстания 1830 на
Бел. зародилось революционно-демократическое
движение - сочетание
просветительства и
революционной борьбы.
30.Беларусь в войне 1812
года.
12 июня 1812 г. 600-тысячная армия Наполеона, в которой насчитывалось до 120 тыс. поляков, перешла границу между Россией и Пруссией и вторглась на территорию Беларуси.
Чтобы добиться поддержки у польских и местных белорусских землевладельцев, Наполеон накануне войны пообещал возродить Речь Посполитую в границах 1772 г. Поэтому значительная часть местной шляхты не поддержала оборонительных мероприятий царской администрации, и в частности сохранила провиантские склады до прихода наполеоновских войск.
Уже в июле 1812 г. большая часть Беларуси (кроме южных уездов) была занята войсками Наполеона и его союзников — Австрии, Саксонии, Польши и др. Продвижение и дислокация большого числа войск сопровождались различного рода реквизициями и грабежом. Шляхта, не так давно присягавшая Российской империи, стала проводником политики новых властей. Что же касается простых людей, то они поднялись на борьбу с наполеоновскими войсками.
Продвигаясь в глубь России, Наполеон был вынужден оставить в Беларуси 100-тысячный отряд солдат для борьбы с партизанами, охраны коммуникаций, сбора провианта и фуража. Перед Бородинским сражением Наполеон дополнительно направил 10 тыс. солдат на помощь 12-тысячному витебскому гарнизону французов, который партизаны фактически держали в осаде. Окончательный разгром наполеоновской армии, начавшей отступать из Москвы 7 октября 1812 г., был завершен на белорусской земле.
В
середине ноября армия Наполеона
подошла к Борисову и начала переправляться
через Березину в районе д. Студенки. Здесь
французы потеряли более 20 тыс. солдат
и офицеров. Из окружения на запад сумели
прорваться незначительные остатки «великой»
армии. 22 ноября возле Молодечно был разбит
ее последний организованный отряд. Из
Сморгони Наполеон, покинув остатки своих
войск, в одежде польского офицера бежал
в Париж. В конце декабря менее 30 тыс. франц-их
солдат, оставшихся от когда-то многотысячной
армии, были вытеснены за пределы Бел-си.
31.Культура
Беларуси в первой половине XIX
в. Зарождение и развитие
белорусоведения
Культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и, в меньшей степени, русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса.
Только после шляхстского восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры, поднимая здесь знамя православия и единой русской народности.
Полонизация сменилась и дополнялась русификацией.В конце XVIII - начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Так название «Беларусь» в то время закрепилось только за восточными губерниями - Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская носили название «Литва».
Преимущественно безграмотное в своем большинстве белорусское население не выявляло себя особым отдельным народом. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «Тутыйшымi». Православие воспринималось или как «русская вера», а католичество – как «польская».
Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения,возникновением нового научного направления – белорусоведения.
Для пробуждения национального самосознания важное значение имела деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов.
В первые десятилетия XIX в. инерция
польского влияния, которое продолжалось
веками, была более сильной. Значит. роль
в становлении бел. литературы сыграли
писатели, собиратели фольклора и ревнители
народного слова Ян Борщевский, Ян Чечет,
Александр Рыпинский и др. В своих произведениях
этого периода они сочувствовали «бедным
мужикам», пропагандировали положительные
морально-нравственные принципы жизни
простых людей. Убежденным защитником
простого белорусского крестьянина и
его самобытного языка выступил В. Дунин-Марцинкевич.
Его социальные взгляды в первой половине
творческого пути содержали идеи либерального
просветительства, всеобщего гуманизма.
Как и его современники, он был тесно связан
с польской культурной средой, в ее традициях
начинал свою литературную деятельность,
однако уже его «Идиллия» (1846) была двуязычной.
В ней, как в жизни, паны говорят на польском,
а мужики — на белорусском языке. Оппозиционные,
антикрепостнические настроения, сочувствие
тяжелой доле народа стали лейтмотивом
произведений Ф. Савича, И. Леготовича,
В. Сырокомли, В. Коротынского. В 1830-х гг.
в Беларуси стали создаваться публичные
библиотеки, куда поступали книги, издававшиеся
в России, Польше, Зап. Европе. Активными
центрами распространения культуры становились
библиотеки при учебных заведениях. Разнообразной
была литература, издававшаяся в местных
казенных, церковных и частных типографиях.
В культуре Беларуси первой половины XIX
в. значительное место принадлежало театру.
32.Культура Беларуси во второй половине XIX в.
Просвещение и наука во вт. пол. XIX в. развивались в иных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию обществ-го движения. Восстание 1863 г. вызвало поворота правительственной политике на тер. Бел-си, в первую очередь, в сторону интенсивной русификации. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть этих учебных заведений, привлекала к ним новые педагогические силы. Однако ее результаты в Бел-си были менее значительными, чем в цент-х губерниях России. В начале рассматриваемого периода в Бел-си печать была представлена официальными изданиями — «Губернскими ведомостями» и «Епархиальными ведомостями».
Во второй половине XIX в. велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа. В 1870 г. в Петербурге был издан первый фундаментальный «Словарь белорусского наречия» И Носовича. Лучшие представители передовой белорусской культуры видели смысл своей жизни в служении народу и его будущему. Многие произведения литературы были тематически связаны с восстанием 1863 г. К ним, прежде всего, относилась публицистика К. Калиновского (1838-1864 гг.), представленная прокламациями, газетой «Мужыцкая прауда», в кот. автор разоблачал политику царизма, просвещал крестьян, призывал их к сплочению, мечтал о новой федерации народов.
Театральная и музыкальная культура вт. пол. XIX в. характеризовалась идейным и эмоциональным богатством, глубоким воспроизведением человеческих характеров и исторической правдой. В Бел-си развивались различные формы народного театра (народная драма, батлейка).
Истоки бел. национального
Во второй половине
XIX в. произошли заметные
изменения в архитектуре
Беларуси. Больших успехов достигла
строительная техника, применялись новые
строительные материалы. Расширилось
гражданское строительство. Однако промышленные
здания, железнодорожные вокзалы, театры,
многоэтажные доходные дома еще не имели
своих архитектурно-стилевых традиций.
До конца XIX в. в белорусском зодчестве
господствовал эклектизм (сочетание разнородных
стилевых элементов в архитектурных формах
фасадов и интерьеров: готики, барокко,
классицизма и псевдорусского стилей).
Т. о., несмотря на великодержавную политику
царизма, вторая половина XIX в. в истории
белорусской культуры ознаменовалась
значительными достижениями.
33.Белорусское
национально-культурное
возрождение в начале
ХХ
В начале XX в. царское правительство в отношении бел. народа проводило политику великодержавного шовинизма. Это нашло отражение в новом избирательном законе от 3 июня 1907 г и при введении земств в западных губерниях в 1911 г.
С целью подрыва белорусского национального движения Л. Солоневичем было создано «Белорусское общество» и его печатный орган газета «Белорусская жизнь» (с 1911 г. она выходит под названием «Северо-Западная жизнь»). Идеологи «западнорусизма» отказывали белорусам в праве самостоятельно решать свои национальные проблемы.
К бел. возрождению враждебно относились и польские шовинисты. Через свою печать польские и русские шовинисты выступали против бел-го национального движения, отрицали существование белорусского этноса.
В Беларуси с 1901 по 1914г. количество периодических изданий увеличилось. Большинство газет и книг печаталось на русском языке. Газета «Наша нива» выступала за национальное равноправие бел-го народа, развитие его культуры, сыграла значительную роль в формировании нац-го самосознания, развитии белорусского искусства и литературы.
Система
образования в начале XX в. включала
начальную (народные училища, церковно-приходские
школы) и среднюю ступени школы (классические
гимназии и реальные училища технического
профиля). Открывались школьные и публичные
библиотеки различных ведомств. В 1914 г.
в Бел-си насчитывалась 851 библиотека с
книжным фондом 423 тыс. экземпляров, крупнейшая
среди них — минская публичная библиотека
им. А.С. Пушкина, созданная в 1900 г.
Продолжалось дальнейшее
изучение этнографии,
истории и культуры
Бел-си. Технические
новшества (автомобиль,
радио, телефон, кинематограф
и др.) все шире входили
в повседневный обиход
городского населения.
В литературе реалистическое
направление было представлено
творчеством Я. Купалы,
Я. Коласа, М. Богдановича,
М. Горецкого, Тетки (Пашкевич)
и др. Белорусская литература
была проникнута чувством
любви к родине, желанием
видеть свой народ свободным
и счастливым.
34.Экономические и политические факторы формирования белорусского нации во второй половине XIX - начале XX в. Оформление белорусского национальной идеи
Нация– историческая общность людей, которая характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями, общностью языка, культуры, характера, быта, традиций, самосознания.