Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Белоруссии".
культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.
В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.
Белорусская культура ХΙV – ХVΙ в.в. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.
17.Конфессиональная ситуация на белорусских землях в ХІV – ХVІ в. Реформация и Контрреформация. Брестская церковно-религиозная уния.
В жизни средневекового общества церковь играла значительную роль. Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира, господствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.
В ХП-ХШ в.в. Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Правящие круги поддерживали православную церковь, так как она освящала великокняжескую власть.
Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. В его распространении были заинтересованы: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство. Кревская уния нарушила монополию православия. В ХΙV – середине ХVΙ в. в. расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись.
К середине ХVΙ в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине ХVΙ в. был незначительным.
Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба.
В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать.
Балансирование Беларуси на протяжении столетий между православием и католицизмом обусловило необходимость поиска компромиссов.
Брестская церковная уния
Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на православную и католическую (1054 г).
Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе.
Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение
В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках.
Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.
Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста. Ее возглавили епископы владимирский и брестский, И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. На первом этапе их подержал весьма авторитетный в православном мире магнат К. Острожский. Были выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане.
6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в христианстве – униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию духовной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества.
18.Основные концепции этногенез белорусов в Средние века. Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности).
По вопросу о предках белорусов существует ряд концепций:
1. Польская и великорусская концепция (Х1Х в.) – отрицали существование самостоятельности белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси не было своего славянского языка.
2. Кривичская концепция - непосредственными предками белорусов считали кривичей и предлагали назвать Беларусь –Кривией. Ошибочность этой концепции в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Беларуси.
3. Кривичско-дрыговичско-
4. Балтская теория этногенеза белорусов– белорусский этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре. Ошибочность в том, что эти особенности присущи индоевропейцам, то есть и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнославянских общностей – кривичей, родимичей, дриговичей
5. Финская концепция– считал предками белорусов финнов, так как на территории Белоруссии есть гидроними финского происхождения. Финоязычное население было ассиминировано балтами в бронзовом веке, т.е. финны были субстратом балтов.
6. Новая концепция – в результате распада Киевской Руси образовались на месте древнерусской народности три народа: русский, белорусский, украинский.
В ХШ-ХVΙ в.в. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылки для возникновения белорусской народности. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе.
Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого в ХVΙ в. завершилось формирование белорусской народности.
Дальнейшее развитие феодальных отношений, утверждение крепостничества содействовали консолидации многочисленных категорий населения в сословия с общими правами и обязанностями для каждого из них. Ведущая роль принадлежала шляхетскому сословию. Особым сословием было духовенство. Формируется сословие крестьян и мещан
(жителей городов и местечек). Этот процесс содействовал установлению более широких связей в рамках каждого сословия и между ними.
В образовании белорусской народности определенную этноконсолидирующую роль сыграл конфессионный фактор. Религиозные противоречия активизировали укрепление разных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Большинство населения Беларуси придерживалось православия. Борьба между католиками и православными за равные права участвовать в решении государственных дел, ущемление православного духовенства – все это являлось частью борьбы за самобытность белорусского народа. Формировался менталитет белоруса, для которого были характерными религиозная и национальная толерантность.
Развитие
этнического самосознания
19. Люблинская
уния и образование
Речи Посполитой. Эволюция
форм государственного
и социально-политического
строя на белорусских
землях.
В середине XVI века возник конфликт между ВКЛ и Россией за право обладания прибалтийскими землями и, в частности, Ливонией, находившейся под влиянием Польши и ВКЛ. К 1562 году русские войска уже стояли у стен Витебска, Орши, Шклова. Польские феодалы решили воспользоваться ситуацией, чтобы вынудить литовскую сторону пойти на подписание новой унии.
С 1564 по 1569 гг. этот вопрос 4 раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ. Чтобы ускорить события, польский король и великий князь Литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 года созвал и в Люблине еще один совместный сейм. Но магнаты ВКЛ не хотели расставаться с независимостью своей Родины. И тогда король в марте-июне 1569 года издал акты о присоединении к Короне Подляшья, Волыни, Подолии, Киевщины. Когда несколько чиновников отказались принять присягу на верность Короне Польской, их сразу лишили имений и должностей. В этих условиях Maгнаты ВКЛ согласились на возобновление переговоров.
Уния была подписана в июне 1569 года и закреплена присягой. Согласно условиям унии ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство - Речь Посполитую (республику), которое должно иметь одного короля, избираемого на общем сейме. Для нового гос-ва полагалось иметь один сейм, единую армию, денежную систему, общую внешнюю политику и др. Важным пунктом унии было то, что снимался запрет на приобретение земли поляками в ВКЛ, а жителями ВКЛ - в Польше.
Главная
цель Люблинской унии - ликвидация
ВКЛ как самостоятельного гос-ва - в реальной
жизни достигнута не была. Принятый в 1588
году Статут ВКЛ совершенно не упоминает
о Любл. унии, более того, акт 12 раздела
3 четко формулирует требование о том,
что разрешение на получение поместий,
занятие духовных и государственных должностей
полагается только уроженцам ВКЛ и земель,
принадлежащих ему, а «чужеземцам и заграничникам,
ани суседом того панства» это право не
предоставляется. Это позволяет утверждать,
что и после Любл. унии 1569 года государственно-правовые
взаимоотношения ВКЛ и Польши не претерпели
существ-ых изменений. Оба гос-ва сохранили
свою самостоятельность, а вновь созданные
общие органы - господар и сейм - на компромиссной
основе решали лишь небольшой круг вопросов
(вопросы внешней политики и единой денежной
единицы). Что касается законности Люблинской
унии 1569 года с точки зрения принципов
современного межд-ного права, то данный
договор можно считать недейств-ным в
силу того, что ВКЛ подписало его под воздействием
реального насилия, осуществленного Королевством
Польским, т. е. в данном случае не было
свободного волеизъявления одной из сторон.
20.Общественно-экономическое развитие белорусских земель во второй половине 17 - 18 века.
Развитие сельского хозяйства — основной отрасли экономики в XVII—XVIII вв.— сдерживало сохранение феодально-крепостнического способа производства. Ограбленное панами и властями крестьянство не располагало нужной тягловой силой для выполнения панщины, извозных повинностей и обработки собственных земельных наделов. Белорусский крестьянин был практически беззащитен в правовом отношении. Постоянный или временный его владелец — пан — в любое время мог отнять землю, переселить в другое место, продать со всем имуществом, землей или без нее, заложить за определенную денежную сумму. Покупателю или кредитору при этом предоставлялось полное право судить, карать и даже лишать жизни крестьянина.
В XVII и особенно в XVIII вв. наблюдается процесс становления мануфактурного производства. Причем монополия цехов на городских рынках обусловила размещение мануфактур в малых городах и местечках, входивших в магнатские владения. В постепенно увеличивалась внешняя торговля. На запад, преимущественно в Люблин из Беларуси вывозились воск, меха (выдра, куница, лиса, рысь, волк, норка, горностай, черный бобр, белка), бобровая струя, кожевенные изделия. Кораблестроение, рост городов в Западной Европе вызвали повышенный спрос на зерно, лесоматериалы, пеньку, лен — продукцию магнатско-шляхетских имений, и феодалы, пользуясь своими привилегиями, добились права беспошлинного вывоза этих товаров. На белорусский рынок поступали металлические и текстильные изделия, галантерея и предметы роскоши.