Шпаргалка по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Белоруссии".

Работа содержит 1 файл

История как наука.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

     В первой половине 20-х гг. начали свой творческий путь скульпторы А. Грубе, А. Бразер, З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов.

     Таким образом, в 20-е гг. БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства.

Достижения  культурной революции довоенного периода  и преобразования в других сферах несомненны. Однако следует учитывать  и то обстоятельство, что для политической жизни советского общества конца 20-х  и 30-х годов характерна тенденция к установлению авторитарного режима в системе партийно-государственного руководства страной, усиление бюрократизма, сдерживание демократического потенциала советского строя, формирование культа личности руководителя партии И.В.Сталина. 
 
 

4.Создание материально-технической базы индустриально-аграрного общества: индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР.

      Проведение  индустриализации  в  БССР,  как  и  в  целом  в  СССР, объяснилось необходимостью создания крупного машинного производства в отраслях  промышленности  и  явилось  частью  процесса  модернизации советской страны.

      Необходима  была  мобилизация  внутренних ресурсов  для  ускоренного  создания  тяжёлой  промышленности ( основа обороноспособности ), развития науки и техники.

      Экономика  Белоруссии  была  неотъемлемой  частью  экономики  СССР,  и индустриализация  являлась  частью  единого  процесса.  Вместе  с  тем  в республике  имелись  и  свои  особенности,  и  свои  трудности.  К трудностям следует отнести: 

1)  преобладали   отрасли,  специализирующиеся  на  переработке сельскохозяйственной  продукции и мясного сырья; 

2) мелкие  кустари давали более 40% всей  промышленной продукции; 

3) 72% всех  рабочих  республики  заняты  в  ремесленно-кустарной промышленности (по СССР в среднем 60%)

4) острый  недостаток финансовых средств; 

5) нехватка  подготовленных  специалистов  и   руководителей 

      Вместе  с  тем  в  республике  имелись  условия  для  интенсивного промышленного развития: 

1) значительные  запасы торфа (для энергетики);

2) избыток  рабочей силы; 

3) нужда  в товарах; 

4) географическое  положение БССР и удобные пути  сообщения. 

      Индустриальное  развитие  республики  началось  уже  в 1926 г.  С этого времени и  до  конца первой  пятилетки (1932 г.  отчётливо наблюдались особенности в индустриальном развитии: 

1) ставка на развитие лёгкой и пищевой промышленности; 

2) темпы выше общесоюзных (т.к. в целом по СССР главное внимание на развитие тяжёлой промышленности); 

3)  запрет  на  строительство крупных предприятий ( кроме лёгкой промышленности ); 

4)широкое привлечение возможностей ремесленного производства.

Особенности были обусловлены: 

1) достаточными  запасами местного сырья; 

2) сложившимися  кадрами; 

3) cуществующими  традициями. 

   Чтобы найти средства для проведения  «сверхиндустриализации», были снижены   закупочные  цены  на  сельхозпродукцию,  что  вызвало  нежелание  крестьян продавать хлеб по  низкой цене. Возник так называемый  «хлебный кризис» 1928 – 1929 гг.  В  нем  обвинили  зажиточных  крестьян.  Начались использоваться меры насильственного изъятия зерна.

  Колхозная  система  рассматривалась советским руководством  как удобная форма контроля  и  выкачивания  хлебных  и  сырьевых  ресурсов  из деревни,  поэтому с 1929 года  набирает  силу  процесс форсированной коллективизации.

Однако  к созданию колхозного строя в  целом привели более глубинные  причины:

1)  индустриализация  и  связанная  с  ней   урбанизация  предъявили повышенный спрос на сельхозпродукты и сырье;

2) деревня  должна была финансировать индустриализацию  за счет дохода от продажи  на крестьянском рынке промышленных  товаров; 

3) низкая  товарность единоличника – менее  20%;

4)  социальная  реализация  планов  социалистического  строительства  в СССР (Сталинский  курс)  была  возможна  только  с  ликвидацией  мелкого собственника-единоличника.

Сплошная  коллективизация сельского хозяйства  была связана с массовым и  быстрым  объединением  мелких  крестьянских  хозяйств  в  крупные коллективные  хозяйства,  которая  началась  с 1928 года. 

      При  проведении  коллективизации  применялись  силовые  методы.  В экономическом плане это «прогрессивный» налог на кулака и единоличника. А в административном плане – это арест, высылка. Наиболее эффективным из  последних следует считать «раскулачивание» (любой крестьянин,  не пожелавший  вступить  в колхоз,  мог быть  объявлен  кулаком). 

Трагедия  коллективизации  в  республике  заключалась  в  том,  что  здесь  имелись яркие особенности развития и ведения сельского хозяйства, которые не  вписывались  в  общесоюзную  стратегию  коллективизации (дать  больше зерна).  К  ведущим  из  них  следует  отнести: 1) аграрное  переселение; 2) нехватка земель; 3) специализация на животноводстве; 4) хуторская система; 5)  исторически  сложившаяся  тяга  крестьян  к  единоличному  ведению хозяйства. 

       Социалистическое  преобразование  деревни,  коллективизация сельского   хозяйства  осуществлялись  нелегко   и  непросто.  Они  имели   исторические   последствия  для  укрепления  позиций  социализма,  означали изменение  всего  уклада  жизни  основной  массы  населения  республики  на социалистических основах.

Однако  методы,  которыми  осуществлялось  обобществление  сельского хозяйства, перегибы  при  проведении  коллективизации  не  могут  быть  оправданы.  
 
 
 
 
 
 
 

       45.Установление  командно-административной системы. Политические репрессии 30-х гг. XX в. в Беларуси.

В  условиях  НЭПа (до  конца 20-ых  годов)  в  республике  наблюдался общественно-политический  подъём: 1) повсеместно  отмечался  яркий оптимизм  в  успехе  социалистического  строительства; 2) рассширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г.  принята  новая  Конституция  БССР,  провозгласившая

курс  на  демократизацию; 5) процесс  образования  СССР; 6) политическая амнистия 1923 года.  В  целом  в  середине 20-ых  годов  в  общественно-политической жизни существовали  и боролись  две тенденции – курс  на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курсаполитики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.

   С  победой  сталинской  линии  в  ВКП(б)  в  общественно-политической жизни республики: 

1) усилилась директивная  система управления; 

2) возросла роль  партийно-государственного  аппарата; 

3) система законов  подгонялась под  линию партии; 

4) страна стала жить  в условиях силовых  методов решения  политических задач, начинается период массовых репрессий; 

5) руководители, имевшие  свою точку зрения, порой несоответствующей  официальной  политики,  прежде  всего  люди  образованные  и  честные, преследовались и сурово карались. 

Грубые  нарушения  прав  человека  объяснялись  сталинской  теорией  об обострении  классовой  борьбы  по  мере  движения  к  социализму.  Это положение  вождя  стало  теоритической  базой  массовых  необоснованных репрессий.  В  Беларуси  как  и  в  целом  по  СССР  эти  деформации  в политической жизни прикрывались видимостью демократии, обращением к массам. 

     В Беларуси политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов.

По обвинению  в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения  национальной  творческой интеллигенции.  Потом очередь дошла до всех участников в белорусском национальном движении. В1930-31 гг – дело  о “нацдемовской контрреволюционной  организации”.  Потом процессы  над участниками исторических “Объединённого  антисоветского подполья”, “Белорусской  народной  грамады”.  Шёл постоянный  процесс поиска “врагов”и “вредителей”.  В  БССР  до  войны  было  уничтожено

примерно 250 тысяч  человек. Столько  же  сослано  в  Сибирь, Казахстан,  Среднюю  Азию.  Страна  жила  в  атмосфере  страха  и подозрительности.

    В 30-ые  годы  в  стране  сложилась  система,  которая  называется “административно-командная” ( разновидность  тоталитаризма).  Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии  на  государственный  аппарат  и  информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм.

    К концу 30-х годов в стране  была  реализована сталинская модель государственного социализма. Труженик был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения. 

    Вместе  с  тем,  в  результате  осуществления  индустриализации  значительно  выросли  производительные  силы.  Планирование  народно-хозяйственной   деятельности  на  всех  уровнях – от  общества  в  целом  до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления,  общедоступность  социально-культурных  благ,  коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический  строй,  и  массы  трудящихся,  видя  реальные  перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.

  
 

    46. Достижения и противоречия развития культуры и науки БССР в 30-е гг. XX в.

     Любовь  к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.

Первейшей задачей культурного  строительства являлась ликвидация неграмотности.

Много внимания уделялось развитию советской  школы.

К середине 30-х гг., после ряда экспериментов, шло формирование советской системы народного образования. Школа подразделялась на начальную, неполную среднюю, среднюю, среднюю специальную, высшую.

     Тридцатого октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета. В 1925 - 1926 гг. кроме БГУ в БССР готовили кадры три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Кроме того, в республике насчитывалось 25 техникумов, 20 профтехникумов и 20 других специальных учебных заведений. В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип.

     Особое  внимание политическое руководство  страны уделяло повышению роли науки. На ее развитие выделялись значительные средства.

Двадцатого января 1922 г. на базе научно-терминологической комиссии был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия наук БССР.     

           Много внимания в 30-е гг. уделялось политико-воспитательной и культурно-просветительной работе. Центрами этой работы стали клубы и избы-читальни, библиотеки. В 1929 г. в БССР было 326 массовых библиотек с книжным фондом более 1 млн. книг. Увеличилось количество республиканских периодических изданий. В 1925 г. в БССР издавалось 20 газет и 15 журналов, из них 10 газет и 11 журналов на белорусском языке. В 1924 г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Беларуси. В это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии - Белгоскино. В 1926 г. был поставлен художественный фильм «Лесная быль» Ю. Тарича.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Белоруссии"