Шпаргалка по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Белоруссии".

Работа содержит 1 файл

История как наука.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

     Отображение современной жизни  занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины  И. Стасевича "Шахтеры Солигорска", М. Савицкого "Хлеб", Г. Ващенки "Август". Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева "Генерал Доватор", М. Савицкого "Партизанская Мадонна", "Витебские ворота", "Поле" и др.

Определенных  успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина "Первые испытания", "Москва - Генуя", "Крушение империи". Популярностью у зрителей пользовались фильмы "Альпийская баллада", "Отец", "Полонез Огинского" и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно  работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности  посвящены оперы "Колючая роза и "Когда опадает листва" Ю. Семеняки, "Тропою жизни" Г. Вагнера, "Алеся" Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", вокально -хореографический ансамбль "Хорошки".

Достижения  белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг. были значительны. 
 
 
 

    54.       Попытки модернизации советской общественно-политической и социально-экономической системы в период политики перестройки (1985-1991 гг.).

   К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию,. Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых технических решений и изобретений.

     В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции всё труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

     Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым характеризуется  попыткой модернизировать  социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых  и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии пр  

     Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов экономического роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны были затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.ивели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор.

     Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.

В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройка завершилась. 
 

    55. Провозглашение и законодательно-правовое оформление государственного суверенитета Республики Беларусь. Основные тенденции общественно-политического развития Республики Беларусь.

Политика  перестройки  создала  новую  социально-политическую ситуацию,  но  не  предотвратила  кризис  тоталитарной  системы.  Во  второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось  экономическое  положение. В СССР  начали  доминировать центробежные тенденции.

     В  апреле 1990 г.  был  принят  Закон  «О  разграничении  полномочий между  Союзом ССР и субъектами федераций». Он расширил права союзных республик, но недоверие последних к центральной власти ускорил их выход из Союза.

Вопрос  о  суверенитете  Беларуси  неоднократно  дебатировался представителями  различных кругов и общественных объединений.

     27 июля 1990  г.  Верховный Совет БССР  принял  Декларацию  о государственном суверенитете.  Высшей  целью суверенитета  признавалось  обеспечение свободного  развития  граждан  республики.  Носителем  суверенитета объявлялся  народ,  который  являлся  и  источником  государственной  власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях. Суверенитет не означал разрыва  многосторонних связей с другими республиками.  Напротив,  в  конце 1990 г. и в 1991 г.  были  подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном. В  конце  апреля 1991 г.  в  подмосковной  резиденции  Ново-Огарево было  подписано  соглашение  Президента  СССР  и  высших  представителей девяти  республик («9+1») об  ускорении  заключения  нового  союзного договора. В целом этот проект носил компромиссный характер. Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 гОднако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.

     В  Минске 25 августа 1991 г.  была  созвана 5-я  внеочередная  сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса конституционного  закона  Декларации  о  государственном  суверенитете БССР».  Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической  самостоятельности  Белорусской  ССР».  В  собственность республики перешло общесоюзное имущество. 17 – 19 сентября  проходила 6-я внеочередная  сессия  Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о  переименовании  БССР  в  Республику  Беларусь.  Принят  Закон «О Государственном  флаге  Республики  Беларусь»,  Закон «О  Государственном Гербе Республики Беларусь». Государственный флаг представлял собой прямоугольное полотнище, на  котором  были  размещены  три  горизонтальные  цветные  полосы  равной ширины:  верхняя  и  нижняя – белого  цвета, а средняя – красного  цвета. Государственным гербом стал герб «Погоня».

     С целью обеспечения эффективной  государственной политики Президентом  А.  Лукашенко  была  проведена  реформа  системы исполнительной  власти. 

Эти вопросы  получили поддержку граждан Республики Беларусь.

      Основной закон – Конституция РБ 1994г с изменениями  

     Республика  Беларусь – это  президентская республика с точки зрения формы правления. Президент является гарантом Конституции, прав человека и гражданина. Исполнительную власть возглавляет Премьер-министр. Новая редакция Конституции расширила права и полномочия Совета Министров. Вместо  однопалатного  Верховного  Совета  был  сформирован двухпалатный  парламент – Национальное  собрание,  который состоит из Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (по 8 человек,

избранных  от  каждой  области  и  г.  Минска,  и 8 человек,  назначаемых  Президентом).

  Политика государства  социально направленная, те всё во благо человека 
 
 

     56.Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь.

Основной  целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение  поставленной цели будет  осуществляться через  реализацию следующих  приоритетных направлений: 

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; 
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;  
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; 
  • развитие импортозамещающих производств; 
  • устойчивое развитие регионов; 
  • строительство качественного и доступного жилья; 
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства  являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в  предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства,

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами.

Опережающее развитие получит сфера услуг

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Белоруссии"