Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является характеристика развития школ и педагогических мыслей в России в XVIII веке. Данная цель включает в себя последовательное решение следующих задач:
1. Характеристика особенностей воспитания и обучения в школах России в XVIII веке.
2. Состояние развития педагогики в России.
3. Рассмотрение педагогических идей и взглядов философов и просветителей России в XVIII веке.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.
Реформы начала XVIII века в области просвещения……………………..5
Специальные и общеобразовательные школы……………………………7
Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII века, характеристика учебных заведений XVIII века.
М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы………………………………………………………………………..9
Учебные заведения России в XVIII веке…………………………………11
Педагогическая деятельность и взгляды величайших российских просветителей XVIII века…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.84 Кб (Скачать)

    Цель  воспитания, по его мнению, заключается  в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству  и своим согражданам.

    Всякий  человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум, и  Новиков настаивал на том, чтобы  дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что  образование должно не только обогащать  разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. «Разум их должен быть не только упражняем  и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они  мало-помалу приобретали способность  исследовать и разбирать то, что  они знать желают, удобно отличать истинное от ложного».

    Руководствуясь  идеей народности воспитания, которая  занимает большое место во всей его  педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего  изучить родной язык и словесность, историю и географию своей  страны. В содержание обучения он включал  «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

    Новиков считал, что детям надо изучать  мир растений и животных, знакомиться  с трудовой деятельностью людей  и с трудовыми процессами. В  то время как в дворянской России подрастающему поколению внушали  презрение к простым людям, занятым  физическим трудом, он открыто призывал воспитателей прививать детям уважение к труженикам. «Водите их в домы и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте  им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия человеков, научайте их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые, и почитать надлежащим образом тем занимающихся».

    В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым  любить и уважать детей, воспитывать  их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих  поступков, постоянно упражняться  в нравственных действиях. Новиков  решительно выступал против физических наказаний. Он указывал, что сознание детей следует обогатить правильными  моральными представлениями и прежде всего «впечатлевать глубоко  натуральное равенство человеков», призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимости от их состояния, религии, национальности, положения в обществе. Чтобы вызвать  у детей сострадание и уважение к бедным и обездоленным, советовал  «водить их в печальные, но поучительные жилища бедных, больных и умирающих», показывать им, как трудно достается  хлеб больным и нуждающимся.

    Очень важно воспитывать у детей  любовь к правде и твердое намерение  отстаивать истину, с ранних лет  приучать детей к полезному труду.

    В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков напечатал  замечательную статью «О воспитании и наставлении детей. Для распространения  общеполезных знаний и всеобщего  благополучия». Это важнейший педагогический труд своего времени, в котором рассматриваются  вопросы физического, нравственного  и умственного воспитания. Автор  призывал в нем к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что  есть уже «довольно материалов для  сия науки, которую можно назвать  педагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей его изданий, родителей и воспитателей с уже  имеющимися в педагогике сведениями о том, как следует воспитывать  детей. Деятельность и взгляды Новикова оказали большое влияние на формирование мировоззрения передовых людей  России, в частности А. Н. Радищева.

    Выдающийся  революционный просветитель А. Н. Радищев. Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Александр Николаевич Радищев (1749—1802). В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту.

    «Твердость  в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ российский... О народ, к величию и славе  рожденный!» — восклицает Радищев. Он один из немногих передовых русских  дворян поднялся в XVIII веке до понимания  необходимости революционной борьбы с самодержавием. Революционер Радищев  внимательно изучал опыт крестьянской войны под водительством Пугачева, разрабатывал теорию народной революции.

    Веря  в то, что народные массы сами изменят к лучшему общественный строй России, Радищев предвидел  наступление того времени, когда  не будет эксплуататоров и власть возьмут в свои руки трудящиеся. «Не мечта сие, — пророчески предсказывал он, — но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие!»

    Он  опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной  мысли XVIII века. Он развивал передовые  положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение  человека и его сознания. Радищев  признавал наличие внешнего мира, его материальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию  и масонские учения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние  времена схоластики.

    Следует, однако, отметить, что в своем  основном философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»  Радищев все же колебался между  утверждением церкви о бессмертии души и наукой, не признающей загробной  жизни.

    Историческая  ограниченность взглядов Радищева, как  и всех представителей материалистической философии XVIII века, сказалась в том, что он давал идеалистическое  объяснение законов общественного  развития. Однако, как уже указывалось выше, он поднялся до признания необходимости самой активной революционной борьбы за новый строй.

    Педагогические  взгляды А. Н. Радищева отражают сильные  и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда  на человека, Радищев говорил: «Мы  не унижаем человека, находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам...»  Он указывал на связь между физическим и умственным развитием человека; по его словам, «развержение сил  умственных в человеке следует во всем силам телесным».

    Основной  задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего  гражданским сознанием, высокими нравственными  качествами, любящего больше всего  свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может  быть только человек, способный активно  бороться с самодержавием за благо  угнетенного народа. Эти возвышенные  мысли он изложил в своем замечательном  сочинении «Беседа о том, что  есть сын Отечества».

    В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал  тяжелую картину страданий, которым  подвергают помещики крестьянских детей. «О солнце, — восклицал Радищев, — лучами щедрот своих озаряющее, призри на сих несчастных». Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости  от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов  конституции государства является воспитание, как общественное, так  и частное». Государство обязано  позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим  патриотом, истинным сыном Отечества.

    Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей  с детьми не их частное, а глубоко  общественное дело. «Если отец в  сыне своем видит своего раба, а  власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой...»  Радищев считал, что отношения  родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.

    Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному  развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный  язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить  знания об обществе и природе.

    Радищев высоко оценивал взгляды французских  просветителей, но в то же время подверг  обстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с  обществом. Возражая Руссо, который  утверждал, что потеря человеком  свободы и возникновение неравенства  людей есть результат их общественного  объединения, он указывал, что в первобытном  состоянии люди были «немощны, дебелы, расслаблены» и, только объединившись  в общество, стали сильными. Радищев  категорически заявлял: «Человек рожден для общежития...» «Да, человеки не разыдутся, как звери». Он считал человека существом социальным, которое развивается  в обществе, черпает свои силы в  общественном союзе, нуждается для  своего формирования в общении с  людьми.

    Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию  воспитания Руссо, едко высмеивал его  поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, — писал он, — воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему способствовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».

    Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые  окружают человека.

    Критикуя  закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные  учреждения, Радищев указывал на необходимость  такой организации воспитания, которая  помогала бы «наклонять человека к  обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными  стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных  сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.

    Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние  на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен  в Париже в период французской  буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде распространялось среди деятелей французского Конвента. Эта книга  была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние  Радищева на развитие революционно-демократической  мысли в России. 

Заключение 

        И подводя итоги хотелось бы  отметить то, что развитие реформ образования в России в XVIII веке, можно разделить на 4-ре периода.

        В первой четверти XVIII веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

        В 1730-1755 годах возникают дворянские  учебные заведения. Сухопутный  корпус, Морской, инженерный. Был  так же создан Смольный институт  благородных девиц. Вместе с  этим, начинали формироваться основы  общественного образования, ревнителем  которых был Михаил Васильевич  Ломоносов. В провинциях развивались  епархиальные и адмиралтейские  школы. В Москве и Петербурге  появляются первые общеобразовательные  гимназии.

        В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно – образовательных учреждений, что позволило бы  получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

Информация о работе Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)