Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:25, реферат
Целью данной работы является характеристика развития школ и педагогических мыслей в России в XVIII веке. Данная цель включает в себя последовательное решение следующих задач:
1. Характеристика особенностей воспитания и обучения в школах России в XVIII веке.
2. Состояние развития педагогики в России.
3. Рассмотрение педагогических идей и взглядов философов и просветителей России в XVIII веке.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.
Реформы начала XVIII века в области просвещения……………………..5
Специальные и общеобразовательные школы……………………………7
Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII века, характеристика учебных заведений XVIII века.
М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы………………………………………………………………………..9
Учебные заведения России в XVIII веке…………………………………11
Педагогическая деятельность и взгляды величайших российских просветителей XVIII века…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………..32
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.
Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII века, характеристика учебных заведений XVIII века.
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..32
Введение
Воспитание и образование
В XVIII веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в XVIII веке тоже подверглась реформам. В образовании XVIII века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования.
Актуальность
данной работы заключается в том,
что педагогическая деятельность строится
на определенных общих принципах, в
основе которой, безусловно, не последнюю
роль играет становление человека как
личности. Эта актуальность является
непреложной ценностью для
Целью данной работы является характеристика развития школ и педагогических мыслей в России в XVIII веке. Данная цель включает в себя последовательное решение следующих задач:
1.
Характеристика особенностей
2. Состояние развития педагогики в России.
3.
Рассмотрение педагогических
Предметом исследования выступают особенности системы воспитания и обучения в России XVIII веке.
Объектом исследования является система обучения.
Данная работа строилась на основе общенаучных методов:
1.Изучение теоретических источников.
2.Анализ теоретических источников.
Данная
работа была написана на основе монографических
и публицистических источников.
Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.
К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство.
Усиленно
развивалось мануфактурное
В
интересах роста
Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ.
Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет. Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.
В
учебный план школы входили математика
(арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия),
астрономия, географические сведения
и специальные науки: геодезия, мореплавание
и другие светские науки. Являясь
профессионально-техническим
Сюда
принимали учащихся, «добровольно хотящих,
других же паче, со принуждением». В
принудительном порядке зачислялись
дворянские дети, не желавшие учиться
вследствие косности, привычки к праздности,
порождаемой у правящего
Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон и два преподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669—1739), образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности.
Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703). В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.
В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.
По
окончании этой школы ее воспитанники
направлялись в разные отрасли хозяйства,
управления, культуры и науки, а некоторые
учителями открываемых училищ. Дворянские
дети могли продолжать образование
в Морской академии, в которую
иногда попадали из «низшего чина»
люди, отличившиеся в Московской школе
своими способностями и усердием. Многие
питомцы школы принимали самое активное
участие в экспедициях, организуемых Академией
наук для изучения России.
1.2 Специальные и общеобразовательные школы.
В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.
В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.
В
1721 году на Урале создается первая
горнозаводская школа под руководством
русского ученого и государственного
деятеля В. Н. Татищева, который в
то время управлял уральскими горными
заводами. Позже при всех уральских
государственных заводах были открыты
арифметические школы, на некоторых
— горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная
школа, руководившая всеми арифметическими
и горнозаводскими школами
В
начале XVIII века была сделана попытка
создать государственные
Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.
При
всей своей классовой ограниченности
реформы оказали большое
В
1725 году, уже после смерти Петра I,
в Петербурге была открыта Академия
наук. Еще при его жизни, в 1724 году,
был опубликован Устав
В
Академии наук не было представлено богословие,
и вся ее работа носила светский
характер. В ее стенах совместно
трудились крупнейшие иностранные
ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин,
Паллас и др.) и русские люди, получившие
теперь возможность проявить себя в
области научного исследования. Это
были главным образом выходцы
из демократических слоев
Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII века, характеристика учебных заведений XVIII века.
2.1 М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы.
Изумительная разносторонняя деятельность великого сына русского народа М. В. Ломоносова вдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещенной.
Михаил
Васильевич Ломоносов (1711—1765), сын крестьянина-помора,
учился сначала у себя в селе близ
Холмогор у домашних учителей по учебникам
Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати
лет он пешком пришел в Москву и,
скрыв свое крестьянское происхождение,
поступил в Славяно-греко-латинскую
академию, откуда был командирован
как один из лучших учеников в академическую
гимназию в Петербург. В 1736 году был
направлен для продолжения
В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году — профессором химии, а в дальнейшем — академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник», — писал А. С. Пушкин.
Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы — закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания.
С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.
Информация о работе Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)