Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Целью данной работы является характеристика развития школ и педагогических мыслей в России в XVIII веке. Данная цель включает в себя последовательное решение следующих задач:
1. Характеристика особенностей воспитания и обучения в школах России в XVIII веке.
2. Состояние развития педагогики в России.
3. Рассмотрение педагогических идей и взглядов философов и просветителей России в XVIII веке.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I Реформы в области просвещения и специальные общеобразовательные школы XVIII века.
Реформы начала XVIII века в области просвещения……………………..5
Специальные и общеобразовательные школы……………………………7
Глава II Педагогическая деятельность российских просветителей в XVIII века, характеристика учебных заведений XVIII века.
М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы………………………………………………………………………..9
Учебные заведения России в XVIII веке…………………………………11
Педагогическая деятельность и взгляды величайших российских просветителей XVIII века…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.84 Кб (Скачать)

    Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых  россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных  целях. Он с возмущением говорил  о том, что крестьянам закрывают  доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

    В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое  место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.

    Возглавляя  с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила  работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил  принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической  гимназии» Ломоносов отстаивал  мысль об общеобразовательном и  бессословном характере средней  школы.

    Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году — «Российская  грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами  русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое  учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись  в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию  законов физики.

    Ломоносов принял самое активное участие в  создании Московского университета.

2.2 Учебные заведения  России в XVIII веке.

    Мероприятия государства в области экономики, политики и культуры, осуществленные в XVIII веке, способствовали возвышению дворянства. Дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян начиная с 1731 года создаются особые военные школы — кадетские  корпуса, в которых дворянские дети подготовлялись к военной службе в офицерских чинах.

    Первая  закрытая сословно-дворянская школа  — Сухопутный шляхетский корпус —  была открыта в 1731 году в Петербурге. По его образцу строились все  кадетские корпуса. В этих школах наряду со специальной военной подготовкой  дети дворян получали широкое общее  образование и «светское» воспитание.

    В кадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в среднем 10—12 лет. Счет классам велся в обратном порядке, т. е. первый класс считался четвертым, а выпускной — первым.

    В первых двух классах (четвертом и  третьем) изучались общеобразовательные  предметы: словесность, математика, история  и география, а в старших классах  — специальные. Кроме того, в корпусе  уделялось большое внимание верховой езде, фехтованию, танцам и музыке, выработке  у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете».

    Определение будущей профессии производилось  не в принудительном порядке, как  это имело место в государственных  школах, открытых при Петре I, а в  зависимости от склонностей и  желаний самих воспитанников, которые  могли специализироваться в области  гражданской или военной службы.

    Создавая  для своих детей закрытые учебные  заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и  эстетическое воспитание учащихся, применялись  гуманные методы обучения. При кадетском  корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились  вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.

    В связи с усилением сословно-дворянской политики образование в этих школах приобретает к середине XVIII века ярко выраженный сословный характер.

    В 1752 году Морская академия переименовывается  в Морской кадетский корпус —  замкнутую сословно-дворянскую школу. Существовавшие в Петербурге артиллерийская и инженерная школы превращаются в Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса.

    В Петербурге и Москве открываются  иностранные пансионы — частные  воспитательно-образовательные заведения. В помещичьи усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, воспитатели  и гувернеры, обучающие дворянских детей французскому языку и светским манерам.

    Для детей духовенства организуются духовные школы. Для низших слоев  населения предназначаются особые школы; так, несколько уцелевших  к тому времени цифирных училищ преобразуется  в гарнизонные школы, где обучаются  солдатские дети.

    Сложившаяся в России к середине XVIII века сословная  система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось  для определенного сословия, программы  школ для разных сословий были различными. В то время как дворянские школы  процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование. 

    Ко  второй половине XVIII века появилась  немногочисленная русская интеллигенция  — прогрессивные ученые, группировавшиеся вокруг М. В. Ломоносова. Как важнейшая  проблема тогда выдвигалась задача создания центра отечественной науки, который готовил бы кадры ученых из «природных россиян». Ломоносов  доказывал, что новый центр науки  необходимо организовать в Москве, которая и после основания  Петербурга продолжала оставаться экономическим, культурным и общественным центром  русской жизни. В апреле 1755 года при  самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был открыт в Москве университет  в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. В отличие  от западноевропейских университетов  он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно физики) и общественных (словесности  и истории). На медицинском факультете должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в состав философского факультета входили историко-филологические кафедры. Московский университет стал центром  светского образования.

    Заботясь  о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М. В. Ломоносов  предусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т.д.).

    При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями  дворянства на задачи и формы образования  одна гимназия предназначалась для  дворян и вторая — для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального Ломоносова о  разрешении крестьянам получать образование  в университете не осуществились.

    В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.

    На  основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет  обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и  оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский университет, в который позднее поступил В. И. Ленин.

    Велика  заслуга М. В. Ломоносова в создании Московского университета и университетской  гимназии, оставивших глубокий след в  истории развития науки, просвещения  и культуры в России.

    При Московском университете работала школа  известного русского архитектора Казакова, ставившая своей задачей подготовку зодчих и строителей из «природных россиян». Другой крупнейший русский  архитектор, Баженов, сам окончивший Московский университет, тоже открыл школу, в которой обучались талантливые  разночинцы и вольноотпущенники  из крепостных. Огромный вклад в  дело русского просвещения в XVIII веке сделан профессорами и преподавателями  Московского университета и гимназии. Например, профессора Аничков, Барсов, Двигубский и другие создавали учебники, воспитанниками московской гимназии и  университета были профессора Афонин, Карамышев (защитившие диссертации  у знаменитого естествоиспытателя К. Линнея), профессора Перевощиков  и Десницкий (защитившие диссертации  у Адама Смита), писатели-просветители Фонвизин и Новиков и многие другие виднейшие деятели отечественной  науки и просвещения.

    Профессора  и преподаватели университета, ученики  и последователи Ломоносова много  занимались вопросами воспитания. В  своих речах на университетских  актах эти ученые освещали важнейшие  педагогические вопросы. Они занимались разработкой методики обучения и  создали очень ценное оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ учения подготовляющегося к университету».

    В 1779 году при университете была открыта  первая учительская семинария в  России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а также для пансионов.

    При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных  литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного  обучения играло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и просветитель - педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования на организацию книжных  лавок, местных типографий и библиотек  в провинциальных городах, а также  издавало много учебной литературы для школ и домашнего обучения.

    В деятельности типографии при Московском университете и литературных обществ  большое место занимали переводы лучших зарубежных педагогических трудов. Так, был переведен на русский  язык учебник Коменского «Мир чувственных  вещей в картинках» и другие его  произведения, трактат Локка «Мысли о воспитании», книга Руссо «Эмиль, или О воспитании» (последняя  была запрещена Екатериной II к продаже).

    После крестьянской войны под водительством  Пугачева правительство закрыло  все общества Московского университета, некоторые деятели этих обществ  были арестованы, заключены в крепость, а затем сосланы. Несмотря на все  гонения, Московский университет и  его прогрессивные деятели продолжали оказывать влияние на развитие культуры, просвещения, школы и педагогической мысли России. 

    1. Педагогическая  деятельность и взгляды  величайших российских просветителей XVIII века

       Во второй половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьян была доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянами и помещиками, вспыхнула грозная крестьянская война.

    Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с  обещаний улучшить государственные  законы и положения различных  сословий. Она состояла в переписке  с французскими просветителями, которых  лицемерно приглашала участвовать  в разработке и осуществлении  проектов организации народного  образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен  Иван Иванович Бецкой (1704—1795), который  много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом  и воспитательные дома в провинциальных городах.

    И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован  в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости  воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации  закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5—6 лет до 18-летнего  возраста. Все это время они  должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему»  влиянию простых людей.

    Бецкой  изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и  гимназиях, удлинил в них сроки  пребывания воспитанников, открыл новые  воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при  Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан.

Информация о работе Школа и педагогическая мысль в России (XVIII в)