Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
В этом исследовании целью стало выявление особенностей исторического развития традиций нравственно-педагогического воспитания детей в контексте отечественной и национально-культурной сообразности и возможности использования этих традиций в современной педагогической практике.
В соответствии с выдвинутой целью и актуальными вопросами современной педагогики и образования выдвинуто ряд задач:
1. Осуществить анализ истории становления и развития образования на основе использования традиций отечественной культуры, культуры Византии в русской педагогической истории после принятия Русью христианства.
2. Изучить философские и психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и образования детей.
3. Определить особенности школьного образования в XVII веке
Введение. Предпосылки становления отечественных традиций просвещения и воспитания в Древней Руси………………………………………………………………..3
1) историографический обзор;
2) характеристика источников;
3) цели и задачи курсовой работы.
Глава I. О византийском наследии в системе просвещения, воспитания и создания школ Древней Руси………………………………………………………………....6
Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв……………………………………………………………..11
1.с X до второй трети XIII в.
2.с второй трети XIII – XIV вв.
Глава III. Русское духовенство в борьбе за «книжного» человека…………………………………………………………………..18
Глава IV. Школа и просвещение России в эпоху XVII века……25
1.«Научный багаж» древне-русского человека конца XVI – начала XVII века.
2.Математика, астрономия, космография, естественно-исторические познания, гуманитарные и другие науки как путь развития новой образовательной системы.
3.Начало «новой» школы.
4.Рождение Славяно-греко-латинской академии.
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………..37
«В
правление киевского князя
В Киеве выросли монастыри, среди которых ведущую роль занял Печерский монастырь – центр книжного знания, летописания и обучения. Книги в Древней Руси были большой редкостью и считались источником, прежде всего духовной мудрости, они играли роль помощника в нравственном совершенствовании, помогали «быть христианином». Отсюда необычайно высокий престиж «книжного» человека – не просто грамотея, но умеющего читать, понимать и толковать духовную литературу. Художественная и учебная литература занимали очень мало места в круге читаемых в то время книг.
В
Печерском монастыре
Вторым крупным центром просвещения был Великий Новгород, входивший в Ганзейский торговый союз, князья, бояре и купцы которого осуществляли самые тесные коммерческие и культурные связи с Западной Европой. Именно в Новгороде сохранился значительный массив берестяных грамот, содержание которых позволяет говорить о грамотности широких слоев населения древнерусских торговых городов. У ремесленного люда, мастеров, детей обучали практическим навыкам ремесла и торговли. По необходимости учили чтению и письму: среди берестяных грамот были найдены ученические прописи. Обучение на бересте было дорогим: чаще учили с помощью вощеных табличек, так как написанное на них легко стиралось и не требовало поэтому большого количества дорогого материала для письма.
Кроме Киева и Новгорода – основных центров просвещения Древней Руси, в ней постепенно начинают политически и культурно возвышаться северо-восточные города – Владимир, Суздаль, Ростов. Княжеская верхушка этих городов была тесно связана с Киевом и с Византией. О высокой культуре этих городов свидетельствуют памятники зодчества и литературы, сохранившиеся до нашего времени. В «Наставлении детям», дидактическом сочинении владимирского князя Константина Всеволодовича (XII в.), дается наказ опекуну княжеских детей – найти хорошего духовного наставника, который собственным примером и беседами сумел бы направить детей по правильному пути: «В град, в нем же живеши (в граде, в котором живешь), в иных окрестных градах, поищи ли единого человека, Бога боющася, и тому всею силою служи, обреете ли такого, то уже не скорби – обрете бо ключ Царствия небеснаго; тому прилни душею и телом: смотри житья его, хожения, сидения, взора, едения и всего обычая его пытай…».
Таким образом, в древнерусском государстве в связи с особенностями развития общества и православной церковности не возникло повсеместной потребности в общественной школе: стремление к учению удовлетворялось частным обучением на дому у священников, в приходах и монастырях, чтением книг духовного содержания, беседами с духовниками. В крупных городах, центрах торговли и ремесел, появлялись и училища. Обучение мирян и духовенства было примерно одинаковым по содержанию и включало вероучение, церковное пение, грамоту, письмо и счет. В архиерейских домах учили еще и греческому языку, риторике, диалектике (тривиуму). В городах дети обучались ремеслам и торговому делу.
При всем несовершенстве средневекового учения оно отличалось целостностью и ясностью своих идеалов, систематичностью, доступностью. Л.Н. Толстой в статье «О народном образовании» так писал о его преимуществах: «Возьмите какую угодно средневековую школу… возьмите всю ученую литературу средних веков, - какая сила веры и твердого несомненного знания того, что истинно и что ложно, видна в этих людях!.. Сравните после этого догматическую школу средних веков, в которых истины несомненны, и нашу школу, в которой никто не знает что есть истина…»21.
В
средние века постепенно начинает складываться
методика обучения грамоте, письму и
счету. Грамоте учили
Появились и первые методические руководства для обучения чтению: в упомянутом «Слове некоего калугера о четьи книг» из Изборника Святослава 1076 года говорилось о пользе, методах и целях чтения. Книга – духовное богатство, источник знания, средство воспитания и образования. «Как не составляется корабль без гвоздей, так и праведник без почитания книжнаго», - говорится в «Слове»22. Автор предостерегал от поверхностного восприятия, когда читатель обращается к последующей странице, не поняв содержания предыдущей.
После монголо-татарского нашествия города Древней Руси были полностью разорены, поэтому многие традиции просвещения и источники, по которым можно судить о его развитии, оказались утерянными. Бесспорными свидетельствами уровня просвещения в древнерусском государстве являются немногочисленные дошедшие до нас памятники древнерусской книжности. Анализируя содержание берестяных грамот, ученые предполагаю, что грамотность достаточно широко была развита и в городах. Грамотным было духовное сословие.
Однако
русское просвещение носило специфический
характер. Оно не имело в своем
основании античной культуры (хотя
наши предки были знакомы с ней через византийские
сборники), а опиралось полностью на христианско-православную
традицию. В сознании древнерусского человека
ничто не могло конкурировать с истиной
Священного писания. Отсутствие такой
конкуренции породило и цельность подхода
к учению, когда оно представлялось не
воспитанием и обучением, а духовным возрастанием
человека, соединяющим эти две составляющие.
Глава
IV. Школа и просвещение России в эпоху
XVII века.
1. «Научный багаж» древне-русского человека конца XVI – начала XVII века.
В России XVII века, как и раньше, не существовало правильной школы. Тогдашний русский человек как-то сам собой навыкал святые книги чести, пройдя азбуку и усвоив механизмы чтения у какого-нибудь мастера, посвятившего себя делу научения откроков грамоте. Усвоив механизмы чтения, древне-русский человек погружался в море сначала только писанной, а потом и печатной литературы и читал, читал, собирая в сокровищницу своего знания все, что имелось в тогдашнем книжном мире. Книги Ветхого и Нового Заветов, какие-то отрывки из греческой мифологии, образы Илиады и Одиссеи, эпизоды из истории евреев, Византии особенно, и из средневековой, легенды и апокрифы,хронографы и летописи – все это поглощалось любознательным читателем по мере того, как попадалось ему в руки. При сравнительной редкости книг, каждая попавшаяся в руки читалась и перечитывалась, и содержание ее целыми главами и отделами укладывалось в памяти читателя на вечные времена.23
Без порядочно, без системно накопившиеся знании, да и то только из области Священного Писания, не делали человека развитым, готовым на вопросы, скорым на ответы, мятцщимся той святой жаждой спора, в которой зарождаются и вырастают самостоятельные мысли, говорятся «свои слова». Древне-русскому человеку, начитанному в книгах божественного писания, своих слов и иметь не полагалось. Привычка пользоваться готовыми святоотеческими беседами, боязнь делать новые самостоятельные шаги в области веры и религиозного сознания доходила до того, что тогда запрещалось входить в какие бы то ни было рассуждения о делах веры. «До поставлено, - говорили тогда о таких впросах, - так оно пусть и будет до скончания веков».
С наплывом иностранцев в Россию XVII века часто стали происходить невольные собеседования у православных с наезжими католиками и протестантами о делах веры. Иностранцы записали довольно много случаев таких больших и малых столкновений по вопросам веры и единогласно утверждают, что преданние древности является у русских той твердой почвой, с которой ничто не может их свести. «Как верили наши предки, так и мы верим» - вот основа всех доказательств, приводимых русскими. «Здесь так написано»,24 скажет обыкновенно русский на какое-нибудь замысловатое сопоставление иностранца, и на этом упорстве веры в написанное замирал всякий спор. Твердая искренняя вера в букву не повиновалась ни малейшему прикосновению к ней знания и рассуждения. По-своему это была горячая вера, но костная и неподвижная, исключавшая всякое рассуждение по существу; такие люди очень легко терялись и становились в тупик, когда судьба наталкивала их на противников, вооруженных, кроме знаний, еще и умением ими управлять, изучавших искусство спорить и вообще отличавшихся большим умственным кругозором.
Научный багаж, выносимый древне-русским человеком не столько из школы, сколько из самостоятельного чтения, был довольно скудноват. Какой бы области знаний мы не коснулись, всюду поражает беднота и убожество, отсутствие малейших творческих начал.
Математические знания – самые трудные по степени усваемости, стояли на очень и очень несовершенной степени в девней Руси, даже у тех, кого нужда или служба заставляла этими знаниями интересоваться.25 Прежде всего самая система изображения цифр буквами алфавита, заимствованная из Византии, мешала применению всех удобств десятичной системы. Количества букв в славянском алфавите хватало на изображение единиц, десятков и сотен, а дальше приходилось прибегать к условным знакам: для обозначения тысяч приставляли к каждой букве знак ≠; для десятков тысяч ставили те же буквы в кругу, для сотен тысяч – в ркгу из точек, для миллионов – в кругу из черточек, расходившихся лучами по окружности. Из четырех правил арифметики знали хорошо только сложение и вычитание, а умножения и деления избегали; дроби почти совсем не давались древне-русскому математику и были сведены на несколько типичных, к которым и подгоняли приблизительно всякую возможную, получившуюся на практике, эти типические дроби были: половина, треть, четверть, полчетверти (1/8), полтрети (1/6), полполчетверти (1/16) и полполтрети (1/12), полполполчетверти (1/32) и попопотрети (1/24); сложение и вычитание дробей представлялось неисполнимой трудностью; не зная привидения к одному знаменателю, старинный наш математик придумал такую хитрость: приравнивал наименьшею дробь единице, остальное выражал кратными числами, и таким образом действие над дробями заменял действия над целыми числами!26 С XVI века появляются своеобразные учебники арифметики, составленные по польским образцам; в этих учебниках излагаются все четыре действия как над целыми числами, так и над дробыми и даже даются восторженные сведения о «золотой строке» - это не что иное, как простое тройное правило, сообщается оно в руководстве как какой-то магический, чудодейственный секрет, во внутренние же основания его автор войти не умеет, оно только рассказывает, как надо написать «золотую строку», куда поставить разные условия задачи и какие действия произнести.
2.
Математика, астрономия,
космография, естественно-
Астрономические познания древней Руси, поскольку их можно называть астрономическими, носили тоже прикладной характер, вытекали, так сказать, из календарных нужд. Для определения времени переходящих праздников надо было знать «круг луны» и «круг солнца». До конца XV в. ориентироваться можно было легко, благодаря «Пасхалии», составленной еще в первые времена христианства. В XV в. ожидалась кончина мира, потому что эта древняя пасхалия кончалась 1480 годом. Руководствуясь старой пасхалией, ее
приемами и расчетам, митрополит Зосим составил новую. Тогда же возникли особые сборники правил, как пользоваться таблицами пасхалий.27
Естественно-исторические познания древней Руси были взяты из Византии, а там они не подымались выше того уровня, который получился в первые века христианства. Естественно-исторические сведения черпались из сборника сведений этого рода «Физиолога», начавшего создаваться очень давно, еще в III веке по Р.Х. В этом сборнике были сосредоточены наблюдения над физической жизнью человека и животных, сделанные еще древними авторами, но выборка их наблюдений в «Физиологе» была произведена христианскими писателями и со специальной целью – сопоставить их с текстами из Св. Писания и убедить читающих, что все в мире создано, как гласит Св. Писание, и все славить Бога своим существованием, и во всем свидетельствуется явно или иносказательно Его святая воля и предсказание. С другой стороны, естественно-исторические сведения сосредотачивались на чудесном и сказочном из животного мира , и потому не столько удовлетворяли запросы знания, сколько возбуждали и поддерживали чисто-фантастические представления о мире странных животных и незнакомых людей.28
Особый интерес вызывала к себе у московских людей одна небольшая область в естествознании, имевшая некоторое прикладное значение. Именно лечебно-лекартсвенная. Тут было сравнительно много наблюдения и опытов, и приложения этих опятов к человеческому организму в тех выводах и формах, которые соответствовали тогдашнему общему представлению о человеческом организме. В основе теории древне-русской медицины лежало очень старинное учение о четырех основных жидкостях человеческой природы, соответствующих четырем стихиям мира. Эти стихии созданы Богом – земля, огонь, вода и воздух.29