Школа и образование в России XVII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

В этом исследовании целью стало выявление особенностей исторического развития традиций нравственно-педагогического воспитания детей в контексте отечественной и национально-культурной сообразности и возможности использования этих традиций в современной педагогической практике.
В соответствии с выдвинутой целью и актуальными вопросами современной педагогики и образования выдвинуто ряд задач:
1. Осуществить анализ истории становления и развития образования на основе использования традиций отечественной культуры, культуры Византии в русской педагогической истории после принятия Русью христианства.
2. Изучить философские и психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и образования детей.
3. Определить особенности школьного образования в XVII веке

Содержание

Введение. Предпосылки становления отечественных традиций просвещения и воспитания в Древней Руси………………………………………………………………..3
1) историографический обзор;

2) характеристика источников;
3) цели и задачи курсовой работы.
Глава I. О византийском наследии в системе просвещения, воспитания и создания школ Древней Руси………………………………………………………………....6
Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв……………………………………………………………..11
1.с X до второй трети XIII в.
2.с второй трети XIII – XIV вв.

Глава III. Русское духовенство в борьбе за «книжного» человека…………………………………………………………………..18
Глава IV. Школа и просвещение России в эпоху XVII века……25
1.«Научный багаж» древне-русского человека конца XVI – начала XVII века.
2.Математика, астрономия, космография, естественно-исторические познания, гуманитарные и другие науки как путь развития новой образовательной системы.
3.Начало «новой» школы.
4.Рождение Славяно-греко-латинской академии.
Заключение………………………………………………………………36

Список используемой литературы…………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Истории России.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Своеобразными домашними академиями становились кружки-салоны, объединявшие эрудитов вокруг мецената-философа.

     Организаторами  высшего богословского образования  выступали и монастыри.

     Важно подчеркнуть, что в Византии в  силу отсутствия монополии Церкви на образование и достижения симфонии государственно-конфессиональных отношений не происходило борьбы между университетами и церковной властью, как это было на Западе.

       Выбор Русью государственной  религии во многом определил  и выбор направления в образовании.  Приобщение Древнерусского государства к мировой цивилизации через культуру Византии в период ее расцвета в X-XI вв. явилось важным фактором успешного развития древнерусского образования. Восточнославянская языческая культура, восприняв зрелое ортодоксальное христианство, преобразовалась в древнерусскую православную культуру и создала концепцию воспитания в ней человека. 8

     «Просвещение  на Руси во многом ориентировалось  на византийскую образовательную модель, в ходе приобретая свои характерные, национальные черты».9 Древнерусское просвещение строилось на едином книжном и богослужебном языке, отсутствовала церковная монополия на образование, светская власть на Руси, как и Византии, ставила своей задачей распространение просвещения, в которой важнейшей составляющей древнерусского образования являлось ортодоксальное христианское воспитание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв.

       

     1) Начатое князем Владимиром Святославовичем  дело организации государственного  образования было продолжено Ярославом Мудрым, который в 1030 году учредил школу в Новгороде, «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам»10. В распространении книжного образования был сделан новый шаг – оно становится доступным детям не только боярской знати, но и уличанских старост и приходских священников. Открытие и изучение берестяных грамот в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске, Мстиславе, Твери, Звенигороде Галицком, Москве доказали, что в Древней Руси грамотой владели не только лица духовного звания и представители феодальной администрации, но и городское (посадское) население. Процент грамотных среди всего населения в начале XIII века не опускался ниже 1-2%, а в городах достигал 10%, т.е. 20% от числа взрослого населения11. Однако обучение грамоте представляло собой самую простую ступень образования, изначально не имевшую сословных ограничений. Более высокой ступенью являлось «книжное образование». С самых истоков образования на Руси формировалось особое уважение к книге, к книжному слову, так как распространению подлежали книги церковные, содержащие слово-учение о Божественной истине.

     Особую  роль в становлении отечественного образования и формировании культуры играли монастыри. Киево-Печерский  монастырь стал одним из крупнейших центров духовности и культуры, здесь не только осуществлялось воспитание в духе христианской святости и готовились кадры церковных иерархов, но и формировался центр русского летописания, где монах Никон Великий явился инициатором создания первого Киево-Печерского свода 1073 года, в котором была выработана основная патриотическая концепция начальной русской летописи.

     Духовное  и патриотическое звучание обрела вся  древнерусская литература. Ретроспективное (через Евангелие, идею спасения) видение  и осознание мира, опирающиеся на ортодоксальную вероучительную и богослужебную традиции, становились основой общественного и семейного воспитания в Древней Руси.

     Как отмечается в «Истории педагогики»  А.Н. Джуринского, воспитательные постулаты  исходили из культурных особенностей данного периода: «Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди («трудись – и тебе воздастся», «возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним»12.

     Кроме Священного Писания и Псалтири, в  качестве средства воспитания и обучения использовались элементы византийской культуры – жития святых, поучения, притчи, откуда черпались идеалы и программа воспитания. Вскоре на основе византийской агиографии и по ее образцу начали создаваться творения русских авторов: «Изборник Святослава», «Печерский патерик», «Поучения Владимира Мономаха детям» и др.

     Относительно  содержания древнерусского воспитания и образования рассматриваемого исторического периода можно сделать вывод о том, что в структурном плане оно продолжало славянские дохристианские традиции соответствия культурным и социальным запросам трех главных его составляющих – духовно-мировоззренческой, общественно-нравственной и производственно-профессиональной. Эти запросы были обусловлены новыми культурными и политическими условиями, связанными с принятием единой государственной религии и укреплением государства на христианских объединяющих началах. Христианское учение стало центральным содержанием воспитания и образования.

     Ортодоксально-христианская доминанта духовно-мировоззренческой  составляющей просвещения, воспринятая  от Византии, значительно усиливалась  организаторами образования на Руси для преодоления языческих пережитков в условиях двоеверия, превратившись в основу содержания воспитательно-образовательного процесса.

     2) Состояние древнерусского просвещения  второй трети XIII – XVI вв. было обусловлено в организационном плане внешними и внутригосударственными политичеcкими условиями. Толька за XIII – первую пол. XV вв. Русь выдержала более 160 войн, «из которых 45 сражений с татарами, 41 – с литовцами, 30 – с немецкими рыцарями, а все остальные – со шведами, поляками, венграми и болгарами»13.

     Нашествие монголо-татар с 1237-1241 гг. вызвало  резкое сокращение обучения и снижение уровня образования. Разорению и  уничтожению подверглись очаги  просвещения и хранилища духовной культуры – монастыри. В 1240 году был  сожжен главный центр Древнерусской культуры – Киев. Гибли культурные ценности, горели книги, истреблялись и были угнаны в плен умельцы, мастера грамоты, книжники. Учение книжное пришло в упадок.

     Положение усугублялось раздробленностью Древнерусского государства на отдельные враждующие между собой княжества. В новой политической и экономической ситуации вопросы образовательной политики не являлись первостепенными.

     Однако  в духовно-нравственном плане можно  говорить о продолжении формирования своеобразной системы воспитания и образования, генетически связанной с традициями Киевской Руси, системы, имевшей общие черы и существенные различия с византийской образовательной системой и значительно отличающейся от западноевропейской.

     Грамотность не являлась необходимым образовательным средством в составе общеобразовательного воспитания, она причислялась к техническим промыслам и рукоделиям, «к механическим хитростям»14. Начальные знания письменной культуры получали либо в семье, либо у грамотного человека из ближайшего окружения; появлялись и «мастера грамоты», которые занимались обучением детей специально и постоянно, совмещая учительскую деятельность с основной профессией. Несколько учеников, обучающихся у «мастера грамоты», составляли «училище»15.

     Так, В.Д. Аракин пишет: «Под школой того времени, безусловно, следует понимать одного учителя с небольшим количеством учеников, вероятно, никогда не доходившим до 10 человек, без деления на классы… По прошествии некотрого времени курс наук считался пройденным, и школа на этом кончала свое существование»16.

     Производственно-профессиональное обучение осуществлялось в соответствии с традициями каждого сословия.

     Неизменным  компонентом социализации для представителей всех сословий являлось усвоение устной народной культуры, вмещавшей представления об истории, географии, традиции родной страны, фольклорные жанры, народную этику и эстетику, традиционное общефилософское миропонимание; передача этих знаний и представлений осуществлялась через традиции народной педагогики, традиционно осуществляемой старейшими членами семьи и рода17.

     Повышенный  уровень образования, специальные  знания и навыки были востребованы двумя сферами – государственным  аппаратом и Церковью. Однако государственные  нужды в образовательных кадрах были вплоть до второй половины VII века невелики и удовлетворялись без создания светской образовательной системы. Многие специалисты высокой квалификации – медики, переводчики, архитекторы, художники, требовавшиеся ля княжеского двора, - приглашались из-за границы. Кроме того, делались попытки обучать русских за границей.

     Книжное образование долгое время оставалось профессиональным образованием священников. Но богословского образования в  Русской Православной Церкви еще  не было, специальных школ, подобных европейским схоластическим школам, Церковь не создавала.

     Православное  духовно-мировоззренческое воспитание занимало центральное место в  жизни русского народа. Обучение паствы ортодоксальным христианским догматам и наставление на пути духовного  спасения входило в обязанности  священства. Усвоению православного вероучения подрастающими поколениями всемерно способствовал весь уклад жизни русских людей, неразрывно связанный с жизнью церковной.

     Таким образом, даже при отсутствии организованной системы образования каждый ребенок  получал начальный комплекс знаний, необходимых для его социализации. У В.О. Ключевского читаем: «Главное внимание педагогики обращено было в другую сторону, на житейские правила, а не на научные знания. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное – учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское – наука о гражданском общежитии и строение домовное – наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси»18.

     Как видим, и в сложных условиях внешних  войн и раздробленности Древнерусского государства сохранялась древняя единая традиция культурной целесообразности воспитания и обучения всего населения через осуществление трех составляющих: духовно-мировоззренческая (теперь – православная), общественно-нравственная, и производственно-профессиональная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Русское духовенство в борьбе за «книжного» человека.  

     Главным проводником просвещения в средние  века было, как и везде, духовное сословие.

      Постепенно  на Руси воспитывались свои служители  Церкви. Передача знаний, а как правило, и замещение священнослужительских мест происходили семейным, частным порядком – дети священников наследовали дело от отцов. Поэтому в организации церковных школ для мирян в целях подготовки будущих священнослужителей (как в Западной Европе, где священнослужители были связаны обетом безбрачия и не имели детей) прямой потребности не возникало. Это надолго (до XVII в.) предопределило семейный и домашний характер русского воспитания и обучения. Таким же домашним порядком учили при церквях и монастырях. «Церковно-приходское обучение в виде частного обучения у священника или диакона возникло на Руси вместе с церквями. Оно было бесплатно, внесословно и доступно каждому. Если в кафедральном соборе Киева учились, наряду с русичами, представители европейской знати и высшего клира, то в дальнем приходе могли обучаться и выходцы из низов. Содержание обучения в приходах Киевской Руси заключалось в чтении Священного Писания и книг духовного содержания. Реже обучали письму и счету. В исторических источниках имеются косвенные свидетельства тому, что греческие духовные лица, которых было не мало в Киевской Руси, учили и философским наукам, и греческому языку, и риторике, но традиция эта была утеряна после распада древнерусского государства и монголо-татарского завоевания. Знания белого духовенства на первых порах были ограничены основами вероучения и грамотой; в исторических источниках встречаются и жалобы на безграмотность и малограмотность священнослужителей». 19

     В среде русского монашества, напротив, встречались весьма образованные по тому времени люди. Монашеский образ жизни имел большое воспитательное влияние на современников. Аскетическая, настолько не похожая на обычную, жизнь монахов, связанная с всемерным самоограничением и преодолением мирских соблазнов, представляла собой убедительный пример победы духа над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, страхами (жизнь в скитах и пещерах, куда удалялись первые русские монахи, была полна опасностей). Высокий общественный авторитет монашества закрепляли их духовные труды, важной составляющей которых было чтение и письмо. Монахи изучали труды отцов Церкви, выдающихся богословов, философов, историков, занимались переводами церковной литературы на церковно-славянский язык, писали летописи, составляли сборники поучений. Во многих монастырях эти занятия входили в круг ежедневных послушаний, выполняемых грамотными насельниками.

Информация о работе Школа и образование в России XVII века