Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
В этом исследовании целью стало выявление особенностей исторического развития традиций нравственно-педагогического воспитания детей в контексте отечественной и национально-культурной сообразности и возможности использования этих традиций в современной педагогической практике.
В соответствии с выдвинутой целью и актуальными вопросами современной педагогики и образования выдвинуто ряд задач:
1. Осуществить анализ истории становления и развития образования на основе использования традиций отечественной культуры, культуры Византии в русской педагогической истории после принятия Русью христианства.
2. Изучить философские и психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и образования детей.
3. Определить особенности школьного образования в XVII веке
Введение. Предпосылки становления отечественных традиций просвещения и воспитания в Древней Руси………………………………………………………………..3
1) историографический обзор;
2) характеристика источников;
3) цели и задачи курсовой работы.
Глава I. О византийском наследии в системе просвещения, воспитания и создания школ Древней Руси………………………………………………………………....6
Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв……………………………………………………………..11
1.с X до второй трети XIII в.
2.с второй трети XIII – XIV вв.
Глава III. Русское духовенство в борьбе за «книжного» человека…………………………………………………………………..18
Глава IV. Школа и просвещение России в эпоху XVII века……25
1.«Научный багаж» древне-русского человека конца XVI – начала XVII века.
2.Математика, астрономия, космография, естественно-исторические познания, гуманитарные и другие науки как путь развития новой образовательной системы.
3.Начало «новой» школы.
4.Рождение Славяно-греко-латинской академии.
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………..37
Своеобразными домашними академиями становились кружки-салоны, объединявшие эрудитов вокруг мецената-философа.
Организаторами
высшего богословского
Важно
подчеркнуть, что в Византии в
силу отсутствия монополии Церкви на
образование и достижения симфонии государственно-
Выбор Русью государственной
религии во многом определил
и выбор направления в
«Просвещение
на Руси во многом ориентировалось
на византийскую образовательную модель,
в ходе приобретая свои характерные,
национальные черты».9 Древнерусское
просвещение строилось на едином книжном
и богослужебном языке, отсутствовала
церковная монополия на образование, светская
власть на Руси, как и Византии, ставила
своей задачей распространение просвещения,
в которой важнейшей составляющей древнерусского
образования являлось ортодоксальное
христианское воспитание.
Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв.
1)
Начатое князем Владимиром
Особую роль в становлении отечественного образования и формировании культуры играли монастыри. Киево-Печерский монастырь стал одним из крупнейших центров духовности и культуры, здесь не только осуществлялось воспитание в духе христианской святости и готовились кадры церковных иерархов, но и формировался центр русского летописания, где монах Никон Великий явился инициатором создания первого Киево-Печерского свода 1073 года, в котором была выработана основная патриотическая концепция начальной русской летописи.
Духовное и патриотическое звучание обрела вся древнерусская литература. Ретроспективное (через Евангелие, идею спасения) видение и осознание мира, опирающиеся на ортодоксальную вероучительную и богослужебную традиции, становились основой общественного и семейного воспитания в Древней Руси.
Как отмечается в «Истории педагогики» А.Н. Джуринского, воспитательные постулаты исходили из культурных особенностей данного периода: «Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди («трудись – и тебе воздастся», «возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним»12.
Кроме Священного Писания и Псалтири, в качестве средства воспитания и обучения использовались элементы византийской культуры – жития святых, поучения, притчи, откуда черпались идеалы и программа воспитания. Вскоре на основе византийской агиографии и по ее образцу начали создаваться творения русских авторов: «Изборник Святослава», «Печерский патерик», «Поучения Владимира Мономаха детям» и др.
Относительно
содержания древнерусского воспитания
и образования рассматриваемого исторического
периода можно сделать вывод о том, что
в структурном плане оно продолжало славянские
дохристианские традиции соответствия
культурным и социальным запросам трех
главных его составляющих – духовно-мировоззренческой,
общественно-нравственной и производственно-
Ортодоксально-
2)
Состояние древнерусского
Нашествие
монголо-татар с 1237-1241 гг. вызвало
резкое сокращение обучения и снижение
уровня образования. Разорению и
уничтожению подверглись очаги
просвещения и хранилища
Положение усугублялось раздробленностью Древнерусского государства на отдельные враждующие между собой княжества. В новой политической и экономической ситуации вопросы образовательной политики не являлись первостепенными.
Однако в духовно-нравственном плане можно говорить о продолжении формирования своеобразной системы воспитания и образования, генетически связанной с традициями Киевской Руси, системы, имевшей общие черы и существенные различия с византийской образовательной системой и значительно отличающейся от западноевропейской.
Грамотность не являлась необходимым образовательным средством в составе общеобразовательного воспитания, она причислялась к техническим промыслам и рукоделиям, «к механическим хитростям»14. Начальные знания письменной культуры получали либо в семье, либо у грамотного человека из ближайшего окружения; появлялись и «мастера грамоты», которые занимались обучением детей специально и постоянно, совмещая учительскую деятельность с основной профессией. Несколько учеников, обучающихся у «мастера грамоты», составляли «училище»15.
Так, В.Д. Аракин пишет: «Под школой того времени, безусловно, следует понимать одного учителя с небольшим количеством учеников, вероятно, никогда не доходившим до 10 человек, без деления на классы… По прошествии некотрого времени курс наук считался пройденным, и школа на этом кончала свое существование»16.
Производственно-
Неизменным компонентом социализации для представителей всех сословий являлось усвоение устной народной культуры, вмещавшей представления об истории, географии, традиции родной страны, фольклорные жанры, народную этику и эстетику, традиционное общефилософское миропонимание; передача этих знаний и представлений осуществлялась через традиции народной педагогики, традиционно осуществляемой старейшими членами семьи и рода17.
Повышенный
уровень образования, специальные
знания и навыки были востребованы
двумя сферами –
Книжное образование долгое время оставалось профессиональным образованием священников. Но богословского образования в Русской Православной Церкви еще не было, специальных школ, подобных европейским схоластическим школам, Церковь не создавала.
Православное
духовно-мировоззренческое
Таким образом, даже при отсутствии организованной системы образования каждый ребенок получал начальный комплекс знаний, необходимых для его социализации. У В.О. Ключевского читаем: «Главное внимание педагогики обращено было в другую сторону, на житейские правила, а не на научные знания. Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное – учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское – наука о гражданском общежитии и строение домовное – наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси»18.
Как
видим, и в сложных условиях внешних
войн и раздробленности
Глава
III. Русское духовенство в борьбе за «книжного»
человека.
Главным
проводником просвещения в
Постепенно на Руси воспитывались свои служители Церкви. Передача знаний, а как правило, и замещение священнослужительских мест происходили семейным, частным порядком – дети священников наследовали дело от отцов. Поэтому в организации церковных школ для мирян в целях подготовки будущих священнослужителей (как в Западной Европе, где священнослужители были связаны обетом безбрачия и не имели детей) прямой потребности не возникало. Это надолго (до XVII в.) предопределило семейный и домашний характер русского воспитания и обучения. Таким же домашним порядком учили при церквях и монастырях. «Церковно-приходское обучение в виде частного обучения у священника или диакона возникло на Руси вместе с церквями. Оно было бесплатно, внесословно и доступно каждому. Если в кафедральном соборе Киева учились, наряду с русичами, представители европейской знати и высшего клира, то в дальнем приходе могли обучаться и выходцы из низов. Содержание обучения в приходах Киевской Руси заключалось в чтении Священного Писания и книг духовного содержания. Реже обучали письму и счету. В исторических источниках имеются косвенные свидетельства тому, что греческие духовные лица, которых было не мало в Киевской Руси, учили и философским наукам, и греческому языку, и риторике, но традиция эта была утеряна после распада древнерусского государства и монголо-татарского завоевания. Знания белого духовенства на первых порах были ограничены основами вероучения и грамотой; в исторических источниках встречаются и жалобы на безграмотность и малограмотность священнослужителей». 19
В среде русского монашества, напротив, встречались весьма образованные по тому времени люди. Монашеский образ жизни имел большое воспитательное влияние на современников. Аскетическая, настолько не похожая на обычную, жизнь монахов, связанная с всемерным самоограничением и преодолением мирских соблазнов, представляла собой убедительный пример победы духа над человеческим эгоизмом, корыстолюбием, страхами (жизнь в скитах и пещерах, куда удалялись первые русские монахи, была полна опасностей). Высокий общественный авторитет монашества закрепляли их духовные труды, важной составляющей которых было чтение и письмо. Монахи изучали труды отцов Церкви, выдающихся богословов, философов, историков, занимались переводами церковной литературы на церковно-славянский язык, писали летописи, составляли сборники поучений. Во многих монастырях эти занятия входили в круг ежедневных послушаний, выполняемых грамотными насельниками.