Самоизоляция Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить ход самоизоляции. Для достижения данной цели были выявлены 2 следующие задачи:
1) Выявить и рассмотреть предпосылки и причины "закрытия".
2) Проследить ход самоизоляции, ее завершение и итоги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….........3
Предпосылки "закрытия" страны………………………………………………………..….....5
Восстание в Симабаре……………………..………………………...…...………....5
Европейцы на Японских островах…………………………………………..……..7
Япония в период международной изоляции и после него…..……………………...………..9
2.1 "Закрытие" и "открытие" страны………………...………………………………...9
2.2 Экспедиция Метью Перри "открывшая" Японию…….………………………....15
2.3 Культура Японии после периода самоизоляции………………......………….….18
Заключение………………………………………………………………………………..……......22
Список использованных источников…………………………………………………………......24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Иванова.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     В данной работе я не ставлю перед  собой цель рассказать подробно о  том, что происходило в Японии в период искусственной изоляции, поэтому между рассказами о "закрытии" и "открытии" страны нет непосредственного описания этого времени. Однако совсем пропустить его я не могу.

     В сознании русского человека Япония, несомненно, является высокоразвитой страной. Но с  точки зрения любого русского, живущего в богатейшей по запасам ресурсов стране, Япония, таким запасом не располагающая, не может быть ведущей  мировой державой. Тем удивительнее, что в XVII веке Япония отказалась от связей с внешним миром и перешла на самообеспечение, которого, исходя из ресурсной бедности Страны Восходящего солнца, не могло быть по определению. Но, тем не менее, Япония рискнула использовать исключительно собственные возможности. Выиграла ли она при этом или нет – другой вопрос. Попробуем его проанализировать.

     Для начала выясним, исходя из географического  положения, была ли у Японии та ресурсная  база, которая позволила бы ей полностью  обеспечивать себя?

     Островам  Японского архипелага присущ ряд  разнообразных географических и  климатических особенностей, которые  значительно повлияли на стиль жизни  японцев, их менталитет, культуру и  историю. В первую очередь, это изолированное  положение островного государства в Тихом океане. Удалённость страны от американского и евразийского континентов в XIX веке дала японцам повод выработать концепцию кокугаку – об "уникальности и божественности японского пути", в отличие от китайского. "Наша земля – родина богов, и мы произошли от них" – такова идея концепции "истинности" японской нации.[8, с.75]

     Регионы Японии хоть и располагаются на одной  широте, но их территории обеспечивается существование 3 разных климатических  зон, где получили развитие 3 хозяйственно-культурных комплекса: морской (рыболовство, ловля моллюсков и выпаривание соли), равнинный (земледелие, заливное рисоводство) и горный (охота, собирательство, лесоводство). Стоит отметить и сравнительную удалённость регионов друг от друга. В XVI веке государство было поделено на 69 провинций; подавляющее большинство их имело выходы к морю, а также в их составе были равнинные и горные участки, где можно было бы заниматься выращиванием риса. Эти два фактора делали территориальные единицы Японии самостоятельными и самообеспечивающимися, что объясняло средневековый сепаратизм, препятствующий объединению страны.

     Очень важным было речное сообщение в Японии, а также рыбный промысел, который  способствовал всестороннему развитию японцев: с морепродуктами они получали необходимые микроэлементы, продовольствие, а также стимул к освоению новых территорий, поиску "рыбных мест". С другой стороны, рыболовство и добыча морепродуктов способствовали осёдлости и концентрации населения.

     Но, пожалуй, основой всех основ японской жизни является рисоводство. Укоренение рисоводства в Японии способствовало развитию многих сторон человеческой жизни: во-первых, расселению и оседлости населения в целях возделывания этой культуры и ухода за ней; во-вторых, увеличению качества прибавочного продукта; в-третьих, развитию технической составляющей по причине недостатка земли или не лучшего её качества (ирригация).

     Бросается в глаза тот факт, что в Японии почти не развит животноводческий комплекс. Это объясняется тем, что на архипелаге мало земель, пригодных для пастбищ, и тем, что Япония богата морепродуктами. Неразвитость животноводческого комплекса является важным показателем того, что страна не предполагает выход за свои пределы в поисках пастбищных земель, а соответственно, и не провоцирует агрессивное поведение по отношению к населению территорий, в отношении которых проводится экспансия, как это было, скажем, во времена похода Монгольского государства на Русь.

     Вся история японского государства  доказывает, что японцы (за редкими  исключениями) не стремились к выходу за пределы архипелага, посему не прилагали усилий по усовершенствованию своих судов. Япония двинулась в другом направлении: она расширяла посевные площади, совершенствовала агротехнику и способы рыболовства, и, таким образом, достаточно рано ступила на интенсивный путь развития.

     Единственным  "минусом" географического положения Японии является её бедность минеральными ресурсами. Как известно, капиталистическая Япония, выйдя на внешний рынок, легко решила эту проблему, закупая ресурсы, сырьё и готовый продукт за границей. Как же решала данную проблему средневековая Япония?

     Дело  в том, что двухвековая изоляция Японии не была полной. В страну проникали  не только потоки информации, но и некоторые  товары, в первую очередь, из Китая, Сиама и Голландии – стран, которым позволено торговать в японских портах. Раз в год в бухту Нагасаки входило голландское судно, с Китаем торговля была немного интенсивнее. Япония импортировала из Китая сахар, специи, рисовую водку сакэ, предметы роскоши и ткани, а самое главное, шёлк. Японское государство импортировало как готовый продукт, так и сырьё, и даже коконы шелкопряда. Вскоре японцы стали самостоятельно перерабатывать сырьё и выпускать собственную продукцию. Таким образом, японцы смогли наладить собственное производство шёлка при поступлении сырья из Китая.

     Таким же образом Япония решила вопрос с  сахаром. А согласно японским "Теппо ки", повествующим о появлении в Японии европейского огнестрельного оружия, японцы смогли наладить собственное производство короткоствольных ружей. Благодаря способности адаптировать всё новое, японцы смогли решить проблему нехватки некоторых товаров в период искусственной изоляции.

     Вместе  с товаропотоком в "закрытую" страну проникал и поток информации. На голландских судах, раз в год прибывавших в бухту Нагасаки, мореплаватели привозили книги по географии, навигационному и судостроительному делу, медицине и т.д. Изменения претерпела и японская образовательная инфраструктура: открывались школы при крупных буддистских монастырях, а также государственные школы.

     В свете медленного разложения феодальных порядков в стране, началось постепенное  "вызревание" капиталистических предпосылок: увеличивалось количество мануфактур. В первой половине XIX века в Японии возникло более 180 новых мануфактур, которые открывались на средства купцов и бакуфу. Мануфактурное производство было в основном текстильным (делилось на прядильное и ткацкое), гончарным, пищевым (производство сакэ и пищевых продуктов). Однако подавляющее их большинство производило оружие; особенно хорошо оружейное производство было налажено в южных районах страны, отличавшихся своими сепаратистскими тенденциями. Существовали также горнорудные и железоделательные казённые мануфактуры, что свидетельствовало о том, что Япония на всю мощь стремилась использовать хоть и небогатые, но всё же собственные ресурсы. [9, с.27]

    2.2 Экспедиция Метью Перри "открывшая" Японию

      После долгого периода самоизоляции эпохи  Токугава, в 1854 году произошло открытие Японии американской эскадрой коммодора Мэтью Перри. Окончился 200-летний период изоляции Страны восходящего солнца. Этому событию и посвящен пост.

      В 1851 году коммодор Мэтью Перри получает задание направить свои корабли  к берегам Японии. Адмирал считал необходимым наличие как минимум 7 кораблей в эскадре. Эти корабли включали в себя - паровые корабли «Mississippi», «Susquehanna», «Powhatan» и «Allegheny», сторожевые корабли «Plymouth» и «Saratoga», а также линейный корабль «Vermont». Были выбраны паровые корабли в расчете на то, что корабли без моряков должны напугать японцев и привести их в состояние ужаса и трепета, кроме того, на корабли планировалось установить мощные орудия на случай боевых действий.  
 Для Соединенных Штатов существовало три основных причины, по которым им так необходимо было открытие Японии:          • это использование японских портов в качестве «угольных баз», на которых американские пароходы могли пополнить запасы топлива. Здесь необходимо пояснить, что ранее американцы уже использовали Гавайи в таком качестве, но им требовались новые порты, Япония же идеально подходила для этого из-за своего расположения практически на одной широте с Сан-Франциско;           • кроме того, американской стороне требовалось обезопасить своих моряков, плававших в этих широтах, от каких-либо нападений со стороны японцев;  
 • третьей же причиной естественно стало желание американцев расширить свои торговые связи.[10]

      Эскадра США — линейные корабли, фрегаты  и корветы коммодора ВМС США  Мэтью Перри прибыли 14 июля 1853 года в японскую гавань Урага (часть современной Йокосуки) в префектуре Каганава. Японцы назвали американскую эскадру курофунэ , что означает "чёрные корабли" . Словой «чёрный» здесь относится к чёрному цвету корпусов парусных судов старой постройки, и к чёрному цвету угольного дыма из труб пароходов, использующих уголь в качестве топлива. Его первое посещение Японии не увенчалось успехом, и коммодор отплыл на родину, полный уверенности, что он еще вернется. И он вернулся в феврале 1854 года.

      Миссия  командора заключалась в том, чтобы заключить договор с закрытой для иностранцев Японией, который бы гарантировал американским купцам право торговать в японских портах и возможность для американцев проживать в Японии. «Черный корабль» командора, или по-японски — «Kurofune», приобрел тогда печальную славу в японской истории как нарицательный образ, связанный с «открытием» дверей страны восходящего солнца для иностранцев и началом американо-японских взаимоотношений, которые принесли с собой как многочисленные конфликты и войны, так и обоюдную пользу.

      Прибытие  американцев и жесткие заявления  коммодора Перри привели к  тому, что Япония, последний бастион  сопротивления западным интересам  в Азии, была вынуждена «открыться». Несмотря на общую враждебность по отношению к иностранцам, которых  в то же время и опасались, несмотря на сильный национализм, который был присущ и сторонникам открытия, и сторонникам изоляции, верховные правители Японии осознавали невозможность сопротивления вероятной западной агрессии. Под угрозой обстрела Токио коммодор Мэтью Кэлбрейт Перри принудил сёгуна подписать Договор о мире и дружбе, которым устанавливались дипломатические отношения между Японией и Соединенными Штатами. [11, с.217] 

      Мэттью  Кэлбрайт Перри заставил Японское правительство  сёгуната Токугава положить конец вековой политике сакоку и открыть Японию для торговли с Западными странами. В переговорах с японской стороной адмирал, использовав силовую дипломатию, добился потрясающих результатов – в 1853-54 годах были подписаны американо японские договоры, по которым Соединенные Штаты получали сразу два морских порта для торговли углем. Возглавляемое коммодором Перри соединение военных кораблей стало весомым фактором в переговорах и последующем подписании договора о торговле между Японией и США, таким образом эффективно завершив более чем двухсотлетний период времени, в течение которого Япония вела торговлю только с Китаем и Голландией. Порты Нагасаки, Хакодатэ и порт Симода открылись для американских судов. После заключения 3 марта 1854 года Канагавского договора американский консул прибыл на постоянное пребывание в Симоду, гавань необыкновенной красоты и очарования, расположенной в южной оконечности полуострова Идзу.

      На  японцев американцы произвели большое  впечатление. В этом знаменитом кёка - стихотворение, похожее на пятистрочное вака - описаны неожиданность и смятение, вызванные этими кораблями :

*** 
Пароходы 
нарушили безмятежный сон 
Тихого океана, 
всего четыре корабля достаточно 
чтобы мы не спали ночью

*** 

      Когда коммодор Мэтью Перри прибыл в  Японию, то уже на следующий день к четырем кораблям, на которых приплыли иностранцы, подплыло множество лодочек с художниками, которые спешно делали наброски. Уже к концу недели гравюры с изображением чудных иностранных кораблей и не менее чудных иностранцев продавались в Эдо на каждом углу.[12, с.69] 
 
 

    2.3 Культура Японии после периода самоизоляции

      С отменой самоизоляции Японии значительно  усиливается влияние западного  искусства. Практически во всех направлениях Японского искусства произошли изменения.

      Выход Японии из самоизоляции открыли принципиально новый этап в  
развитии культуры. Активная вестернизация всех сторон жизни захватила и сферу искусства, в том числе живопись. Наряду с традиционными школами, которые стали обозначать термином нихонга, стала развиваться живопись европейского стиля - ёга, в которой на рубеже XIX-XX  веков было несколько направлений, нередко противостоявших друг другу в своих творческих установках. В 20-х годах против реалистических тенденций выступили сторонники фовизма, кубизма, сюррреализма и других авангардистских течений. 
Художники нихонга, хранившие многовековые традиции, пытались развивать их в новых  
исторических условиях, стремились к обновлению всей живописной системы, поиску  
вневременных эстетических ценностей в искусстве прошлых веков, доказывая жизнестойкость и неувядаемую ценность классического наследия.

      Так же в живописи, широкое распространение получает такое направление как ёга (европейские картины) — японская живопись западного стиля. Она отличается от традиционной японской живописи нихонга (японские картины) не только отношением к объекту изображения, но и техникой. Для ёга характерна станковая живопись маслом на холсте, для нихонга — живопись тушью и водяными красками на шелке или бумаге в форме свитков, ширм и экранов. Эти два направления сосуществуют параллельно и сегодня, лишь в небольшой степени влияя друг на друга.         Среди первых художников европейской ориентации выделяются две фигуры: Каваками Тогай (1821–1881) и Такахаси Юити (1828–1894). Оба начали заниматься европейской живописью еще до Реставрации Мэйдзи.        В 1876 г. при государственном Инженерном колледже была создана Школа искусств западной ориентации. Преподавать в ней были приглашены несколько итальянцев. Один из них Антонио Фонтанези (1818–1882) оказал значительное влияние на художественный мир Японии.             Процветание западного искусства в Японии оказалось недолгим. Правительство стало поощрять произведения национального стиля, а после 1882 г. живопись ёга перестала допускаться на государственные выставки.        Художники ёга объединялись против гонений со стороны художников-традиционалистов и представителей реакционных политических кругов. В 1889 г. было основано Общество мэйдзийского искусства, куда вошли вернувшиеся из Европы художники реалистического направления ёга. Но только в конце 40-х гг. XX в. ёга перестала подвергаться дискриминации, художники получили возможность объединяться, организовывать выставки, принимать участие в международном обмене.

Информация о работе Самоизоляция Японии