Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа
Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III.
Глава 1 3
Краткие вехи биографии Екатерины II 3
Происхождение 3
Детство, образование, воспитание 3
Брак с наследником российского престола 4
Глава 2 5
Политические идеи и дела Екатерины II 5
Политические идеи Екатерины 5
“Наказ” Екатерины II 9
Содержание “Наказа 10
Выдержки из “Наказа” Екатерины II 13
Судоустройство (структурная схема) 26
Население городов (структурная схема) 27
Высшая власть (структурная схема) 28
Губернское присутствие и уездная администрация (структурные схемы) 29
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Органы самоуправления мещанства в 19 в. занимались вопросами сословных дел, раскладкой налоговых платежей, выдачей видов на жительство, попечительством и другими вопросами.
Население городов, согласно «Жалованной грамоте» имело право раз в три года на своем собрании избирать городского голову и членов Городской думы. В выборах могли участвовать горожане, достигшие 25 лет и владевшие капиталом, с которого платили налог не менее 50 рублей. Тем самым из “активных граждан” исключались беднота и даже купцы третьей гильдии как наименее состоятельные.
При всем значении Жалованная грамота не дала городам большого преимущества в силу крайней неразвитости городского самоуправления. Вплоть до середины 19 века вся власть в городах фактически была сосредоточена в руках дворянского чиновничьего аппарата во главе с губернаторами и городничими. “Грамота”предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу“службы императорскому величеству”. Деятельность городского общественного общественно управления была ограничена самодержавной властью и узкостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами, с обывателей и всегда был дефицитным.
В государственном властном регулировании сложилась ситуация , для которой характерны неограниченная власть монарха и сильное влияние дворянства и дворянской чиновной бюрократии. В1766 г. Екатерина II утвердила выборную должность уездного предводителя дворянства сроком на два года для руководства выборами депутатов в Уложенную комиссию и исполнение других высочайших требований, а
21 апреля 1785 г. своей “Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства”подтвердила прежние и установила новые права и привилегии господствующего феодального сословия.
Это был свод дворянских привилегий. Дворянин мог лишиться дворянского звания только посословному суду. Дворяне освобождались от телесных наказаний, они получали исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, покупать деревни и т.д. Новой привилегией явилось запрещение конфискаций имений дворян, совершивших уголовное преступление, имение в таком случае переходило к законным наследникам.
Дворяне освобождались от постойной повинности, т.е. от пребывания войск в их домах. Подтверждалось освобождение дворян от всех податей.
Жалованная грамота ввела запись дворян в родословные книги, чем подчеркивалось формальное отличие их от других сословий. Среди самого дворянства так же устанавливалось различие: в первую част родословной книги в каждой губернии записывались дворяне, пожалованные верховной властью(столбовые дворяне), во вторую часть - получившие дворянское звание на службе.
Отныне дворянство окончательно становилось особой корпорацией. Каждый дворянин, достигший двадцати пяти лет имел право участвовать в так называемых уездных и губернских дворянских собраниях, созывающихся губернатором или наместником раз в три года, и выбирать своих сословных руководителей – уездных и губернских предводителей дворянства. Влияние дворянской корпорации было настолько сильным, что ни один губернатор не мог противодействовать выраженной воли дворянства своих губерний. Дворянство получило исключительное право делать представления через губернатора императрице о различных своих пожеланиях.
Таким образом, жалованная грамота подвела черту под длительной и сложной борьбой дворян как сословия за утверждение и расширение своих привилегий. Отныне дворянство уже и формально превратилось в первое сословие Российской империи.
Здесь интересы дворянства, которое объединялось в свои сословные общества, были официально отождествлены с государственными. Деятельность дворянского депутатского собрания, предусмотренного той же жалованной грамотой, была подчинена комплектованию служилого состава чиновников. Оно состояло из губернского предводителя дворянства, председательствующего и в этом собрании, и по одному депутату от каждого уезда и рассматривало предварительно вопросы, подлежащие
обсуждению на дворянских собраниях, вело учет личного состава, родословные книги под контролем департамента герольдии Сената, выдавало грамоты и свидетельства о внесении дворянских родов в губернскую родословную книгу, участвовало в наложении опеки на имения и в исключении отдельных лиц из местного дворянского собрания.
Екатерина II продолжила линию Петра I на ограничение прав духовенства и усилила подчинение церкви абсолютной монархии. Духовенство было переведено на штатные оклады, финансируемые государством, оно лишилось права владеть землей и крестьянами, что одновременно с сокращением сети монастырей стало ограничением церковной власти стало ущемлением православия.
Сузились границы государева властного регулирования населением империи. В отношении крестьянства это привело к еще большему ужесточению крепостничества. Помещики получили абсолютную власть над своими крестьянами, которые стали их собственностью, в том числе право ссылать строптивых крестьян на каторгу, сурово наказывать даже за попытку жаловаться на господина.
Более 5 миллионов
государственных(ревизских)
Усилилось начатое еще Петром I “расказачивание”. В 60-е гг. Екатерина II расширила сеть государственных чиновников среди казачества: в 1764.
Ликвидировала
на Левобережной Украине
гетманство и полковое
правление и ввела
вместо них соответственно
должность генерал-губернатора
Малой России и
Малороссийскую коллегию
по типу губернской
администрации. После
пугачевского восстания
была ликвидирована
казачья автономия и
Земли войска Донского,
Азов, крепость св. Дмитрия
Ростовского и вся Азовская
губерния в 1775 г. были
подчинены наместнику
Г.А.Потемкину. Было
образовано с разрешения
Екатерины Черноморское
казачье войско, подчиненное
Таврическому губернатору.
Значительная часть
казаков переселилась
в Восточное Приазовье
между реками Ея и Кубань,
часть ушла в Турцию
и образовала за Дунаем
Задунайскую сечь.
Судоустройство
(структурная схема)
Население
городов (структурная
схема)
Высшая
власть (структурная
схема)
Губернское
присутствие и
уездная администрация (структурные
схемы)
Заключение
Екатерина II царствовала 34 года, но екатерининский век длился гораздо дольше по существу. Петр выступает зачинателем, Екатерина – завершительницей грандиозных реформ 18 века. При них, сохранив структуру феодального общества, Россия усвоила культурные ценности и технику Нового времени. Как и во всех предшествующих случаях преобразований в России, реформы18 века проводились “сверху”, со стороны правительства (что естественно для реформ). В отличие от Европы, они почти всегда проходили до созревания предпосылок к ним “снизу”, в обществе. В этом опережении естественного развития и сила их, и слабость. Сильная сторона в том, что максимально мобилизовав свои “крепостные ресурсы”, бесконтрольно и неограниченно распоряжаясь людьми, государственная власть “сверху” очень быстро поставила страну вровень с соседями и , разгромив Швецию в Северной войне, политически создала державу имперского типа. Слабая сторона в том, что эти опережающие время реформы “сверху” не опирались на встречное движение “снизу”, были делом государства, а не общества, монархов, а не народа. Последний, будучи орудием власти, оказывался вполне пассивен и безучастен к малопонятным преобразованиям.
Несоответствие привносимых “сверху” внешних реформ и внутренних условий, “души” и “тела” России, а отсюда все противоречия 18 в.: раскол нации, раскол народа и власти, власти и созданной ею интеллигенции, раскол культуры на народную и “официальную”, неразрешимая дилемма Пушкина о просвещении и “рабстве”. Все это имеет непосредственное отношение и к Екатерине, потому что объясняет глубинные принципы и ее впечатляющих успехов, когда она по-петровски действовала “сверху”, и ее поразительного бессилия, как только она по-европейски пыталась получить поддержку “снизу” (Уложенная комиссия).
Если Петр не задумывался над всеми этими противоречиями или, скорее, просто их не замечал, то Екатерина уже начинала понимать, но не в силах разрешить их, вынуждена была притворяться и лицемерить: просвещенная государыня и первая помещица, корреспондент Вольтера и неограниченная властительница, сторонник гуманности и восстановитель смертной казни.
Сопоставляя двух великих монархов в их историческом значении, можно прибегнуть к такому образу. Когда говорят, что при Петре Россия стала Европой, тезис надо понимать скорее не в координатах пространства, а в координатах времени. До Петра Отечество наше не потому не замечали и не считались с ним, что оно было отрезано от Балтийского и Черного морей(хотя и это важно), а потому что страна жила как бы совсем по другим часам: иные ценности, идеалы, темп жизни. В Европе это все кончилось или кончалось, у нас было живо и сильно. Россия оказывалась не столько географически далека, сколько удалена “культурно”. Теперь Петр подвел часовую стрелку, Екатерина поставила минутную. Но сам механизм не тронули, значит, неизбежным становилось новое отставание. Часы в дальнейшем требовалось уже не подводить, чинить. Впрочем, если кто из современников императрицы и понимал, что ход времени зависит не от монархов, то только не они сами, и отрубленная голова Людовика 16 хоть и неприятное, но слишком очевидное тому подтверждение….
Итак, немка Екатерина стала не только преемницей, но и продолжательницей дел великого императора Петра I. Именно эта преемственность дала ей официальный титул “Великой” от современников и снискала благодарную память у потомков. Петр обрел Балтику и безуспешно пытался открыть выход России к Черному морю, Екатерина добилась присоединения Крыма. Царь-преобразователь в духе просветительского рационализма административно подчинил Церковь государству, императрица своей секуляризацией лишила ее всякой экономической независимости, совершенно огосударствила и перевела духовенство, словно чиновников на бюджет. Первый начал областную реформу , разделив страну на восемь губерний, провинции и уезды, вторая закончила это преобразование, доведя количество губерний до 50 и усовершенствовав их управление, что дало возможность упразднить некоторые провинции. Один учредил Сенат, другая упорядочила его деятельность. Этот список можно долго продолжать. Из него
становиться понятным, что Екатерина не напрасно носила табакерку с портретом Перта I и не случайно заказала Э. М.Фальконе знаменитого “Медного всадника”с лаконичной надписью “Петру Первому –Екатерина Вторая”на постаменте. Преемственность здесь совершенно очевидна.
Были, однако, существенные различия. Одно из них- лицемерие и царицы, и царствования, являющееся необходимым следствием саморазвития петровских реформ, мы уже отмечали. Это негативный по сравнению с Петром полюс правления Екатерины, но был и положительный. Императрице не приходилось ломать русскую жизнь, взрывать традицию. Ее реформы поэтому, хотя, безусловно, гораздо умереннее петровских(а радикальные уже не нужны и еще невозможны), но и “гуманнее” для подданных, не сопряжены с насилием, пытаются апеллировать более к разуму граждан, чем к принуждению. Поэтому в екатерининские времена при впечатляющих успехах гораздо меньше жертв. Сказанное не исключает ни достаточно свирепое подавление Пугачевщины, ни ссылки Новикова и Радищева. И то и другое было, конечно малоприятными, но неизбежными последствиями раскола русского общества 18 в., оборотной стороной реформ.
Актуальность
– для России устройство
государственной
власти всегда была
и является актуальным.
Смена власти в
России – череда 0дворцовых
переворотов, революций
и контрреволюций,
не обеспечивающих легитимность
и законность власти.
Отсутствие механизмов
хорошей управляемости,
плохая обратная связь
от гражданина к власти,
расколотость общества,
коррумпированность
власти, глухота ее,
безнаказанность и т.д.
Все это было при Екатерине
и осталось сейчас.
Список использованной литературы
Издательство СПбГПУ, 2004 г
Издательство Книжная палата, 1994 г
Издательство ОЛМА Медиа Групп 2010 г
Информация о работе Самодержавное государственное регулирование при Екатерине Ⅱ