Самодержавное государственное регулирование при Екатерине Ⅱ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III.

Содержание

Глава 1 3
Краткие вехи биографии Екатерины II 3
Происхождение 3
Детство, образование, воспитание 3
Брак с наследником российского престола 4
Глава 2 5
Политические идеи и дела Екатерины II 5
Политические идеи Екатерины 5
“Наказ” Екатерины II 9
Содержание “Наказа 10
Выдержки из “Наказа” Екатерины II 13
Судоустройство (структурная схема) 26
Население городов (структурная схема) 27
Высшая власть (структурная схема) 28
Губернское присутствие и уездная администрация (структурные схемы) 29
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 250.81 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра Национальная безопасность  
 
 

Курсовая  работа

Самодержавное государственное регулирование  при Екатерине Ⅱ___________________________________________________ 
(название темы) 
 
 
 
 

Работа  выполнена студентом(кой)

__________ учебной группы

__________________________________ 
(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель ______________________

____________________________________________ 
(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)  

Санкт-Петербург

2011__ г 
 

Оглавление 
 
 

Глава 1                                                                              3

Краткие вехи биографии Екатерины II         3

Происхождение                                                           3

Детство, образование, воспитание                      3

Брак с наследником российского престола         4

Глава 2                                                                             5

Политические идеи и дела Екатерины II     5

Политические  идеи Екатерины                            5

“Наказ” Екатерины II                                                9

Содержание “Наказа                                               10

Выдержки из “Наказа” Екатерины II                  13

Судоустройство (структурная схема)             26

Население городов (структурная схема)         27

Высшая власть (структурная схема)               28

Губернское присутствие и уездная администрация          (структурные схемы)                                         29

Заключение                                                                30

Список использованной литературы                33 
 
 
 
 
 
 

Объект исследования

Россия  во времена  правления  Екатерины II.

Предмет исследования

Властное устройство России во времена Екатерины II.

Цель

Изучение механизмов управления при Екатерине II и связь их с нашем временем. 
 

   Глава 1

   Краткие вехи биографии Екатерины II 

   Происхождение

     Родилась  София Фредерика  Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля

(2 мая) 1729 года в  тогда немецком  городе Штеттин — столице Померании (Поморья). Ныне город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши. Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов. 

   Детство, образование, воспитание

              Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители были недовольны "мальчишеским" поведением дочери,но это их тоже устраивало - Фредерика заботилась о младшей сестре Августе. Её мать называла её в детстве Фике (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»). В 1744 году, российской императрицей Елизаветой Петровной, вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

   Брак с наследником российского престола

21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем  возрасте Екатерина  была обвенчана  с Петром Фёдоровичем,  которому исполнилось  17 лет и который  являлся ей троюродным братом. Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало. Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады.  
 
 
 
 

   Глава 2

   Политические  идеи и дела Екатерины II

“Наказ” Екатерины II

Взойдя  на  русский трон, Екатерина задалась  целью выработать  основные  направления  деятельности  всей государственной  машины.  Причем выработать  самостоятельно, не оглядываясь на прошлое,  не слушая  советчиков, опираясь  на те знания, которые она почерпнула  за 18 лет, проведенные в России  до своего воцарения. 

   Политические  идеи Екатерины.

Она  хотела ввести  чисто  личную политику, не прикрываемую никаким рядом стоящим, хотя бы только совещательным, но  законно оформленным и ответственным учреждением. В ближайшей у себе сфере управления  она не допускала и тени права, могущей омрачить блеск ее попечительского самовластия. По ее мысли, задача права – руководить  подчиненными органами управления; оно должно действовать, подобно солнечной теплоте в земной атмосфере: чем выше, тем слабее. Власть, не только неограниченная, лишенная  всякого юридического облика, - это основной  факт нашей  государственной истории, сложившейся ко времени Екатерины. Она оберегала  это  факт места от всяких  попыток дать  закономерный строй верховному  управлению. Но она хотела  прикрыть  этот туземный  факт идеями века. Обработка , какую эти идеи  получили  в ее уме дала возможность столь трудного  логически применения их. Еще до воцарения… она  сосредоточила  свое прилежное  чтение на  историко –политической литературе просветительного направления.  Экзотические поклонники и поклонницы этой литературы воспринимали ее не одинаково. Одни черпали  из нее запас  отвлеченных начал и радикальных приемов и, трактуя о строении  человеческого общества, любили  строить  его на основаниях, выведенных из чистого  разума  и не испробованных в исторической действительности, а когда обращались к существующему, действительному обществу, находили  его  заслуживающим  только полной ломки.  Другие делали из этой  литературы не питательное , а, так сказать, вкусовое  употребление, увлекались  ее отвлеченными  идеями  и смелыми  планами не как  желательным  житейским порядком , а просто как занимательными и пикантными  изворотами  отважной  и досужей мысли. 

   Екатерина отнеслась к этой литературе  осторожнее  политических радикалов  и серьезнее либеральных  вертопрахов. Из  этого обильного  источника новых  идей  она старалась  извлечь то, что, говоря ее  словами питало  великие душевные качества человека  честного, человека  великого  и героя и что мешает  пошлости  помрачить “античный вкус чести и доблести”. Следы такого изучения  и размышлений, им навеянных, сохранилось в оставшихся  после нее записках, выписках и мимолетных  заметках  на французском или русском языке. “Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог  меня привел, - пишет она  еще до  воцарения, - слава страны – моя собственная слава; вот мой принцип; была бы очень счастлива, если бы мои идеи могли этому способствовать”. Власть без  народного  доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым  и славным; этого легко  достигнуть: примите за правило ваших действий, ваших уставов государственной  и общественной жизни, уяснить себе основные понятия права и общежития; только  по складу ли своего ума или по духу читаемой  благо народа и справедливость, неразлучные друг с другом, свобода, душа всех вещей. Без тебя все мертво. Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов; хочу общей цели сделать людей счастливыми,  а не каприза, ни странностей, ни жестокости. Но “принципы” Екатерины при всем  своем благодушном  свободомыслии имели для нее более деловое, образовательное значение: они приучали ее размышлять о вопросах литературы, она придавала своим принципам не совсем обычный смысл.   Для нее разум и его спутники- истина, правда, равенство, свобода – не были боевые начала, непримиримо борющиеся за господство над человечеством с преданием и его спутниками- ложью, неправдой, привилегией, рабством – это такие же элементы общежития, как и их противники, только  поопрятнее и поблагороднее их. От создания мира эти благородные начала были в унижении; теперь пришло их господство. Они могут уживаться  с началами  другого порядка; какова бы  ни была его цель, должно  для своего успеха усвоить себе эти начала.

  “Самая грубая ошибка, - писала Екатерина Даламберу, какую сделал иезуитский орден и какую только может сделать какое бы  то ни было учреждение, это не основаться на принципах, которых

не  мог бы опровергнуть никакой разум, ибо  истина несокрушима”. Эти принципы – хорошее агитационное  средство. “Когда правда и разум на нашей стороне,- читаем в одной  ее записке,- должно  выставлять их на глаза народу, сказать: такая-то причина привела меня  к тому-то; разум должен говорить за необходимость и будьте

уверены, что он  возьмет  верх в глазах толпы”. Уменье соглашать в управлении начала разных порядков и есть политическая мудрость. Она внушала Екатерине замысловатые соображения. “Противно христианской религии и справедливости, - пишет она, -  обращать в рабство людей,  которые все родятся свободными”.  В некоторых странах Европы  церковный собор освободил всех крестьян; такой переворот теперь  в России не был бы средством приобрести  любовь  землевладельцев, исполненных упрямства и предрассудков. Но вот легкий способ – постановить освобождать крестьян при продаже имений; в 100 лет все или почти все земли меняют владельцев – и вот народ свободный”.

    Или: наша империя нуждается в населении, потому едва ли полезно  обращать в христианство инородцев, у которых господствует многоженство.“ Хочу установить, чтобы мне из лести говорили  правду: даже царедворец пойдет на это, увидев  в этом путь к милости”.  При утилитарном взгляде на принципы с ними возможны сделки. “Я нашла, что  в человеческой жизни честность выручала в затруднениях”. Несправедливость допустима если,  доставляет выгоду;  непростительна  только бесполезная несправедливость. Видим, что чтение и размышление сообщили мысли  Екатерины  диалектическую  гибкость, поворотливость, в любую  сторону дало обильный запас сентенций, общих мест, приемов, но не дало никаких убеждений; у нее были стремления, мечты, даже идеалы,  не убеждения, потому что признание истины не проникалось решимостью на ней строить нравственный порядок в себе и вокруг себя, без чего признание истины становятся простым шаблоном мышления. Екатерина принадлежала к тем духовным конструкциям, которые не  понимают, что такое убеждение и зачем оно нужно, когда  есть соображение. Подобным недостатком страдал и ее слух: она терпеть не могла музыки, но от души смеялась, слушая в своем Эрмитаже комическую оперетку, в которой был положен на музыку кашель.  Отсюда пестрота и совместная уживчивость ее политических  взглядов и сочувствий.

Информация о работе Самодержавное государственное регулирование при Екатерине Ⅱ