Самодержавное государственное регулирование при Екатерине Ⅱ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III.

Содержание

Глава 1 3
Краткие вехи биографии Екатерины II 3
Происхождение 3
Детство, образование, воспитание 3
Брак с наследником российского престола 4
Глава 2 5
Политические идеи и дела Екатерины II 5
Политические идеи Екатерины 5
“Наказ” Екатерины II 9
Содержание “Наказа 10
Выдержки из “Наказа” Екатерины II 13
Судоустройство (структурная схема) 26
Население городов (структурная схема) 27
Высшая власть (структурная схема) 28
Губернское присутствие и уездная администрация (структурные схемы) 29
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 250.81 Кб (Скачать)

    60.Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к

          великому оного  добру, надлежит  законами исправлять, что  

          учреждено законами, и то переменять  обычаями, что обычаями 

         введено.Весьма худа та политика, которая переделывает то

         законами, что надлежит  переменять обычаями.

  1. Словом сказать: всякое наказание, которое не по необходимости налагается, есть тиранское. Закон не происходит единственно от власти; вещи между добрыми и злыми средние, по своему естеству, не подлежат законам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      При Екатерине II ее власть по-прежнему строилась на

самодержавии, крепостничестве, вотчино-поместной собственности, сословности (дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства). Совершив переворот с помощью  дворянских гвардейцев,  новая императрица  стремилась опереться прежде всего на армию. Сразу же  после переворота она починила  себе через лично  преданных  командиров  армейскую пехоту и кавалерию Петербургского и Выборгского гарнизонов, отменила в  армии  введенные ее мужем прусские порядки., завершила ликвидацию Тайной  канцелярии и щедро осыпала военных участников переворота императорскими наградами. Она еще больше расширила права дворян, которым были розданы свыше миллиона  крестьян. Оброк был увеличен  почти в пять раз, а барщина дошла до того, что крепостные почти все время должны были работать на помещика, а для работы на себя им оставались праздники и ночь. Крестьяне превратились  в товар :за женщину давали  20-30 рублей,   грамотный  мужик или ремесленник стоил 200-300 рублей, а ребенка можно было  купить  за 10-20 копеек.

         Получил дальнейшее развитие  как составная  часть императорской власти фаворитизм: назначенные на высокие государственные  должности  фавориты имели свою канцелярию, получали звания, принимали челобитные вельмож, влияли на функционирование  государственных органов  положительно или отрицательно  в зависимости от своих способностей.

         Императрица полностью  игнорировала  поставленные  публично  вопросы   о любом ограничении  самодержавия  конституционным   представительством сословий, о  ликвидации  лежащего  в ее основе крепостничества. Прилагая  все усилия  к стабилизации своей власти, Екатерина II в то же время выступала  в роли матушки-императрицы для русских подданных, для чего повелела со 2 марта 1768г.

Подписываться в челобитных“верноподданный”вместо традиционного

“раб”, установила связь  с французскими энциклопедистами, поощряла активность  дворянского  общественного  мнения, интерес к  политическим идеям, предоставляла возможность  желающим высказываться  в комиссиях, печатных изданиях, сама  публиковалась  в журнале “Всякая всячина”

    С абсолютными стремлениями императрицы не совпадал проект Н.И. Панина, поданный им Екатерине II сразу же после переворота,  о постоянном государственном совете по типу аристократического шведского. По его мнению, “власть государя будет только тогда действовать с пользой, когда будет разделена разумно между некоторым малым числом избранных к тому единственно персон”. В условиях стабилизации самодержавия  он предлагал ввести разделение властей, выделить  законодательную власть,  внедрить элементы западного общественного устройства, упорядочить государственность, чтобы страна не зависела от каприза сидящих на троне, учесть  уроки бироновщины, временщиков и оградить престол от случайных людей. Екатерина II приняла проект, подписала даже манифест о новом  постоянном  совете, назначила его членов, но  проект и манифест не были изданы, а были сданы  в архив.

    С целью  укрепления  самодержавия Екатерина II “поставила” Сенат под “просвещенную” государеву руку своим манифестом  15 декабря 1763 г.  “Об учреждении в Сенате, Юстиц-Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов,  о разделении по оным дел”. Сенат был лишен законодательных прав и ему был  придан статус  высшего исполнительного органа и суда. Особую роль  стала играть сенатская Тайная экспедиция(канцелярия), имевшая статус самостоятельного государственного учреждения. Екатерина II непосредственно опекала эту структуру Сената, которая  обеспечивала  полицейскую  регламентацию властного  государственного  властного регулирования всей жизни империи.

      Временным высшим законодательным государственным органом стала Уложенная комиссия, созданная для составления нового “Уложения”(1767-68 гг.). Комиссия была создана как сословно-представительское учреждение, в которое депутаты доставили 1465 “наказов”.14 декабря 1766г. императрица Манифест  о созыве  Комиссии  по составлению нового Уложения, к которому  прилагались правила выборов депутатов. Общее число депутатов не было постоянным, примерно 520-580 человек. Были представлены  189 депутатов от дворян(по одному от уезда), 216 от городов(по одному от города), от всех  категорий крестьян- всего 24 депутата, от казаков-45 депутатов, 34- от инородцев и 28 – от центральных учреждений. Духовенство было  представлено  одним  депутатом от Синода. Крепостные крестьяне были  лишены права посылать  в Комиссию своих представителей. Однако Комиссия была  распущена  в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Укреплению екатерининского  абсолютизма  способствовало также  учреждение в 1768 г в связи с начавшейся  в связи с начавшейся  русско-турецкой  войной Совета  при высочайшем дворе “для соображения всех дел, относящихся к ведению войны”. Совет состоял из вельмож-аристократов, руководителей центральных органов, ближайших сановников  императрицы. После окончания войны в 1774 г.  он собирался довольно регулярно и приобрел  значение  постоянно действующего органа  при императрице.

Совет  при высочайшем  дворе воплощал в  государственные  решения при Екатерине II по вопросам  военной, внешней и внутренний политики.

     Возросло также  значение  личной  канцелярии, обеспечивающей  отправление “собственных  ее  императорского  величества дел”. Этот  орган выделился  из  императорского  кабинета  и стал  воплощением  дальнейшей  абсолютизации самодержавия, которое в конце  18 в. обрело деспотичную   форму.  Линия  Екатерины II на  усиление своей  личной  роли не  только в высшей, но и центральной власти воплотилась во внедрении принципа единоначалия на всех уровнях.

     Линия  Екатерины  II на  укрепление  абсолютизма  нашла   свое  воплощение  и  в Указе  от 21 апреля 1764 г.  “Наставление  губернаторам”,  который  был  направлен  на  укрепление  и  усиление  ее власти  в регионах , поскольку считала, что империя как “целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут”. Губернатор объявлялся  представителем императорской особы, главой,  хозяином  и опекуном  вверенной ему губернии,  исполнителем императорской воли, законов, обеспечивающим”недремлющим оком  соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с помощью губернского прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов как врагов  отечества, попечительство о земледелии, как о источнике всех сокровищ и богатств государства, о промыслах, торговле, сохранении тишины и безопасности верноподданных, руководство чиновниками провинциальных уездных, воеводских и приписных канцелярий, объезд их раз в три года, составление отчетов, сбор податей”и др.

     Для повышения эффективности налоговой, полицейской, судебной, всей карательной  деятельности было введено  19 наместничеств на каждые  две-три и более губерний, количество губерний,  включающих от трех сот до четырех сот тысяч душ,  увеличено  с 23 было до 51, ликвидировано 66 провинций как ненужного промежуточного звена  между губернией и уездом и многократно  увеличено  число уездов с численностью населения  от двадцати до тридцати тысяч душ.

       В наместничества Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов из числа наиболее доверенных  аристократов, наделив их чрезвычайными, неограниченными полномочиями, необычайными  функциями , персональной ответственностью перед короной. Генерал-губернатор вместе со своим наместническим правлением являлся исполнительным органом, включающим несколько советников. Он проводил через губернаторов монаршие повеления, действовал как глава царской администрации через губернский аппарат, суды, сословные органы, полицию, расположенные на территории наместничества войска, осуществлял общий надзор за чиновниками, мог оказывать давление на суд, останавливать исполнение судебных приговоров без вмешательства в судопроизводство.

     Вместо прежней  губернской канцелярии  было учреждено  “губернское присутствие”, которое состояло  из государства правителя и двух советников.  Губернские  учреждения строились  по функциональному признаку и выполняли  строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции.

     Уездную администрацию,  подчиненную  губернскому правлению,  представлял нижний земский суд, ставший  главным исполнительным органом, обладавший  полнотой власти  в уезде. Он обеспечивал соблюдение законов империи,  исполнение распоряжений  губернского правления, судебных решений, имел и другие функции по управлению уездом, в том числе обеспечивал организацию уплаты податей, исполнение  натуральных повинностей, надзирал состояние дорог и др.

Глава его, председатель земского суда в лице земского капитан –исправника, был наделен  большими полномочиями, мог принимать любые меры для обеспечения законности, порядка. Он и два  заседателя выбирались дворянами и только через местных дворян, утверждались  центральной властью. В уездную администрацию  входили также  уездный казначей,  присяжный землемер и др.

Учрежден  уездный суд  для  дворян(выборный  судья и два заседателя),  при нем- дворянская опека под председательством уездного дворянского представителя для заботы о дворянских вдовах, сиротах. Нижняя расправа ведала  в уезде судебными делами  государственных крестьян. Крепостные крестьяне  оставлены всецело во власти их  собственников.

     В 1775 Екатерина II дала городам статус самостоятельной административной  единицы. Властные функции в городах стал осуществлять городничий, получивший  высокий должностной статус.  Он назначался Сенатом из  отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярий полноправную  царскую администрацию и выполнял  в городе функции уездного капитан-исправника, возглавлял полицию, обеспечивал порядок. В столичных городах администрацию, под контролем  которой действовали все выбранные  органы городского  общественного управления, возглавили назначаемые властью полицмейстеры.

    21 апреля 1785 была издана “Грамота”на права и выгоды городам Российской империи, которая стала первым в истории развернутым законом организации городской жизни. Он подтвердил

самостоятельный статус города, статус и функции городского  магистрата, посадской  ратуши, составлявших их  бурмистров,  ротманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению, а также определил юридический  статус городского населения; предусмотрел организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского  самоуправления царской администрации.

   По  этой грамоте городское  население разделялось  на шесть разрядов,  примерно так же, как делились  в зависимости  от времени и обстоятельств  получения дворянства.  

   В первый разряд  вошли домовладельцы, даже  если это были  чиновники, дворяне или священнослужители; все они именовались “настоящими городскими обывателями”. Ко второму разряду были отнесены купцы трех гильдий: в первую гильдию записывали тех из них, кто объявил за собой капитал в 10-50 тыс. рублей, во  вторую- с капиталом 5-10 тыс., а третью – от 1 до5 тыс. рублей.

   Третий  разряд составляли ремесленники, записанные  в цехи; четвертый - иностранные и иногородние купцы,  поселившиеся  в данном городе; пятый – так называемые именитые граждане(ученые, художники и другие  представители свободных профессий, банкиры,  оптовые торговцы). Наконец шестой разряд  составляли все те, кто “промыслом, рукодельем или работою кормятся”, то есть  основная масса населения городов. Лица, отнесенные  к третьему  и шестому разрядам,  получили  название “мещанин” – термин, проникший  в Россию из Белоруссии  и Украины.

     Мещанство - сословие, включавшее различные категории  городских жителей. В 14-17 вв. мещанством  называли жителей южных  и западных  русских областей.

       Мещанство как сословие было образовано  в России в 1775 г. специальным манифестом императрицы Екатерины II. В это сословие вошли городские обыватели,  имевшие капитал менее 500 рублей. По  этой причине их не  могли причислить  к купечеству, т.е. мещанами становились мелкие  ремесленники, торговцы и домовладельцы. В Городовом положении 1785 г. Екатерина II стремилась  определить сословное положение среднего слоя  городских жителей. Она исключила из него  и низы (цеховых ремесленников) и верхи (именитое купечество). Но богатые мещане переходили  в купечество, а разорившиеся  купцы становились мещанами. Крестьяне,  освободившиеся  от крепостной  зависимости становились  также мещанами.

   В отличие от купечества, мещанство  принадлежало к податным сословиям, т.е.  мещане должны были платить подушную подать.  Это продолжалось  до 1866 г.,  когда прежнее сословное деление стало постепенно  изживаться. Так же как и крестьяне, мещане были ограничены  в некоторых правах, которые были  привилегией высших  сословий, однако они могли поступать на государственную службу. До  1863 г. мещане, так же  как и крестьяне могли подвергаться  телесным наказаниям, другие  ограничения сословных прав мещан были отменены  только после революции 1905 г. Мещанство располагало сословным самоуправлением: жители русских городов среднего достатка образовывали мещанские общества, которые располагали правом  выбирать старосту или, с разрешения губернатора, вместо него  создавать мещанскую управу- коллегиальные органы сословного самоуправления  городских жителей.

Информация о работе Самодержавное государственное регулирование при Екатерине Ⅱ