Русь в период феодальной раздробленности (XII — начало XIII в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и в конце концов в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.

Работа содержит 1 файл

история 3.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

 

 Тем не менее наиболее крупные русские княжества оказывали существенное влияние на судьбы соседних стран. Ещё в 1091 г., когда Византия искала всюду помощи против тюрок-сельджуков и печенегов, она получила военную поддержку от князя галицкого Василько. Вообще же русские князья занимали по отношению к церковному центру православия — Византии гораздо более независимую позицию, чем другие европейские государства по отношению к центру католичества Риму.

 

 Папская курия стремилась  вовлечь Русь в орбиту своей  политики, но наиболее дальновидные  папские эмиссары уже тогда  видели несбыточность этих надежд. Так, на запрос одного из идеологов воинствующего католицизма — Бернара Клервосского о возможности внедрения на Руси католичества краковский епископ Матвей в середине XII в. писал, что «русский народ, своей многочисленностью подобный звёздам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой церковью».

 

 Русские князья активно  вмешивались в международные  отношения своего времени. Владимиро-суздальские  и союзные им галицкие князья поддерживали дипломатические отношения с Византией, а их противники — волынские князья — с Венгрией. Войско галицких князей содействовало укреплению Второго Болгарского царства и помогло в начале XIII в. болгарскому царю Ивану Асеню II вернуть престол. Русские князья способствовали усилению позиции мазовецких князей в Польше. Позже мазовецкие князья некоторое время находились в вассальной зависимости от Руси.

 

 Отдельные княжества  Руси располагали значительными  вооружёнными силами, которые сумели  отбить, а частично и подчинить  половцев. Правители Византии, Венгрии,  Польши, Германии и других стран  стремились к династическим связям  с русскими князьями, особенно  с сильнейшими из них — владимиро-суздальскими и галицко-волынскими. Слухи о сокровищах Руси поражали воображение средневековых хронистов Франции, Германии и Англии.

 

 Русские путешественники  побывали в разных странах.  Так, новгородский боярин Добрыня  Ядрейкович посетил в начале XIII в. Византию. Он оставил интересное описание достопримечательностей страны. Черниговский игумен Даниил побывал в Палестине и также описал своё путешествие, совершённое вскоре после первого крестового похода. Летописи и другие памятники показывают хорошую осведомлённость русских людей о ряде стран Европы и Азии.

 

 Тем не менее международное положение Руси в период феодальной раздробленности значительно ухудшилось. Это отмечали современники-публицисты. В «Слове о погибели Русской земли», созданном в первой половине XIII в., описывается красота и богатство Руси и в то же время с тревогой говорится об ослаблении её международного значения. Прошли те времена, когда государи соседних стран трепетали от одного имени Руси, когда византийский император, опасаясь киевского великого князя, «великий дары посылал к нему», когда немецкие рыцари радовались, что они находятся далеко «за синим морем».

 

 Ослаблению внешнеполитического  положения Руси, сокращению её  территории способствовали феодальные  распри князей, которые не прекращались  даже тогда, когда в страну  вторгались враги. Кочевники-половцы,  заняв Северное Причерноморье,  совершали опустошительные набеги  на южные русские земли, уводили  в плен и продавали в рабство  русское население. Они подрывали  торговые и политические связи  Руси с Причерноморьем и странами  Востока. Это привело к утрате  Русью её владений на Северном  Кавказе, а также к потере  Таманского полуострова и части  Крыма, захваченных Византией.  На западе венгерские феодалы  захватили Карпатскую Русь. В  Прибалтике земли латышей и  эстонцев попали под удар немецких  и датских феодалов, а земли  финнов и карел — под удар  шведских. В XIII в. монгольское  нашествие привело к завоеванию, разорению и расчленению самой  Руси.

Русская культура в XII — XIII вв.

 

 Вторжения захватчиков  и стихийные бедствия привели  к гибели множества драгоценных  произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена  простых людей, создававших для  светских и духовных феодалов  «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях. Это «каменные здатели» — полочанин Иван, новгородцы Пётр и Корова Яковлевичи, Пётр Милонег; Олекса, работавший на Волыни по строительству городов; волынский «хытреч» Авдей — мастер каменной резьбы. Уцелело известие о киевском художник Алимпии, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны имена новгородских мастеров-чеканщиков Косты и Братилы, оставивших прекрасные чеканные серебряные сосуды, а также литейщика Авраамия, скульптурный автопортрет которого сохранился до нашего времени. Именно труд крестьян и ремесленников был основой дальнейшего развития Руси.

 

Надписи с именами мастеров Косты и Братилы, вырезанные на дне серебрянных сосудов из новгородского Софийского собора. XII в.

 

 

 Русский язык и культура  обогащались в результате взаимодействия  с культурой ряда народов. Такое  взаимодействие нашло отражение  в суздальском зодчестве (в  котором прослеживаются связи  с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой  встречаются общие мотивы с  армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе, где имеются многочисленные упоминания  о других народах, об их культуре  и быте.

 

'Золотые ворота' во Владимире-на-Клязьме. XII в.

 

 

 Несмотря на господство  богословия, по мере роста опыта,  накапливаемого в производстве  и развития просвещения (хотя  оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории. Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. В рукописных памятниках всё чаще встречались похвалы «учению книжному», а «ум без книг» уподоблялся бескрылой птице: какой не взлететь, так и человеку не добиться «совершенна разума без книг». В обучении основными пособиями были Псалтырь, Часослов, Апостол. Обычное в средневековой Европе библейское представление о мире излагалось в «Шестодневе», который давал богословско-схоластическое описание природы, в сочинении Козьмы Индикоплова «Топография» и в других переведенных на Руси произведениях. Греческие хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей.

 

 Наряду со знахарями  и «божественными исцелителями»  появились врачи — лечиы. В Киеве, например, жил знаменитый лечец Агапит, знавший, «каким зелием исцеляется какой недуг». Возросли знания в области математики, находившие применение и в сельском хозяйстве и при исчислении налогов и при составлении хронологических расчётов в летописях.

 

 Развитие исторических  знаний получило яркое отражение  в летописании. Во всех крупных  городах, от Новгорода до Холма,  от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские. Большинство их проникнуто идеей сильной княжеской власти. Тесная связь летонисцев с деятельностью княжеских канцелярий приводила к включению в летописные своды деловых документов - дипломатических, административных, военных.

 

Ярослав Всеволодович. Деталь фрески в церкви Спаса-Нередицы. 1199 г.

 

 

 На Руси, так же как  и в других странах, существовала  тесная связь между развитием  ремесла, прикладного народного  искусства и зодчества. Поскольку  в обществе господствовала религиозная  идеология, лучшие образцы зодчества  были связаны с церковью, бывшей  к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности  для памятников архитектуры стали  характерны уменьшенные размеры  храмов, упрощенность их внутреннего  убранства и постепенная замена  мозаики фреской. Господствующим  видом церковного зодчества сделался  «кубический» храм с тяжелой  главой. Эти изменения были связаны  и с быстрым распространением  каменной архитектуры. 

 

Белокаменная резьба на южной  стене Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме. 1194 г.

 

 

 В Киевской земле  продолжалось строительство храмов  и монастырей (церковь Спаса на  Берестове, Кирилловская церковь), но постоянный переход Киева от одних князей к другим создавал неблагоприятные условия для развития здесь искусства. Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской земле, в частности во Владимире-на-Клязьме с его «золотыми воротами», белокаменной архитектурой и каменной резьбой. Здесь были воздвигнуты великолепные храмы — Успенский собор, шедевр мировою зодчества Дмитриевский собор с каменными резными рельефами, четырехстолпный храм Покрова-на-Нерли с декоративной скульптурой и Боголюбовский княжеский дворец, включавший в комплекс своих построек собор.

 

 Строительство велось  в Ростове, Суздале, Нижнем  Новгороде и в других городах  Северо-Восточной Руси. В качестве  примера можно привести Георгиевский  собор (30-е годы XIII в ) в Юрьеве-Польском, притвор которого был украшен каменной резьбой.

 

 В Новгородской земле  времен боярской республики вместо  крупных соборов, строившихся  князьями, появились более скромные, но выдающиеся по совершенству  форм и художественной росписи  храмы. Среди них выделялась  всемирно известная церковь Спаса-Нередицы (конец XII в ) в Новгороде (Варварски разрушена немецкими фашистами во время второй мировой войны.). Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), расписанная фресками.

 

 Не менее замечательной была и архитектура Галицко-Волынской Руси. Здесь известны Успенский собор во Владимире-Волынском, комплекс княжеских дворцовых построек в Галиче, церковь св. Пантелеймона и т. д. Архитектура Холма не сохранилась, но из летописи известно, что князь Даниил распорядился построить здесь три храма, украшенные резным галицким белым и холмским зелёным камнем и колоннами «из целого камня». На пути к городу высился «столп» с огромным изваянием орла. Зодчество развивалось в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Городно (Гродно) и друитх городах. Появились и разнообразные гражданские постройки — дворцовые княжеские ансамбли во Владимире, Галиче и других городах, использовавшие традиции древнерусского «хоромного строения».

 

 В изобразительном  искусстве возросло стилистическое  разнообразие, причем местное народное  творчество нередко вступало  в борьбу с господствующей  церковной идеологией. Для новгородской  живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок. Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.

 

 Своеобразным было  искусство Владимиро-Суздальской  Руси. Местные храмы были наполнены  «многоразличными иконами и драгим каменьем без числа». Но сохранилось из этого богатства немногое: остатки росписи Успенского и Дмитриевского соборов, икона Дмитрия Солунского. Ещё меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.

 

 Прикладное искусство  и скульптура, менее чем живопись  связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах  народные игры и пляски, сцены  борьбы и т. п. Значительного  подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг — заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

 

 Влияние народного  творчества чувствуется и в  одном из сохранившихся рисунков  на полях псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата  и имеется надпись: «Делатель,  трудися».

 

 В памятниках литературы  периода феодальной раздробленности  проводились идеи господствующего  класса. В лучших её творениях,  призывавших князей к миру  и защите независимости родины, отражены и чаяния широких  народных масс.

 

 Церковная проповедническая  литература, идейная направленность  которой заключалась в призыве  населения к повиновению властям  небесным и земным, представлена  произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др. Эти писатели были широко образованны и в своих произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.

 

 Идеология церковной  и отчасти светской знати нашла  яркое отражение в замечательном  памятнике литературы 20-х годов  XIII в. — «Патерике» Киево-Печерского  монастыря. Проникнутый мыслью о превосходстве духовной власти над светской, он включал 20 назидательных рассказов о жизни этой крупнейшей церковной феодальной корпорации.

 

 Обширный круг идей  содержится в выдающемся памятнике  ранней дворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях  XII—XIII вв.,— «Слове», или «Молении»,  Даниила Заточника. Блестяще образованный  Даниил умело использовал сокровища  фольклора для восхваления сильной  княжеской власти и обличения  вредного для Руси самовластия  светской и церковной знати. 

Информация о работе Русь в период феодальной раздробленности (XII — начало XIII в.)