Русь в период феодальной раздробленности (XII — начало XIII в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и в конце концов в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.

Работа содержит 1 файл

история 3.docx

— 92.89 Кб (Скачать)

 

 Время княжения Ярослава  Владимировича Осмомысла (1153—1187), одного из крупнейших политических деятелей Руси XII в., ознаменовалось дальнейшим подъёмом Галицкой земли и, в частности, широким строительством новых городов. Ярослав Осмомысл с помощью волынских князей разбил войска киевского князя и заставил его отказаться от попытки утвердиться в придунайских землях. Ярослав установил мир с Византией, а союз с Венгрией скрепил браком своей дочери с королём Стефаном (Иштваном III). В конце XII в. галицкие и волынские земля соединились под властью волынского князя Романа Мстиславича (1199—1205). Добиваясь усиления княжеской власти, он опирался на соглашение с городами и прежде всего с верхушкой городского населения — «лепшими мужами», которым предоставил ряд привилегий. Роман ослабил галицкое боярство, часть его он истребил, а некоторые бояре бежали в Венгрию. Земли бояр были захвачены князем и использованы им для раздачи дружине. Преодолев сопротивление суздальского князя Всеволода, Юрьевича, войска Романа заняли Киев (1203 г.), после чего он провозгласил себя великим князем.

 

 Римская курия искала  «союза» с князем Романом, но  он отверг предложение папы  Иннокентия III. Поддержав борьбу  Гогенштауфенов с Вельфами, Роман в 1205 г, выступил в большой поход против союзника Вельфов — краковского князя Лешко, поставив целью продвинуться затем в Саксонию. Однако гибель Романа в походе помешала осуществлению этих широких замыслов и облегчила разрушение возникшего при нём единства Галицкого и Волынского княжеств.

 

 Началась длительная  и разорительная феодальная война  (1205—1245 гг.), в которой боярство, действуя  с помощью венгерских и польских  феодалов, захватило власть в  Галицкой земле. По договору  в Спише (1214 г.) венгерские и польские феодалы с санкции папской курии попытались поделить между собой Галицко-Волынскую Русь. Однако народные массы сорвали эти расчёты. В результате охватившего страну народного восстания венгерские гарнизоны были изгнаны.

 

 На Волыни при поддержке  служилых бояр и горожан утвердились  князья Даниил и Василько Романовичи, с боем вытеснившие польских феодалов из пределов Русской земли (1229 г.). Войска Даниила при активной помощи горожан нанесли венгерским феодалам и галицким боярам ряд поражений. Захваченные боярские земли князь Даниил роздал дружинникам-дворянам. Он поддерживал дружественные отношения с Литвой и Мазовией, а также с австрийским герцогом Фридрихом II, враждебным Венгрии. Борьба за независимость Галицкой Руси была кровопролитной и тянулась долгие годы. Лишь в 1238 г. Даниил окончательно овладел Галицким княжеством, а затем и Киевом, соединив таким образом под своей властью обширные земли Юго-Западной Руси.

Полоцко-Минская земля

 

 Полоцко-Минская земля занимала территорию по рекам Западной Двине и Березине, гранича с Новгородской, Смоленской и Турово-Пинской землями. На северо-западе владения полоцких князей распространялись на нижнее течение Западной Двины, где стояли города Ерсике и Кокнесе. Часть населения литовских и латвийских земель признавала власть полоцких князей и платила им дань.

 

 Основным занятием  жителей Полоцко-Минской земли было земледелие, хотя почвенные условия мало этому благоприятствовали. Полоцк постоянно нуждался в привозном хлебе. Большое распространение здесь получили охота на пушного зверя, рыболовство, бортничество. Меха были предметом вывоза за рубеж (на остров Готланд и в Любек). В Полоцко-Минской земле рано развились феодальные отношения и возник ряд городов — Изяславль, Витебск, Усвят, Орша, Копыс и др.

 

 Полоцко-Минская земля недолгое время подчинялась киевским князьям. Уже при Владимире Святославиче она перешла во владение его сына Брячислава. Преемник последнего, Всеслав Брячиславич (1044—1101), опираясь на дружину и пользуясь помощью городов, держал в своих руках власть над всей Пододко-Минской землёй. Время княжения Всеслава, согласно «Слову о полку Игореве», было временем «славы» для этой части Руси. Но затем усилилась феодальная раздробленность. В XII столетии образовался ряд враждующих между собой княжеств; наиболее значительными из них были Полоцкое и Минское. Внутренние войны ослабляли Полоцко-Минскую землю, которая постепенно утратила своё былое влияние в Восточной Прибалтике. Несмотря на упорное сопротивление, полочане не смогли отразить вторжение немецких крестоносцев. Полоцкий князь по договору с Ригой (1212 г.) лишился прав на дань сливов, потерял он и земли в Юго-Западной Латгалии. Города Ерсике и Кокнесе были захвачены немецкими рыцарями. В начале XIII в. внешнюю политику Полоцка и Витебска уже контролировал смоленский князь, заключая от их имени договоры с немецкими городами.

Русь и соседние народы

 

 Русь была окружена  многими неславянскими народами. Её влияние распространялось на народы Прибалтики (литовцев, латышей и эстонцев), Финляндии и Карелии, некоторые народы Севера (ненцев, коми, югру), Поволжья (мордву, мари, часть болгар, чувашей и удмуртов), Северного Кавказа (осетин и черкесов), а также на народы Северного Причерноморья (тюркские кочевые племенные союзы половцев, узов и торков) и Молдавии. Русь поддерживала связи с Закавказьем (населением Грузии, Армении, Азербайджана) и Средней Азией.

 

 Уровень общественного  развития этих народов был  различен: у некоторых из них  существовал ещё первобытно-общинный строй, а у других — уже сложившийся феодальный способ производства.

 

 Народы Прибалтики  в XI—XII вв. переживали время становления  феодальных отношений. Государств  у них ещё не было. Крестьяне  жили сельскими общинами, значительные  группы которых составляли полуфеодальные-полупатриархальные  объединения во главе с представителями  землевладельческой знати — «лучшими»,  «старейшими» людьми. Такие объединения  были в Литве (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.), в Латвии (Латгалия, Земгалия, Корсь и др.), в Эстонии (Ляанемаа, Харьюмаа, Саккала и др.).

 

 Население Прибалтики  занималось земледелием, скотоводством  и ремеслом, вело торговлю с  соседями. В Прибалтике складывались  торгово-ремесленные поселения —  зародыши будущих городов (Линданисе, на месте которого вырос Таллин, Межотне и др.). Население придерживалось дохристианских верований. Замечательными памятниками культуры этого времени являются эстонский эпос «Калевипоэг», литовские и латвийские исторические песни и сказки.

 

 Древние связи прибалтийских  земель с Русью были прерваны  в начале XIII в. вторжением немецких и датских феодалов. Используя противоречия среди правителей, крестоносцы захватили эстонские и латвийские земли. Иначе сложилась история Литвы. Здесь на основе более высокого экономического развития возник сперва союз князей разных земель (1219 г.), а затем сложилось раннефеодальное государство с великим князем во главе. Первым литовским князем был Миндовг (1230—1264). Великое княжество Литовское с помощью Руси сумело отстоять свою независимость, отбив наступление немецких феодалов.

 

 В Карельской земле,  которая входила в состав владений  Новгородской Руси, господствовало  земледелие при наличии развитых  промыслов (охоты и рыболовства), ремесла и торговли. С развитием  феодальных отношений в 70-х  годах XIII в. Карельская земля  была выделена в самостоятельную  административную область Новгородской  республики. Среди карел стало  широко распространяться христианство. Культура и быт карельского  народа получили яркое отражение  в выдающемся памятнике народного  карело-финского эпоса — «Калевале». С середины XII в. шведские феодалы  стали нападать на Карелию  с целью её захвата и порабощения.  Карелы вместе с русскими отбили  натиск шведских захватчиков  и нанесли им тяжёлые ответные  удары. 

 

 Новгородской республике  был подвластен народ коми, живший на Вычегде. Коми занимались охотой и рыбным промыслом, но знали также земледелие и ремесло. У них началось разложение патриархально-общинного строя, появилась общинная знать — старцы.

 

 В условиях родового  строя жили на берегах Белого  моря ненцы («самоеды»), а по  склонам Северного Урала —  югра. Видная роль в истории народов Поволжья, Прикамья и Приуралья принадлежала раннефеодальному государству волжских болгар. У них было развитое земледелие, а в крупных городах — Болгаре, Суваре и Биляре существовали разнообразные ремёсла. В Болгаре проживали и русские ремесленники. В этот город съезжались купцы из Руси, Средней Азии, Закавказья, Ирана и других стран. Болгарские купцы торговали хлебом с Владимиро-Суздальской землёй.

 

 Среди народов Поволжья, подвластных Владимпро-Суздальскому княжеству, начало формирования классовых отношений наблюдалось лишь у мордвы, занимавшейся земледелием и бортничеством. Здесь выделялись «князья» отдельных областей. У других народов — мари, чувашей, удмуртов ещё господствовал первобытнообщинный строй. Башкиры — кочевники Приуралья только начали объединяться в союзы племён, во главе которых стояли старейшины (аксакалы). Большую роль здесь играли ещё народные собрания.

 

 У земледельческих  и скотоводческих народов Северного  Кавказа — аланов (осетин) и адыгейцев,  существовали непрочные племенные  союзы. Отдельные племенные вожди  враждовали друг с другом. В  пастбищно-скотоводческих обществах  Дагестана имелись патриархально-феодальные  объединения, возглавлявшиеся местными правителями: нусалами (в Аварии), шамхалами (в Кумукии), уцмиями. (в Кайтаге). Часть из них находилась в зависимости от Грузии.

 

 Население Крыма, состоявшее  из аланов, греков, армян и русских,  продолжало поддерживать политические, торговые и культурные связи  с Русью, несмотря на притязание  Византии на господство в приморских городах — Херсонесе (Корсуни), Судаке (Суроже) и Керчи (Корчеве). Связи народов Северного Кавказа и Крыма с Русью были ослаблены вторжением в Северное Причерноморье половцев (середина XI в.).

 

 На территории Молдавии, подвластной галицко-волынским князьям,  жили славяне и романизированное  население, позднее сложившееся  в молдавскую народность. Здесь  имелись города: Малый Галич, Бырлад, Текуч и др.

 

 Ряд народов, входивших  в состав Древнерусского государства,  продолжал развитие в рамках  русских феодальных княжеств  и областей. Литовская, латвийская, эстонская и карельская народности  формировались в условиях тесного  общения с русским народом. 

 

 Подвластные Руси неславянские  земли несли бремя эксплуатации. Русские князья и бояре обогащались  за счёт угнетённых народов,  получая с них дань — серебро,  меха, воск и другие ценности. Но вместе с тем неславянские  народы развивались в условиях  экономического, политического и  культурного взаимодействия с  Русыо. На землях этих народов строились города, селились русские крестьяне и ремесленники, появлялись купцы. Местное население сближалось с русским трудовым людом и усваивало от него более высокую культуру, втягивалось в рыночные связи и знакомилось с городским бытом и письменностью.

 

 В Центральной Азии  сложилось объединение киргизских  племён, охватывавшее земли от  Алтайских гор до Байкала и  Саянского хребта, а также земли  тувинские и минусинские. Киргизы  занимались скотоводством, но  знали земледелие и ремёсла  и вели торговлю с Китаем. К  середине XII в. киргизы попали  в зависимость от кара-китаев (киданей), которые из Северного Китая продвинулись до Алтая и овладели Енисеем и Южным Семиречьем. Тяжёлое для местного населения господство кара-китаев было подорвано выступлением в конце XII в. монголоязычных племён найманов, которые продвинулись от Алтая до Иртыша и Восточного Туркестана. Большая часть найманов впоследствии постепенно растворилась в среде различных племён и народностей (киргизских, алтайских, тюркоязычных племён нынешнего Казахстана), полностью утратив свой язык. Позднее все эти земли попали под власть монгольских ханов.

 

 Некоторые народы Дальнего  Востока, в частности население  Уссурийского края, где обитали  предки нанайцев (гольдов), бассейна  реки Хой (племя удягай — позднее удэгейцы), низовьев Амура (гиляки — нивхи), занимались преимущественно охотой и жили в условиях первобытно-общинного строя. В середине XII в. они попали под власть объединения племён чжурчженей, которые заняли владения киданей и создали государство Цзинь. В его состав входила большая часть Маньчжурии, Северного Китая и Монголии. Просуществовало это государство до начала монгольских завоеваний.

 

 Некоторые народы Северо-Восточной  Сибири и Дальнего Востока  находились на уровне культуры  каменного века, селились в полуподземных  жилищах, занимались рыболовством, охотой и, где позволяли условия,  промыслом морского зверя. Из  домашних животных они разводили  только собак. Таков был образ  жизни предков айнов и гиляков (нивхов) на Сахалине, ительменов и коряков — на Камчатке, юкагиров — на Колыме, в низовьях Лены и Хатанги. В особенно суровых природных условиях протекала жизнь обитателей Арктики (предков эскимосов и приморских чукчей). Охотой и рыболовством существовали обские племена — манси (вогулы) и ханты (остяки), а на севере Западной Сибири — ненцы. К востоку от Енисея в восточносибирской тайге обитали охотничье-рыболовческие племена оленеводов — эвенков. В Прибайкалье жили предки якутов; они разводили рогатый скот и лошадей. Социально-экономический строй этих народов оставался более или менее неизменным вплоть до того времени, когда они оказались под воздействием русской культуры.

Международное положение  Руси

 

 В период феодальной  раздробленности Русь, оставаясь  крупной европейской страной,  не имела единой государственной  власти, которая вела бы общую  для всей страны внешнюю политику. В середине XII в. русские князья  вступали в союзные отношения  с государствами, которые входили  во взаимно враждебные коалиции.

Информация о работе Русь в период феодальной раздробленности (XII — начало XIII в.)