Физическая культура в России во второй половине XIX века до Великой Октябрьской революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX в. - 1917 г. - небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях.

Содержание

1. Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуры
2. Создание в России системы физического воспитания (образования)
3. Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях
4. Зарождение и развитие в России современных видов спорта
5. Образование Российского олимпийского комитета
6. Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

 

Физическая культура в  России во второй половине XIX века до Великой Октябрьской революции

 

 

 

Содержание

 

 

1. Становление педагогических и  естественно-научных основ отечественной физической культуры

2. Создание в России  системы физического воспитания (образования)

3. Физическое воспитание в образовательных  учреждениях и общественных физкультурно-спортивных  организациях

4. Зарождение и развитие  в России современных видов  спорта

5. Образование Российского  олимпийского комитета

6. Российские Олимпиады  1913 и 1914 годов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина XIX в. - 1917 г. - небольшой  по времени, но насыщенный важными историческими  свершениями период в области  физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление  педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях.

 

1. Становление педагогических и  естественно-научных основ отечественной физической культуры

Прогрессивные взгляды на физическое воспитание известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля  Н.И. Пирогова определились под влиянием его участия в Крымской войне (1853 - 1856). Военные действия со всей очевидностью показали неудовлетворительную физическую подготовленность российской армии. В 1856 г. Н.И. Пирогов обратился к  правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, однако его призыв не был поддержан. Н.И. Пирогов также поставил вопрос о  необходимости внедрения в школах России научно обоснованной системы  физического воспитания, которого в  стране вообще не существовало.

Развитие физиологии физического  воспитания и спорта во многом связано  с научной деятельностью выдающихся русских физиологов И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова.

С именем И.М. Сеченова тесно связано  создание теории утомления при физической работе. Экспериментально он доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный: "...К немалому моему  удивлению, - писал он, - наиболее действенным  оказался не временный покой работавшей руки (им был сконструирован специальный  эргограф, на котором можно было имитировать "пилящие" движения руки), а покой ее, даже более кратковременный, связанный с работой другой руки". И далее: "Источник ощущения усталости  помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его... исключительно  в центральную нервную систему".

Большое значение для физического  воспитания и спорта имеют открытия известного физиолога Н.Е. Введенского. Он считал, что "...каждый молодой  организм в нормальных условиях носит  в себе громадный запас сил  и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно  осуществляется и утилизируется  в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается  в том, как использовать по возможности  полнее тот богатый запас сил, который заложен в наш организм". Проблема резервных возможностей организма  человека, особенно в спорте высших достижений, в дальнейшем становится одной из центральных.

И.П. Павловым были раскрыты представления  о физиологических механизмах двигательных умений и навыков. Согласно его теории, в основе обучения движениям животных лежит рефлекторная деятельность нервной  системы. Им сформулировано понятие  динамического стереотипа, позволившего объяснить сложное двигательное действие, процесс формирования которого состоит из цепочки одновременных или последовательных более простых движений. Работы этого ученого обосновали сигнальную функцию условного раздражителя. И.П. Павлов стал первым ученым дореволюционной России, удостоенным Нобелевской премии (1904).

Исследования И.П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной  системы и др.) сыграли большую  роль в развитии физиологии, медицины, психологии, педагогики.

Позднее значительный вклад в теорию обучения движениям внесли отечественные  ученые П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин и др.

Вторая половина XIX в. связана с  деятельностью основоположника  отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Он впервые научно доказал большое значение физического воспитания в общем процессе воспитания ребенка. Во-первых, в процессе умственного воспитания необходимо его закономерное чередование с физическими упражнениями, отчего результаты умственной деятельности будут более эффективными. В связи с этим, физическое воспитание для него не самоцель, а необходимый элемент в общем всестороннем воспитании человека.

Врачи-гигиенисты Е.А. Покровский и Е.М. Дементьев в процессе физического  воспитания детей на первый план выдвигали  народные подвижные игры на свежем воздухе. Это средство особенно рекомендовалось  использовать для детей младшего возраста. Они справедливо считали, что в условиях, когда спортивные залы в России практически отсутствовали, а квалифицированных учителей не было, применение гимнастики, в первую очередь снарядовой, было просто невозможным. Е.А. Покровский первым в России собрал и систематизировал народные игры и  издал книгу "Детские игры, преимущественно  русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)".

В дореволюционной России не было профессиональной школы историков  физической культуры. Вся информация по этому вопросу исходила от теоретиков, методистов, практиков физического  воспитания, педагогов, врачей, революционных  демократов и т.д. Собственно же история  физической культуры как отрасль  исторической науки начала складываться во второй половине XIX столетия. Первой по времени отечественной работой  в этом направлении была книга  П. Тихановича "Очерк гимнастических игр у древних греков", изданная в 1856 г.

Доктор А.Г. Берглинд, который в 60-е гг. руководил врачебно-гимнастическим заведением в Петербурге, первым в России дал описание шведской гимнастики (1860, 1861). Он же написал книгу по истории гимнастики (1872), где говорится о причинах ее возникновения, ее месте в системе воспитания в Древней Греции, Средние века и в Новое время, приводятся данные о зарождении немецкой, шведской, французской гимнастики и их распространении в России, рассказывается о деятельности Ф. Яна, П. Линга, Ф. Амороса и др. Берглинд в частности подчеркивает, что введение гимнастики должно "...основываться на научных законах и потребностях человеческого организма".

В конце XIX - начале XX в. выходит ряд  книг, посвященных военно-физическому  воспитанию. Примером может служить  книга Ф.В. Игнатьева "Гигиена  и история физических упражнений" (1899). Автор пишет о роли и значении гимнастики для военного дела, подготовки резервов для армии, приводит примеры  развития гимнастики, преимущественно  военной, в Германии, Дании, Англии, Швеции. Примечательной особенностью книги Ф.В. Игнатьева является то, что в ней рассказывается и  об истории военной гимнастики России.

 

2. Создание в  России системы физического воспитания (образования)

Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давлением  военного ведомства сделало ряд  попыток введения в учебных заведениях гимнастики. Циркуляров, приказов и  рекомендаций было много, физического  воспитания же в школе фактически не было. Помещений в большинстве  учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных  коридорах. За отсутствием подготовленного  педагогического состава преподают  офицеры и полуграмотные унтер-офицеры. Безусловно, были отдельные школы, где  физическому воспитанию уделялось  должное внимание, например в Яснополянской  школе, где Л.Н. Толстой пропагандировал  здоровый образ жизни. Но эти отдельные  примеры скорее были редкими исключениями в России.

На этом фоне прогрессивной  была деятельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствующего  класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто  и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкультурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360: Общество телесного воспитания "Богатырь", Общество содействия физическому развитию, Общество русских скаутов, Общество физического и нравственного воспитания "Маяк", Общество любителей бега на коньках, Всероссийский футбольный союз и многие другие. Создаются и общественные учебные заведения, которые существенно компенсировали слабые стороны государственной политики в подготовке специалистов в различных областях производства, в том числе и в физическом воспитании и спорте. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, созданные П.Ф. Лесгафтом в 1896 г.

Создание отечественной  системы физического образования  неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837 - 1909). Лесгафт вошел в историю как основоположник отечественной научной системы физического воспитания (образования). В 1861 г. Лесгафт окончил Медико-хирургическую академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года - вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии. С 1874 г. он ведет занятия по гимнастике во Второй петербургской военной гимназии. Спустя несколько месяцев директор гимназии, убедившись в высоком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, предложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-учебных заведений чиновником для особых поручений. По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. Изучение зарубежных систем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами начала работы Петра Францевича над теорией и практикой физического образования.

В октябре 1894 г. Лесгафт открывает Биологическую лабораторию - научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам и организует знаменитые «Курсы Лесгафта» или Общество содействия физическому развитию (ОСФР). Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. На курсах изучались следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий.

Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (1888 - 1901). В книге изложены принципы научной обоснованности физического образования.

Созданные П.Ф. Лесгафтом  курсы стали по сути дела высшим учебным заведением, готовящим руководителей  и организаторов физического  образования. Однако по всей России они  продолжали называться Курсами Лесгафта. Учиться приезжали с Кавказа, Украины, Дальнего Востока, Урала, из Средней  Азии. Среди слушательниц были даже девушки из Финляндии, Болгарии и  Польши. Авторитет П.Ф. Лесгафта в  ученом мире и прогрессивных общественных кругах привлек к работе на курсах ряд крупных специалистов: В.И. Баумана, В.Л. Комарова, Н.А. Котляревского, Е.В. Тарле и др. Практические занятия на курсах вели ученицы Лесгафта - А.А. Красусская, С.М. Познер, С.В. Теренина и др. Курсы Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных заведений России. Сюда принимались люди любой национальности, общественного положения, вероисповедания и имущественного ценза. Значительное число учащихся были людьми простого звания. По этическим мотивам Лесгафт отрицательно относился к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т.е. осознание того, что делает обучающийся.

В 1905 г. Лесгафт представил Министру народного просвещения проект учреждения при Биологической лаборатории Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологическим отделениями. Новое, преобразованное из курсов, которые к тому времени насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля 1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс. человек. А в России ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами Лесгафта.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей  стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры.

Критически оценивая и  анализируя в настоящее время  систему физического образования  П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней  немало и ошибочных положений. Его  системе во многом было присуще формально-теоретическое  начало. Например, Лесгафт считал, что  детям можно разрешать катание  на коньках, так как оно происходит на малой площади и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют и поэтому будут переутомляться.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация  физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных  возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т.д. - существенно уточнялись. И  все же система физического образования  П.Ф. Лесгафта для своего времени  была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени.

 

3. Физическое воспитание в образовательных  учреждениях и общественных физкультурно-спортивных  организациях

В конце XIX - начале XX в. со всей очевидностью обнаружилось, что учебные заведения России не подготовлены к введению гимнастики как учебной дисциплины. Неподготовленность выражалась в отсутствии квалифицированных преподавательских кадров и соответствующей материальной базы. Поэтому многочисленные приказы, инструкции, циркуляры Министерства народного просвещения об обязательном введении гимнастики в учебных заведениях практически оказались пустыми декларациями.

В тех учебных заведениях, в которых  проводилась гимнастика, она была главным образом военной. Эта  направленность, по сути дела, была программной  установкой официальной педагогики. Военные строевые приемы занимали около  половины всех учебных часов, предназначавшихся  для физического воспитания в  учебных заведениях Министерства народного  просвещения. Методические разработки по гимнастике исходили, как правило, от военных, имеющих смутное представление  о физическом воспитании детей. Преподаватели  гимнастики в учебных заведениях состояли из отставных унтер-офицеров.

Информация о работе Физическая культура в России во второй половине XIX века до Великой Октябрьской революции