Россия во 2 половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:32, реферат

Описание работы

Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. Конец 20-х - начало 30-х г. г. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

 

Более успешной была попытка  объединить сами либеральные силы с  целью организации общественного  давления на правительство. В апреле 1879г. Тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступление земских собраний с  требованием политических реформ. В  этом же году земцы попытались наладить нелегальные издание литературы.

 

Надежды на возвращение доверия  между земскими либералами и правительством появились после прихода к  власти М.Т. Лорис-Меликова.

 

Либерализм не стал ведущей  политической силой в стране. Его  опора в обществе была очень слабой - интеллигенция да незначительная часть дворянства.

 

Развитие либерализма  в России мешали безграмотность и  общинные формы жизни основной массы  населения. Крупным просчетом либералов  было то, что в момент отмены крепостного  права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые  могли составить опору их движения. Кроме того, либералам не удалось  преодолеть разобщенности своих  рядов, выработать общую программу  и добиться единства власти.

 

В 80 - 90-х гг. после убийства Александра II атмосфера в обществе изменилась. Требование конституции, прозвучавшее в письме к Александру III "Народной воли" (образовавшаяся организация  после раскола "Земли и воли" на две части), поставило либералов  в двусмысленное положение.

 

Всколыхнулись монархические  настроения в народе, тяга к порядку  и "сильной руке". Даже либерал  Б.Н. Чичерин в письме к царю писал: "Злоба дня состоит в борьбе с социализмом... Русское правительство  имеет дело с сравнительно небольшой  шайкой, которая набирается из разных слоев общества," но главным образом  из умственного пролетариата, размножаемого  нашими учебными заведениями... Одолеть  их русское правительство и русское  общество могут, только показавши такую  же непреклонную энергию и такое  же постоянство, какие высказывает  это отребье человеческого рода".

 

Либеральное движение приняло  новые формы. Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам  отдельной личности. Это считалось  не менее важным, нежели требование конституции. Либеральные идеи проникали  в общество вместе с "великой грустью  за человека" со страниц произведений Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко.

 

Свой вклад внесли и  художники. Они нередко отказывались от отражения в своих произведениях  острых общественных проблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросам бытия, места человека в мире.

 

Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими  своей профессии средствами ученые: историки В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, юристы М.М. Ковалевский и Б.Н. Чичерин.

 

Либеральные земские деятели  теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них  получили распространение теория "незаметного  служения", практика "малых дел". Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы  спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.

 

Демонстративный уход из политики позволил либералам дистанцироваться от власти и в то же время не выступать  против нее. Но, с другой стороны, они  освободили политическую арену, на которой, в конечном счете, все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия  оказалась в России самой слабой.

 

Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии  российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской  жизни православие, самодержавие и  народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

 

Консерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались  в сложном положении: защищать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решался  никто. Поэтому главными устремлениями  консерваторов стали попытки  оградить императорскую власть от влияния  либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов  имела определенный успех. Из правительства  постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование  дворян.

 

В дальнейшем положение консерваторов  еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления  стал противником отмены крепостного  права и проведения других реформ граф П.А. Шувалов. В 1866г. он был назначен шефом жандармов и главным  начальником III Отделения. Пользуясь  неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его  жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище "Петр IV". С подачи Шувалова вплоть до 1874г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

 

Идеологом и вдохновителем  консервативного курса стал человек  весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом  видный либерал, М.Н. Катков.

 

На рубеже 50-60-х гг. произошел  окончательный разрыв Каткова с  Герценом и другими приверженцами  революционных идей.

 

В 1862г. Катков, единственный из российских журналистов, получил  право упоминать имя А.И. Герцена  в печати и спорить с его  изданиями. Он подверг резкой критике "лондонских агитаторов" и их последователей, которые "возымели благую мысль избрать  театром для своих экспериментов  Россию". Он обвинил Герцена в  том, что тот, проживая "комфортабельно и спокойно" в Лондоне, толкает  русских "юношей-фанатиков" на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова  заметно подорвали влияние Герцена  в России. После событий, связанных  с восстанием в Польше (1863-1864 гг.), Катков окончательно разорвал и с  либералами.

 

К мнению Каткова прислушивались император и министры. Под огонь  его критики попадали не только нигилисты, но и бывшие единомышленники-либералы. Газета "Московские ведомости" имела  такое влияние, что Каткову стало  по силам смешать и назначать  новых министров, влиять на внутреннюю и внешнюю политику правительства.

 

М.Н. Катков отрицательно относился  к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции  от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого рост революционного движения. Ответственность  за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, развратившие" общество и особенно интеллигенцию, превратившуюся в "стадо... мыслителей без смысла, ученых без  науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого  обмана".

 

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые  для страны изменения, а пересмотреть многие из них. Консерваторы, так же как и либералы, не имели широкой  поддержки в обществе.

 

При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной  политики, а его главный идеолог  К.П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.

 

Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания а  Н. Каткова. Он считал своей основной задачей "стоять на стране прав верховной  власти и государства во всем, что  касается его безопасности, единства и целостности", а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после  введения жесткой цензуры формировал сам М.Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.

 

Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они  доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения  сделали невозможной переделку  страны по образцу западно-европейских  стран, как это предлагали либералы.

 

Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной  власти и ее божественного происхождения. Поэтому любые посягательства на политический строй объявлялись не только не соответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными.

 

После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям  в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название "Священная дружина". Ее деятельностью  руководил Центральный комитет  во главе с П.П. Шуваловым. В руководство  входили великие князья, министры и генералы. Организация имела  разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних  лиц, но и от полиции. Участники "Священной  дружины" громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации  и их членов, в Женеве издавали газеты "Вольное слово" и "Правда". В Москве по инициативе Победоносцева  и Каткова была организована Добровольная народная охрана.

 

Однако Александр III не одобрил  подобных начинаний. Он считал, что  существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882г. "Священная дружина" была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась  лишь на особо торжественные массовые мероприятия.

 

Так же существовали народники. Идеи "общинного" социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского стали  теоретической основой своеобразного  политического течения русской  радикальной интеллигенции - народничества. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет  социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне  готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. Народники  рассматривали народ, прежде всего  крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной  задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять  крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый  строй, основанный на принципах равенства  и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества  в 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

 

В эти годы среди приверженцев идей социализма получило распространение  учение К. Маркса - марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где  все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти  без социалистической революции, главной  силой которой будет рабочий  класс (пролетариат).

 

Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко критиковал его  учение. Он считал необоснованным утверждение  о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма отрицательно относился и  к идее Маркса о диктатуре пролетариата, которая должна быть установлена  после революции для построения коммунистического общества. По мысли  Бакунина, государство диктатуры  пролетариата будет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется  многочисленная и хорошо вооруженная  армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив  крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам "заведовать обработкой земли и  выплачивать заработок крестьянам что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему  деспотизму".

 

Сам Бакунин уповал на стихийный  народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, "бессмысленный и беспощадный". Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция - "умственный пролетариат". Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: "Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать "повивальной  бабкой" самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий".

 

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое "народное"'

 

Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее "сверху вниз", он предлагал  взамен государства свободную организацию "снизу вверх" - рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, - это общество, в  котором осуществился бы принцип  самоуправления народа.

 

Информация о работе Россия во 2 половине 19 века