Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:32, реферат
Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. Конец 20-х - начало 30-х г. г. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения.
Введение
Эта тема дала мне понять
то, что и в то время происходили
разногласия между
Из изученной мной литературы могу отметить учебник для восьмого класса, который называется "История России XIX в". В нем хорошо отражены все идейные течения, их идеологии. Они так хорошо раскрыты и так понятны, что изучать этот отрывок времени стало намного легче. Так же много полезной информации есть в Интернете, особенно рабочее движение и социал-демократия. "История России" для школьников и абитуриентов слишком сокращена. Информация в полном объеме не доступна, но зато здесь выделяются самые знаменательные события второй половины девятнадцатого века.
1. Особенности общественного движения
Первые годы царствования
Александра I были отмечены заметным оживлением
общественной жизни. Актуальные вопросы
внутренней и внешней политики государства
обсуждались в научных и
В 30-50-х г. г. ХIХ в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в эти годы имело несколько характерных особенностей:
оно развивалось в условиях
ужесточения политического
произошел окончательный
разрыв между революционным
впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;
участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли готовить лишь сознание современников к будущим переменам.
1.1 Революционно-демократическое
движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.К. Чернышевский. Идея утопического
общинного (крестьянского)
Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Они организовали группу сторонников республики и утопического социализма в начале 30-х гг.
В 50-е г. г. Герцен разработал основные положения теории "общинного", или "русского", социализма. Согласно учению Герцена социализм в России возникает непременно и главной его "ячейкой" станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.
Другим крупным теоретиком
революционного направление был
Виссарион Григорьевич
Н.В. Станкевича, а с 1834г. вел
литературно-критический отдел
В 40-е гг. были созданы первые
революционные организации
В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано.21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.
Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.
В целом революционное движение в России именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.
Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:
утрата надежды на реформирование России "сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества
обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;
выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.
Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества.
Идейным вождем революционного движения в России в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "Современник" Н. .Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена об "общинном" социализме, ратовал за создание революционно организации.
В июле 1862г. Чернышевский был
арестован и помещен в
Деятельность Герцена и Чернышевского, других пропагандистов "общинного" социализма не пропали даром. Еще в 1861г. В Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н.П. Огарева, помещенной в "Колоколе", - "Земля и воля". Организация объединила несколько десятков единомышленников, люде из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т.е. "лиц разного чина и званий" - разночинце.
Программа "Земли и воли" включала требования созыва парламента и установления демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась так же идея передачи крестьянам всей земли и объединение не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.
Практическая деятельность
организации сводилась к
Но уже в 1862г. были арестованы наиболее активные члены "Земли и воли". А в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование - не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864гю "Земля и воля" приняла решение о самороспуске.
1.2 Общественная мысль
и политические движения в
пореформенной России: консервативная
идеология, либеральное
В 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформ происходило очень сложно. Еще в ходе разработки этих реформ появлялось не раз стремление внести в них "исправления" в консервативном духе. На практике это вышло так, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а воплощали в жизнь старые чиновники-консерваторы. Начатые все эти преобразования (реформы) на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Общественная реформа была такова, что и либералы и консерваторы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчения политического режима и возлагали большие надежды на нового императора.
Либералы в 30-40 гг. разделились на западников и славянофилов. Идеология западников заключалась в том, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию, а славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого, в том числе и русского народа.
В середине 50-х гг. видные либералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили связь с А.И. Герценом. В "Голосах из России" они опубликовали "Письмо к издателю", ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.
Основными положениями этой программы были:
свобода совести;
свобода от крепостного состояния;
свобода выражения общественного мнения;
свобода книгопечатания;
свобода преподавания;
публичность всех правительственных действий;
публичность и гласность суда.
Таким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований о введении в России конституционного правления.
В сентябре 1858г.В.Н. Чичерин
отправился в Лондон для переговоров
с А.И. Герценом об изменении содержания
изданий Вольной русской
Начинался подрыв единства либералов, который происходил из-за тверского адреса в 1862г, из-за наведения "порядка" в Петербургском университете в 1861г.
В 1866г. "мятежные" профессора
основали журнал "Вестник Европы",
ставший наиболее влиятельным либеральным
органом западнического направления.
В программном заявлении
Разлад в либеральном движении внесло так же восстание в Польше в 1863 - 1864 гг. Часть либералов поддержала действия правительства по подавлению этого восстания, заняв крайние националистические позиции.
Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70 - начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т.п.
Не найдя понимания
у властей, некоторые радикально
настроенные представители