Буржуазная модернизация России во 2-й половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

Содержание

1. Общественная мысль в России. Западники и славянофилы.
2. Народничество и его формы.
3. Либерализм и радикализм.
4. Происхождение марксизма в России. Русская социал-демократия на рубеже веков.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Социально- экономический факультет 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине

История Отечества

Тема: «Буржуазная модернизация России во 2-й половине 19 века» 
 
 
 
 
 
 
 

Киров

2010

План 

1. Общественная  мысль в России. Западники и  славянофилы.

2. Народничество  и его формы.

3. Либерализм  и радикализм.

4. Происхождение  марксизма в России. Русская социал-демократия  на рубеже веков.

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общественная мысль в России. Западники и славянофилы

Россию времени  правления Николая I (1825— 1855) нередко  называют «фасадной империей»: внешний  блеск скрывал острые и болезненные  проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое). Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, о ее прошлом.

Западничество

Западники, представители  одного из направлений русской общественной выступавшие за ликвидацию крепостничества  и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Идеи западники выражали и пропагандировали публицисты и литераторы - П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии - Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Примыкали к западникам - Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Герцен, Огарев и Белинский воспринимались в  общественно-идейных спорах и журнальной полемике как западники, и сами себя к ним относили. Органами печати, в которых Западники сотрудничали, главным образом были «Отечественные записки» (с 1839), «Современник», «Русский вестник» (с 1856), «Атеней» (1858-1859), газета «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», литературные сборники «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846).

Западники не отразили своих концепций программно четко в каком-либо одном произведении или документе. Но общественно-политические, философские и исторические воззрения  западники, имея многочисленные оттенки  и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами: отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической действительности; общественная и научно-литературная деятельность западников была объективно направлена к тому, чтобы приблизить и облегчить развитие капиталистического строя в России; они выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Особенно большое значение в борьбе с крепостничеством имели «Записки охотника» И. С. Тургенева, публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского, а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского «О крепостном состоянии в России» (1841) и К. Д. Кавелина «Записка об освобождении крестьян в России». Отмена крепостного права представлялась западники возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с либеральными дворянами. Установления буржуазно-парламентарного строя в России они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Философские воззрения западников находились в русле развития идеализма, при заметном воздействии философии Г. Гегеля и Ф. Шеллинга; в 50-х гг. - О. Конта и Г. Бокля. Историографические концепции Западники во многом были родственны идеям западноевропейских историков: Ф. Гизо, О. Тьеррн, Л. Ранке, Б. Нибура.

В целом общественная и научно-литературная деятельность и воззрения западников, их борьба против реакционной официальной идеологии и критика либерально-консервативных позиций славянофилов имели определённое прогрессивное значение в условиях крепостной России. В то же время сопоставление западников и славянофилов показывает, что их идейные разногласия явились своеобразным отражением объективных противоречий развития русского общества накануне отмены крепостного права в России. Идеологам либеральных помещиков и буржуазии противостояли революционные демократы во главе с Чернышевским и Герценом. В пореформенное время, в условиях капиталистического развития западничество как особое направление в общественной мысли перестало существовать.

Славянофильство

Сторонники  славянофильства верили в наличие  у России собственного, самобытного  пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути. Основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.

В каком-то смысле противостояние двух идеологий, ориентированных  соответственно на особость российского  пути и на единство России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и сохраняется в настоящее время. Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства.

Долгое время  у славянофилов не было своего печатного  органа. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в  различных сборниках — «Синбирский  сборник» (1844), «Сборник исторических и  статистических сведений о России и  народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: «Русская беседа» (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—1859); газеты: «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—1865), «Москва» (1867—1868), «Москвич» (1867—1868), «Русь» (1880—1885).

Своим творчеством  славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее ещё с эпохи Петра I прозападное мировоззрение. Славянофилы пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78.

Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма. 

2. Народничество и  его формы.

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х — 1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Выделялось несколько направлений этого движения:

1. Бунтарское  – стихийное развитие и безгосударственное  устройство. Сторонник этого направления  был М.А. Бакунин. Он выступал  за крестьянскую революцию. Главная  его работа – это «Государственность и анархия». Он писал: «Народ - прирожденный бунтарь, враг государства..»

2. Пропагандистское  – сторонник направления –  П.Л. Лавров. Он считал, что для  осуществления революции нужна  долгая пропагандистская работа, чтобы начать революцию нужны  критически мыслящие личности.

3. Заговорщическое  -  сторонник П.Н. Ткачев –  подчеркивал роль активного меньшинства  в революции. Основная цель  – захват власти подпольной  организацией революционеров.

О народничестве  можно судить с точки зрения Ленина.  Он классовую основу теории народничества с самого начала видел в крестьянстве. По Ленину, народники не отрицали капитализма в России, а лишь не признавали его господства, что, конечно, тогда и трудно было признать. 60—70-е годы XIX в. он называл эпохой «первых русских социалистов» или «старого русского, классического, революционного народничества». Родоначальниками революционного народничества Ленин считал А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. 70-е годы XIX в. — новый этап: на историческую арену выступило «действенное народничество». Ленин не допускал его принижения сравнительно с шестидесятниками. Семидесятники, в отличие от их предшественников, так и не избавившихся от кружковой замкнутости, стали «действенной» силой потому, что на деле соприкоснулись с массами. Наиболее выдающимися событиями 70-х годов XIX в. Ленин считал «хождение в народ» — «расцвет действенного народничества», создание образцовой, «превосходной» революционной организации «Земля и воля» и партии «Народная воля», «сделавшей шаг вперед, перейдя к политической борьбе».     

Выдающимся  результатом практической деятельности народовольцев была революционная  ситуация 1879—1882 годов. Однако, волна  революционного прибоя была отбита. И  революционеры, никем не поддержанные, исчерпали себя. Ленин часто говорил о народовольцах как о заговорщиках. Главным для Ленина была цель народников — свержение царя. Ленин полагал, что «русский террор был и остается специфическим интеллигентским способом борьбы»     

Ленин не осуждал  народовольцев за их метод борьбы и, как известно, не выступал против террора вообще.

В 80—90-е годы XIX в, не преобладая над народниками-революционерами  численно, но имея возможность участвовать  в легальной печати, оказалось  на виду преимущественно либеральное  направление народничества, ставшее первым политическим оппонентом Ленина. Прежде всего Ленин говорит о преемственности социал-демократии и народничества: «Русские социал-демократы всегда признавали необходимость выделить из доктрины и направления народничества его революционную сторону и воспринять ее».

Лучшим в  традициях народничества и достойным  восприятия Ленин признавал поиск  правильной революционной теории. При  этом он называл «таких предшественников русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая  плеяда революционеров 70-х годов.     

Можно сделать  вывод, что в годы крестьянской реформы  сложился не революционно-демократический, а демократический лагерь. Одни были убеждены, что добиваться перемен  следует только путем насилия  над царизмом. Другим казалось возможным принудить его к уступкам мирными средствами (печать, петиции, адреса, прокламации и т. п.).

Сторонниками  мер исключительно насильственных по отношению к царизму были Лавров, Добролюбов.. К демонстрации силы хотели прибегнуть Огарев и деятели второго этапа формирования «Земли и воли», руководимой ЦК. Сторонники мирного пути — Чернышевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, основатели «Земли и воли» и др. — рассчитывали воздействовать на общественное мнение словом. По-настоящему действенной тогда была только печать. «Колокол», «Современник», «Русское слово» формировали общественное мнение, возбуждали чувства протеста против феодально-крепостнических и бюрократических порядков. Иное  дело — движение 70-х годов XIX века. На смену мечтательному, вырабатывавшему общетеоретические положения поколению первопроходцев вышло новое, полное решимости воплотить теорию в жизнь поколение действенных революционеров. Революционные народники 60—70-х годов XIX в. и есть наиболее решительные и последовательные революционные демократы. 

Информация о работе Буржуазная модернизация России во 2-й половине 19 века