Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:20, контрольная работа
Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
1. Общественная мысль в России. Западники и славянофилы.
2. Народничество и его формы.
3. Либерализм и радикализм.
4. Происхождение марксизма в России. Русская социал-демократия на рубеже веков.
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социально-
экономический факультет
Контрольная работа
по дисциплине
История Отечества
Тема:
«Буржуазная модернизация
России во 2-й половине 19
века»
Киров
2010
План
1. Общественная мысль в России. Западники и славянофилы.
2. Народничество и его формы.
3. Либерализм и радикализм.
4. Происхождение марксизма в России. Русская социал-демократия на рубеже веков.
Список литературы
1. Общественная мысль в России. Западники и славянофилы
Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Произошло оформление направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое). Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, о ее прошлом.
Западничество
Западники, представители
одного из направлений русской
Герцен, Огарев и Белинский воспринимались в общественно-идейных спорах и журнальной полемике как западники, и сами себя к ним относили. Органами печати, в которых Западники сотрудничали, главным образом были «Отечественные записки» (с 1839), «Современник», «Русский вестник» (с 1856), «Атеней» (1858-1859), газета «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», литературные сборники «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846).
Западники не отразили своих концепций программно четко в каком-либо одном произведении или документе. Но общественно-политические, философские и исторические воззрения западники, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами: отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической действительности; общественная и научно-литературная деятельность западников была объективно направлена к тому, чтобы приблизить и облегчить развитие капиталистического строя в России; они выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Особенно большое значение в борьбе с крепостничеством имели «Записки охотника» И. С. Тургенева, публичные курсы лекций по истории Т. Н. Грановского, а также его статьи, записки А. П. Заблоцкого-Десятовского «О крепостном состоянии в России» (1841) и К. Д. Кавелина «Записка об освобождении крестьян в России». Отмена крепостного права представлялась западники возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с либеральными дворянами. Установления буржуазно-парламентарного строя в России они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Философские воззрения западников находились в русле развития идеализма, при заметном воздействии философии Г. Гегеля и Ф. Шеллинга; в 50-х гг. - О. Конта и Г. Бокля. Историографические концепции Западники во многом были родственны идеям западноевропейских историков: Ф. Гизо, О. Тьеррн, Л. Ранке, Б. Нибура.
В целом общественная и научно-литературная деятельность и воззрения западников, их борьба против реакционной официальной идеологии и критика либерально-консервативных позиций славянофилов имели определённое прогрессивное значение в условиях крепостной России. В то же время сопоставление западников и славянофилов показывает, что их идейные разногласия явились своеобразным отражением объективных противоречий развития русского общества накануне отмены крепостного права в России. Идеологам либеральных помещиков и буржуазии противостояли революционные демократы во главе с Чернышевским и Герценом. В пореформенное время, в условиях капиталистического развития западничество как особое направление в общественной мысли перестало существовать.
Славянофильство
Сторонники славянофильства верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути. Основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.
В каком-то смысле противостояние двух идеологий, ориентированных соответственно на особость российского пути и на единство России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и сохраняется в настоящее время. Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства.
Долгое время
у славянофилов не было своего печатного
органа. Статьи славянофилов выходили
в «Москвитянине», а также в
различных сборниках — «
Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее ещё с эпохи Петра I прозападное мировоззрение. Славянофилы пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78.
Несмотря на
огромный вклад в развитие русского
самосознания, славянофилы не смогли выработать
целостного мировоззрения, что в значительной
степени объяснялось характером той космополитической
среды, из которой многие из них вышли
и которая толкала их в сторону либерализма.
2. Народничество и его формы.
Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х — 1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Выделялось несколько направлений этого движения:
1. Бунтарское
– стихийное развитие и
2. Пропагандистское
– сторонник направления –
П.Л. Лавров. Он считал, что для
осуществления революции нужна
долгая пропагандистская
3. Заговорщическое
- сторонник П.Н. Ткачев –
подчеркивал роль активного
О народничестве можно судить с точки зрения Ленина. Он классовую основу теории народничества с самого начала видел в крестьянстве. По Ленину, народники не отрицали капитализма в России, а лишь не признавали его господства, что, конечно, тогда и трудно было признать. 60—70-е годы XIX в. он называл эпохой «первых русских социалистов» или «старого русского, классического, революционного народничества». Родоначальниками революционного народничества Ленин считал А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. 70-е годы XIX в. — новый этап: на историческую арену выступило «действенное народничество». Ленин не допускал его принижения сравнительно с шестидесятниками. Семидесятники, в отличие от их предшественников, так и не избавившихся от кружковой замкнутости, стали «действенной» силой потому, что на деле соприкоснулись с массами. Наиболее выдающимися событиями 70-х годов XIX в. Ленин считал «хождение в народ» — «расцвет действенного народничества», создание образцовой, «превосходной» революционной организации «Земля и воля» и партии «Народная воля», «сделавшей шаг вперед, перейдя к политической борьбе».
Выдающимся результатом практической деятельности народовольцев была революционная ситуация 1879—1882 годов. Однако, волна революционного прибоя была отбита. И революционеры, никем не поддержанные, исчерпали себя. Ленин часто говорил о народовольцах как о заговорщиках. Главным для Ленина была цель народников — свержение царя. Ленин полагал, что «русский террор был и остается специфическим интеллигентским способом борьбы»
Ленин не осуждал народовольцев за их метод борьбы и, как известно, не выступал против террора вообще.
В 80—90-е годы
XIX в, не преобладая над народниками-
Лучшим в
традициях народничества и
Можно сделать вывод, что в годы крестьянской реформы сложился не революционно-демократический, а демократический лагерь. Одни были убеждены, что добиваться перемен следует только путем насилия над царизмом. Другим казалось возможным принудить его к уступкам мирными средствами (печать, петиции, адреса, прокламации и т. п.).
Сторонниками
мер исключительно
Информация о работе Буржуазная модернизация России во 2-й половине 19 века