Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:43, контрольная работа
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения.
Введение
3
1
Основные тенденции социально-экономического развития страны
5
2
Внутренняя политика Александра I.
8
3
Внутренняя политика Николая I
25
Заключение
39
Список использованной литературы
40
Особенности николаевского самодержавия. Обстоятельства воцарения Николая были очень смутны. Он с горем писал брату Константину, что получил престол “ценою крови своих подданных". Дело декабристов имело для молодого императора, как и для всего государства, громадное значение. 0но оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его времени. (Поэтому-то дело декабристов пользовалось всегда большой известностью, несмотря на то, что все его подробности составляли государственную тайну). Император Николаи во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря” (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел возможность вдуматься в обстоятельства дела.
Первое, что он вынес из своего знакомства с делом, было заключение о неблагонадежном настроении всего вообще дворянства. Большое количество людей, прикосновенных к революционным "союзам", было поголовно из дворянства. Заметив это, император Николай был склонен считать заговор сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства. Поэтому он не слишком доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве дворянского сословия, как правила, например, Екатерина II, Николай не хотел, страшась за полноту своей власти. Потому он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страною посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. Это ему удалось. При императоре Николае была значительно усилена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения превратились в простые исполнительные органы министерств.
С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, что стремились уничтожить декабристы, было действительным злом русской жизни. Его нужно было исправить. Покарав декабристов, император понял, что правительство само должно было исправить эти недостатки и законным путем начать реформы. К таким реформам Николай сразу же показал свою готовность - при условии незыблемости самодержавного строя, на который покушались декабристы. Поэтому в начале правления императора Николая мы видим оживленную правительственную работу, направленную на улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных крестьян.
Таким образом, молодой государь, мало подготовленный к делу управления своим воспитанием, отличался однако, большою энергией и любовью к дисциплине. Из обстоятельств воцарения своего он вынес, вместе с желанием охранить самодержавие, также определенную склонность к бюрократической форме управления. Вместе с тем он понял необходимость реформ и выразил готовность их произвести. Но при том недоверии к дворянскому обществу, какое у него сформировалось вследствие заговора декабристов, Николай намеревался провести свои реформы без участия общественных сил, исключительно силами бюрократии.
В свою очередь,
и дворянство сторонилось от близости
с бюрократией нового царствования.
Оно было запугано делом декабристов.
Сотни семей дворянских так или иначе
были задеты этим делом и страшились преследования
за близость к декабристам. Такого трепета
в дворянском обществе не было со времен
Петра и Анны Иоанновны.
В ссылке погиб для общественной жизни
цвет дворянской молодежи, и эта утрата
отразилась не только на настроении дворянства,
но и на его силах. Сословие оскудело людьми
и само устранялось от общественной деятельности.
Между властью и обществом произошел таким
образом разрыв и отчуждение. Конечно,
это облегчило для Николая переход к опоре
на бюрократию, но в то же время отразилось
на силах и популярности самого правительства.
В своих начинаниях оно не встречало сочувствия
и содействия общества, а потому не всегда
могло осуществлять свои хорошие намерения
и достигать своих целей.
Недоверие к
окружению, явившееся во многом следствием
декабристского выступления, а также
представления Николая об обязанностях
монарха привели к
1. Политический сыск и следствие. (Ежегодные отчеты о нравственно-политическом состоянии общества).
2. Государственные
преступления неполитического
3. Наблюдение за иностранцами, находящимися в России (~ аналог контрразведки).
4. Борьба с
природными катаклизмами и
5. Цензура, преимущественно театральная (кроме того, почти все ведомства имели в николаевское время свои цензуры). Численность III отделения небольшая (~ 40 человек), но имело много добровольных и платных помощников. В каждой губернии III отделение представлял офицер с жандармской командой.
Основные направления реформ. Сразу по вступлении на престол император отстранил от дел знаменитого Аракчеева и выказал полнейшее равнодушие к мистицизму и религиозному экстазу. Настроение при дворе резко изменилось по сравнению с последними годами александровского царствования. К деятельности были призваны иные люди. Снова получил большое значение Сперанский; во главе Государственного совета был поставлен Кочубей, сотрудник и “молодой друг” императора Александра в годы его юности; Вновь вышли из тени и другие деятели начала царствования Александра. Николай в начале своего правления был настроен весьма решительно. Он осознавал, что государство нуждается в переменах и считал, что главнейшим условием процветания является порядок в делах и строгая дисциплина. Решимость императора Николая начать реформы сказывалась не только в речах его (как это бывало у его предшественника), но и в конкретных мероприятиях. В конце 1826 г. под председательством Кочубея был учрежден особый секретный комитет (известный под названием "комитет 6 декабря 1826 года") для разбора бумаг императора Александра и вообще “для пересмотра государственного управления". Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений, а кроме того, приготовил обширный проект нового закона о сословиях, в котором предполагалось, между прочим, улучшение быта крепостных. Впрочем, многое из трудов комитета осталось без дальнейшего движения. Закон о сословиях был внесен в Государственный совет и им одобрен, но не был обнародован вследствие того, что революционные движения 1830 года на Западе (и в Царстве Польском), внушили страх перед любыми реформами. С течением времени лишь некоторые меры из проектов “комитета 6 декабря 1826 года” были осуществлены в виде отдельных законов. Но в целом труды комитета остались без всякого успеха, и реформа, проектированная им, не удалась.
Пока комитет обсуждал общий план необходимых преобразований, правительство принимало целый ряд практических мер для улучшения разных отраслей администрации и упорядочения государственной жизни. Из таких мер наиболее значительны: 1. Кодификация законов; 2. Меры по улучшению быта государственных крестьян.
Попытки привести
в порядок действующее
Так было завершено крупное и трудное дело составления кодекса. Оно удалось благодаря исключительным способностям и энергии Сперанского, а также благодаря упрощенному плану работы. Собрать и систематизировать старый русский законодательный материал было, конечно, легче и проще, чем заимствовать материал иноземный и согласовать его с потребностями и нравами русского общества или же "сочинять новое уложение" на отвлеченных, еще не испытанных жизнью принципах. Однако и этот, более простой, прием удался так блестяще лишь потому, что во главе дела был поставлен такой талантливый человек, как Сперанский. Понимая все трудности кодификации, Сперанский не удовольствовался тем, что было им для составления "Свода" он предложил план устройства постоянных работ над исправлением и дополнением Свода в будущем (этим должно было заниматься II отделение Собственной Е.И.В. канцелярии).
Начиная со времен
Павла I правительство
Обсуждение
мер, касающихся крестьян, производилось
при Николае в секретных
В "Комитете 6 декабря 1826 года" Сперанский заговорил о необходимости “лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление “послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу Павла Дмитриевича Киселева. Это был один из образованных русских людей, участвовавший в походах 1812 - 1814 годов и видевший европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев, еще в еще в то время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. С началом реформы (1837 - 1841 гг.) пятое отделение было преобразовано в министерство государственных имуществ, которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под ведением министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать “палаты" государственных имуществ. Они заведовали казенными лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и за государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в сельские общества, включавшие одно или несколько селений (их оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости, пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами “голов" и "старшин", для выполнения полицейских функций – сотских (одного на 200 дворов) и десятских (одного на 20 дворов). В судах (волостных и сельских “расправах”) заседали особые судьи (т.н. добросовестные). Так было устроено самоуправление казенных крестьян, впоследствии послужившее образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы, малоземельных наделяли землей (передано ок. 2, 5 млн. десятин), заводили школы, давали податные льготы, ежегодно нуждавшимся крестьянам на льготных условиях выдавалось до 1,5 млн. руб. из созданных Киселевым касс мелкого кредита и т.д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования Николая I. Довольный Киселевым, император шутливо называл его своим “начальником штаба по крестьянской части", а в 1839 г. возвел в графское достоинство. Однако далеко не всегда крестьяне оказывались довольны. Их раздражала мелочная опека чиновников, ответом на которую бывали крупные восстания, особенно в 1841-43 гг. на Урале и в Поволжье (“Картофельные бунты”).