Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа
Преобразования Петра I были связаны с его стремлением преодолеть отсталость России. Преобразования проводились в сложной внешней и внутренней обстановке, при обострении классовых противоречий в феодальной деревне, в условиях роста городов и роста в них буржуазных элементов, а также в условиях напряженной внешней борьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6
УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 Г. И ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 Г. 7
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 9
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА 11
СТАТУС РОССИЙСКОГО МОНАРХА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 13
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 16
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Внешнеторговая политика строилась на основе системы регламентации, опеки и контроля в области торговли. Основные отрасли внешнеторгового оборота были монополизированы казной; с целью привлечения денег и удержания их в стране, а также поддержки крупной промышленности использовались таможенные пошлины (в 1724 г. издан первый в России таможенный тариф), которые дифференцировались, удерживались в иностранной валюте и принимались в казну по пониженному курсу.
Войны с турками и в особенности поражение под Нарвой наглядно показали экономическую отсталость Русского государства. Война требовала создания огромной армии и флота. Солдаты нуждались в одежде, обуви и необходимом оружии: пушках, ружьях, ядрах, порохе; для флота были нужны канаты, паруса, железные изделия и другие предметы. Кустарная промышленность не могла справиться с удовлетворением всех этих потребностей. Перед Россией стояла задача как можно скорее изменить экономику страны и создать промышленность мануфактурного типа.
В политике Петра I особенно ярко проявилась меркантилистическая политика поощрения промышленности на началах государственного регулирования и поддержки промышленной деятельности частного капитала. Для развития промышленности насаждались такие организационные формы (торгово-промышленные компании, монополии, привилегии, ссуды, покровительство отдельным отраслям, опека и надзор за всем производством и т.п.), которые должны были обеспечить "наиболее быстрое развитие, независимость от заграничного ввоза и максимальное развитие вывоза". Развитая промышленность вместе с активным торговым балансом составляли один из элементов "государственной пользы", и "общего блага", поскольку оба фактора, с одной стороны, обеспечивали независимость государства, а с другой - являлись "средствами государственных доходов"9.
Уверившись в скором успешном завершении войны со Швецией, Пётр после 1717 года пошёл на существенное изменение торгово-промышленной политики. Суть изменений состояла во введении различных мер поощрения торговли и частного промышленного предпринимательства.
Были
ликвидированы столь
Меры
поощрения частного промышленного
предпринимательства были несравненно
более значительны и
Центральные органы управления торговлей и промышленностью - Берг-Мануфактур-коллегия (в 1722 году она разделилась на две - Берг- и Мануфактур), Коммерц-коллегия, Главный магистрат, - стали институтами государственного регулирования национальной экономики, органами, осуществлявшими торгово-промышленную политику петровского самодержавия на основе меркантилизма и протекционизма. Именно создание системы централизованного управления торговлей и промышленностью обозначило перелом в экономической политики петровского государства.
Пётр
стремился сделать всё
Итак, анализируя реформы Петра I в начале XVIII века, можно сказать, что главной причиной реформ Петра I стал глубокий кризис российской государственности — одно из проявлений общего кризиса русского общества в XVII в. Начальный этап Северной войны обострил симптомы кризиса, и прежде всего в сфере государственного хозяйства, на которое легла вся тяжесть войны. Эти новые, непривычные для старой администрации крупномасштабные организационные задачи «раздавили» старую приказную систему, сделали невозможным существование в прежнем виде как системы высшего управления, так и власти на местах. В первое десятилетие XVIII в. Петром были предприняты попытки реформировать систему управления путем бюрократизации, усиления власти на местах, последовательной ориентации государственного управления на решение военно-организационных задач. Преобразования эти несли в себе некоторые элементы западноевропейских систем управления.
Реформа
центральных и высших органов
власти в конце 10-х гг. XVIII в. началась
с активного использования
Пётр
I понимал насущную необходимость
экономических и