Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Преобразования Петра I были связаны с его стремлением преодолеть отсталость России. Преобразования проводились в сложной внешней и внутренней обстановке, при обострении классовых противоречий в феодальной деревне, в условиях роста городов и роста в них буржуазных элементов, а также в условиях напряженной внешней борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6
УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 Г. И ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 Г. 7
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 9
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА 11
СТАТУС РОССИЙСКОГО МОНАРХА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 13
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 16
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра1 .doc

— 144.50 Кб (Скачать)

       Это определение, с различными вариациями, с тех пор и стало главным  в идеологии самодержавия. В "Толковании" Артикула воинского (1716 г.) приводится обоснование жестокости наказания тех, кто осудит действия государя. Так, сущность власти самодержавия оставалась при Петре прежней, но появились и те новые черты, которые первый император не мог не учитывать.

       Петр I в оценке истоков своей власти исходил из вполне традиционных представлений о том, что власть ему дана Богом, ему же Провидением предназначено править Россией. Но одновременно царь был убежден, что власть эта вручена Богом не для наслаждения, "прохлады", не для того, чтобы прожить ее по принципу: "Пожить, и пожить хорошо", а для многотрудной работы, для осуществления преобразований - дела, "полезного народу". Для Петра власть была тяжким бременем ответственности за судьбу страны, ее будущее. Царский чин для него был обязанностью, которую нужно было исполнять до последнего дыхания.

       Обоснование своих радикальных реформ промыслом  Бога, вручившего ему власть для  преображения России, Петр приводил неоднократно.

       В силу этих причин, а также особенностей характера Петр в полной мере осознавал себя вождем, лидером, Учителем русских людей, брал на себя тяжкую ношу ответственности воспитателя, Мастера (этот "чин" он особенно любил), показывающего на личном примере и с помощью принуждения, как нужно подданным работать и жить. А при необходимости Петр выполнял обязанности экзекутора и палача. Отсюда его полная убежденность в своей правоте, чувство человека, который наверняка знал, "что обществу нужно, а что ненужно ". Не случайно возникла у Петра и идея писать "нравоучения простакам" по поводу религиозных догм, соблюдения законов.

       Человек в личной жизни скромный и непритязательный, избегавший публичного славословия, в  памятные для него дни празднования победы над шведами осенью 1721 г. он не отказался от титулов "Великий" и "Отец Отечества". Таковым Отцом он себя и считал и поэтому не возражал когда на торжественной церемонии вручения титулов 22 октября 1721 г. канцлер Г. И. Головкин отметил труды Петра "в произведении нашего Отечества и подданного Вашего всероссийского народа". В своем ответе император благодарил всех подданных "за такое от них признание его о них имеющаго попечения".7.

 

Полицейские органы и преобразование судебной системы

 

       Абсолютистское  государство первой четверти XVIII в. называют «полицейским». Причина не только в дотошном вмешательстве государства во все сферы общественной и частной жизни, но и в том, что именно в этот период впервые были созданы профессиональные полицейские органы.

       В конце XVII в. полицейско-карательные  функции осуществляли Разбойный  и Земский приказы. Наиболее серьезные дела разбирались в Приказе тайных дел. Несколько позже политические процессы переходят в Преображенский приказ.

       Собственно  полицейские органы первоначально  создаются в Петербурге и Москве: в 1718 г. в Петербурге утверждается должность генерал-полицмейстера, в 1722 г. — должность обер-полицмейстера в Москве. В своей деятельности они опирались на канцелярии полицмейстерских дел, старост улиц и выборных десятских.

       Полицейская деятельность при Петре Великом  состояла в следующем:

  1. в устройстве разных канцелярий по образцу полицейского государства, господствовавшего в то время в Германии (берг-коллегия, мануфактур-коллегия, коммерц-коллегия, медицинская канцелярия, главный магистрат);
  2. в ведении в городах корпораций – гильдий и цехов;
  3. в устройстве исполнительной полиции в Петербурге.

       Но  круг полицейской деятельности (в  широком смысле) российского правительства  при Петре I не ограничивается только указанными направлениями, но включает в себя и меры по насаждению в  России крупной мануфактурной промышленности.

       Создание  исполнительной полиции как особой системы органов в механизме государственной власти также относится к Петровской эпохе. При Петре I впервые появляется в законодательстве позаимствованный из Западной Европы термин «полиция». В 1718 г. в Санкт-Петербурге утверждается должность генерал-полицмейстера, и с этой даты, очевидно, следует исчислять историю российской полиции как особого учреждения в системе государственных органов.

       В том же году генерал-полицмейстеру  были даны «пункты», числом тринадцать, которые определяли обязанности городской полиции. Эти обязанности конкретизировались Регламентом, а также Уставом, данным главному магистрату, где впервые определяется понятие о полиции как задаче и учреждении. Вскоре, 9 июля 1722 года, даётся Инструкция московскому обер-полицмейстеру Грекову, а 10 декабря 1722 года – Инструкция московской полицмейстерской канцелярии. Таким образом, уже с самого начала петербургский генерал-полицмейстер со своей канцелярией рассматривался в качестве вершины в структуре полицейского ведомства.

       По  мнению некоторых специалистов в  области полицейского права по первоначальному  замыслу полиция в России мыслилась  как городское учреждение. Для  такой точки зрения имеются основания. Во-первых, известно, что Пётр I, учреждая российскую полицию, использовал в качестве образца опыт организации и деятельности полицейских учреждений в странах Западной Европы. В Западной Европе полицейские учреждения развивались прежде всего в городах, вырастая из коммунально-цехового самоуправления. Во-вторых, воззрение на полицию как чисто городское учреждение просматривается в упомянутых актах о полиции 1720-х гг.

       Вместе  с тем, практически сразу же после  принятия мер по созданию полиции  российское правительство осознало необходимость распространения её деятельности не только на города, но и на сельскую местность. Причины такого изменения позиции правительства также вполне очевидны: Россия, в отличие от западно-европейских стран была страной, где господствовала сельская культура, и население относилось к категории сельских жителей. Уже на другой год после учреждения столичной полиции в наказе воеводам впервые употребляется термин «земская полиция» значение этого понятия разъясняется несколько позднее, в Инструкции земским комиссарам. Таким образом, практически с самого начала полиция в России распадается на две структуры – городскую и земскую.

       Определяя функции полиции, Пётр I исходил из идеологии и практики награждающегося  в Европе полицейского государства. Следует отметить, что в лице Петр Великого эта идеология нашла живейшего сторонника. С одной стороны, только он в составе верховной власти всего яснее понял и особенно живо почувствовал «долженства», обязанности царя, которые сводятся, по его словам, к двум необходимым делам правления: к распорядку, внутреннему благоустройству, и обороне, внешней безопасности государства. В этом и состоит благо отечества. Самодержавие же – средство для достижения данных целей. С другой стороны, Пётр I осознавал всю пропасть непонимания, которая отделяла его от подданных, зачастую даже от его самых ближайших сподвижников, ибо «жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага – такое сочетание понятий было не вполне привычно для его обиходной житейской практики»8. Поэтому для Петра Великого естественным было желание заставить своих подданных жить, думать и действовать иначе, чем они жили, мыслили и действовали до него.

       Соответственно, устанавливая функции полиции, российское правительство, хотя и различало  правление (администрацию) и полицию, рассматривая последнюю как часть первой, в то же время задачи полиции трактовало столь широко, что ими исчерпывалось почти всё правление, которое в тот период времени включало в себя суд, управление и благоустройство, вместе взятые.

       Высшей  судебной инстанцией был монарх. Его  компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

       Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший  себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.

       Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры. Вотчинная коллегия рассматривала  земельные споры. Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров.

       Судебные  органы были многообразными. В 1713 г. в  губерниях учреждались ландрихтеры.

       С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались  надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух — шести  членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался. Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

       В 1720 г. при надворных судах учреждались  прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства.

       Надворному  суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах. Духовенство — в консистории при епархиальных архиереях, в управлениях духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

       В 1722 г. была проведена радикальная  судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

       В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного  комиссара, получавшего право рассматривать  незначительные уголовные и гражданские  дела.

       В качестве апелляционной инстанции  для провинциальных судов сохранялись  надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.

       Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся Генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями.

       Нижней  инстанцией стал полковой кригсрехт, рассматривавший  все остальные дала.

       Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры Генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

       Новыми  чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

       1) коллегиальное устройство судов;

       2) попытки (правда, неудачные) отделить  судебную организацию и функцию  от административной;

       3) учреждение контроля за деятельностью  судов со стороны специально  учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов);

       4) совмещение гражданской и военной  юстиции (аналогичная ситуация  складывалась в сфере местного  управления, где наряду с гражданскими  органами местного самоуправления  действовали военные «полковые  дворы»).

Промышленная и торговая политика Петра I

 

       Развитие России в XVII веке, которое привело к экономическому и политическому объединению страны, создало предпосылки для проведения экономических преобразований. Они были осуществлены в первой четверти XVIII века и связаны с деятельностью Петра I, который на практике воплощал экономическую политику меркантилизма. Эта политика способствовала развитию промышленности, а вместе с тем и производительных сил.

       Для экономической политики были характерны принципы развитого меркантилизма, предполагающие признание большой роли промышленного строительства, рассчитанного на вытеснение с русского рынка иностранных товаров и отчасти на экспорт русских промышленных изделий; покровительство внешней торговле, достижение благоприятного торгового баланса и привлечение благородных металлов.

       Программа экономических преобразований Петра I включала: развитие крупной промышленности, внешней и внутренней торговли, сельского  хозяйства, содействие развитию ремесла, расширение водных путей сообщения, укрепление финансов страны. При этом она предполагала неограниченное вмешательство государства в жизнь подданных, строгое регулирование, всестороннюю принудительную опеку.

       Реализация  программы выразилась в создании крупной промышленности; присоединении  балтийских портов; подъёме сельскохозяйственного производства (внедрении лучших культур, улучшении породы скота, расширении дворянского землевладения, изменении способов землевладения); введении привилегий для "указанных" мануфактур (право на беспошлинную продажу и покупку товаров, монопольное право на данный вид производства); развитии компанейской формы предприятий; в использовании на мануфактурах государственных крестьян для подсобных работ.

Информация о работе Реформы Петра 1