Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа
Преобразования Петра I были связаны с его стремлением преодолеть отсталость России. Преобразования проводились в сложной внешней и внутренней обстановке, при обострении классовых противоречий в феодальной деревне, в условиях роста городов и роста в них буржуазных элементов, а также в условиях напряженной внешней борьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6
УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 Г. И ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 Г. 7
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 9
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА 11
СТАТУС РОССИЙСКОГО МОНАРХА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 13
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 16
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
2)
сформированная Табелью о
Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический;
3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;
4)
подготовка кадров для нового
государственного аппарата
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы.
Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления — приказов. Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала.
С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя).
Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1)
1699—1710 гг. Для этого этапа характерны
лишь частичные преобразования
в системе высших
2)
1710—1719 гг. Ликвидация прежних
3) 1719—1725 гг. происходит образование новых органов отраслевого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.
Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком».
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодобывающая и Промышленная).
В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций управления промышленностью были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.3
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург:
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды города. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.4
Во
главе губернии был поставлен
губернатор или генерал-губернатор
(Петербургская и Азовская губернии),
объединившие в своих руках
В ходе реформы (к 1715) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись комендант уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключись в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей — земских изб и земскш5урмистров. Были созданы новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и центрованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.
Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала издания специальных контрольных органов. В начале XVIII сложилось две контрольных системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанности входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).
Огромное значение имела петровская эпоха в истории самодержавия.
Наиболее важными актами, по которым можно судить об укреплении самодержавия при Петре I, являются акт 22 октября 1721 г., провозгласивший Петра I "императором", "Отцом Отечества" и "Великим", а также указ о престолонаследии 5 февраля 1722 г. и акт коронации Екатерины Алексеевны в 1724 г.
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского» и Россия становится империей.
Еще в ст. 20 Воинских артикулов (1715) положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять»5.
Произошедший разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о наследии престола, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола. Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля императора.
Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.
Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе орденской и наградной системы империи.
Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, — достаточно было его воли.
Было ещё несколько важных документов, служивших целям преобразования самодержавия. Одним из них, по общему мнению, являются "Духовный регламент" и "Правда воли монаршей", сочинителями которых явились псковский архиепископ Феофан Прокопович и, возможно, его ученые клирики. Эти знаменитые акты были важны для обоснования самодержавия в Новое время, ибо их авторы не ограничились традиционной теорией божественного происхождения верховной власти, но и дополнили ее новыми аргументами: теорией естественного права, общественного договора, географического фактора. Феофан обращался к здравому смыслу и вере читателей, убеждая их многочисленными примерами из трудов правоведов, философов, Священного писания, исторических хроник и сочинений по истории России, Рима, Древней Греции, азиатских стран в том, что форма правления, при которой они живут, наилучшая и совершеннейшей.
Одним
из самых ответственных моментов
в новом идеологическом обосновании
самодержавной формы правления
была выработка формулы