Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Преобразования Петра I были связаны с его стремлением преодолеть отсталость России. Преобразования проводились в сложной внешней и внутренней обстановке, при обострении классовых противоречий в феодальной деревне, в условиях роста городов и роста в них буржуазных элементов, а также в условиях напряженной внешней борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6
УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 Г. И ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 Г. 7
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 9
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА 11
СТАТУС РОССИЙСКОГО МОНАРХА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 13
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 16
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра1 .doc

— 144.50 Кб (Скачать)

       2) сформированная Табелью о рангах  новая система чинов и должностей  юридически оформила статус правящего  класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

       Принцип выслуги тем самым подчинял принцип  аристократический;

       3) Табель о рангах уравнивала  службу военную со службой  гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;

       4) подготовка кадров для нового  государственного аппарата стала  осуществляться в специальных  школах и академиях в России  и за рубежом. Степень квалификации  определялась не только чином,  но и образованием, специальной  подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

Преобразования государственного аппарата в первой четверти XVIII в.

 

       Бюрократизация  государственного аппарата проходила  на разных уровнях и в течение  длительного периода. Объективно она  совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.

       В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов (традиция, спонтанность) Боярской думы.

       Столь же сложный путь проделала система  центральных отраслевых органов  управления — приказов. Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала.

       С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в  решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя).

       Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

       1) 1699—1710 гг. Для этого этапа характерны  лишь частичные преобразования  в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

       2) 1710—1719 гг. Ликвидация прежних центральных  органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной  реформы;

       3) 1719—1725 гг. происходит образование новых органов отраслевого управления коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

       Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя.

       К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

       Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая осуществляла делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единогласно.

       Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность  генерал-ревизора, которого несколько  позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.

       Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями  Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

       В конце 1717 г. начала складываться система  коллегий: назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты  и порядок работы. Кроме руководителей  в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком».

       Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

       1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);

       9) Берг-Мануфактур-коллегия (Горнодобывающая  и Промышленная).

       В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую кроме функций управления промышленностью были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.3

       Деятельность  коллегий определял Генеральный  регламент (1720), объединивший большое  число норм и правил, детально расписывающих  порядок работы учреждения.

       Создание  системы коллегий завершило процесс  централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург:

Реформы местного управления и военная реформа

 

       В 1708 г. вводится новое территориальное  деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды города. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.4

       Во  главе губернии был поставлен  губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления.

       В ходе реформы (к 1715) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись комендант уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства

       Вторая  областная реформа была проведена  в 1719 г. Суть ее заключись в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

       В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов  городского самоуправления, созданных  в 1699 г. вместе с Ратушей — земских  изб и земскш5урмистров. Были созданы новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и центрованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

       Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала издания специальных контрольных органов. В начале XVIII сложилось две контрольных системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанности входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

 

Статус российского монарха в первой четверти XVIII в.

 

       Огромное  значение имела петровская эпоха  в истории самодержавия.

       Наиболее  важными актами, по которым можно  судить об укреплении самодержавия при  Петре I, являются акт 22 октября 1721 г., провозгласивший  Петра I "императором", "Отцом Отечества" и "Великим", а также указ о престолонаследии 5 февраля 1722 г. и акт коронации Екатерины Алексеевны в 1724 г.

       В октябре 1721 г. в связи с победой  в Северной войне Сенат и Святейший  Синод присваивают Петру I титул  «Отца Отечества, Императора Всероссийского» и Россия становится империей.

       Еще в ст. 20 Воинских артикулов (1715) положение  государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих  делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять»5.

       Произошедший  разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении  порядка престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается Указ о наследии престола, утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола. Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля императора.

       Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.

       Монарх  утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о  рангах), стоял во главе орденской  и наградной системы империи.

       Монарх  являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения  любых судебных органов. Его решения  отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право  утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой, — достаточно было его воли.

       Было  ещё несколько важных документов, служивших целям преобразования самодержавия. Одним из них, по общему мнению, являются "Духовный регламент" и "Правда воли монаршей", сочинителями которых явились псковский архиепископ Феофан Прокопович и, возможно, его ученые клирики. Эти знаменитые акты были важны для обоснования самодержавия в Новое время, ибо их авторы не ограничились традиционной теорией божественного происхождения верховной власти, но и дополнили ее новыми аргументами: теорией естественного права, общественного договора, географического фактора. Феофан обращался к здравому смыслу и вере читателей, убеждая их многочисленными примерами из трудов правоведов, философов, Священного писания, исторических хроник и сочинений по истории России, Рима, Древней Греции, азиатских стран в том, что форма правления, при которой они живут, наилучшая и совершеннейшей.

       Одним из самых ответственных моментов в новом идеологическом обосновании  самодержавной формы правления  была выработка формулы самодержавной  власти. Прокопович нашел определение  самодержавия в книге Гуго Гроция "О правде войны и мира", где, в частности, шла речь о верховной власти вообще. В современном переводе этот отрывок таков: "Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены чужой власти и ее усмотрению". В русском переводе времен Петра эта формула передана с тем же смыслом: "Высочайшая власть (величеством нарицаемая) есть, которой деяния ни чьей же власти не подлежат"6.

Информация о работе Реформы Петра 1