Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Преобразования Петра I были связаны с его стремлением преодолеть отсталость России. Преобразования проводились в сложной внешней и внутренней обстановке, при обострении классовых противоречий в феодальной деревне, в условиях роста городов и роста в них буржуазных элементов, а также в условиях напряженной внешней борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6
УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 Г. И ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 Г. 7
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 9
РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМА 11
СТАТУС РОССИЙСКОГО МОНАРХА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 13
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 16
ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра1 .doc

— 144.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

Введение

 

       Правление Петра I вошло в историю России как эпоха грандиозных преобразований. Они сопровождались резким расширением всевозможных контактов со странами Западной Европы, что характерно для проведения реформ в России и в иные исторические периоды.

       К концу XVII в. по сравнению с западноевропейскими  странами Россия была страной отсталой. Сельскохозяйственная техника застыла на трехполье. Россия почти не имела крупных мануфактур, и в промышленности господствовало домашнее и городское ремесло. Пытавшееся проводить активную внешнюю политику царское правительство при военных столкновениях с западноевропейскими державами часто терпело неудачи.

       Развитие  производительных сил России властно  ставило задачу выхода к Балтийскому  морю. Никто не мог себе представить  великой нации, оторванной от морского побережья. Россия не могла оставить в руках шведов устья Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции.

       Русское государство XVII в. представляло собой  централизованную, хотя и не вполне организованную, абсолютистскую феодальную монархию: в нем еще сохранились остатки феодальной децентрализации, имелось много центральных органов управления без точного определения ведомственных функций, местные органы центральной власти не могли с необходимой быстротой приводить в исполнение распоряжения центрального правительства.

       Русское государство отставало от Западной Европы в культурном отношении. Класс  феодалов в своей массе вместе с православным духовенством отворачивался  от западноевропейской культуры и враждебно  относился к тем немногим из своих  представителей, которые понимали необходимость усвоения западноевропейского просвещения.

       Преобразования  Петра I были связаны с его стремлением  преодолеть отсталость России. Преобразования проводились в сложной внешней  и внутренней обстановке, при обострении классовых противоречий в феодальной деревне, в условиях роста городов и роста в них буржуазных элементов, а также в условиях напряженной внешней борьбы.

       Война с турками и в особенности  поражение под Нарвой наглядно показали отсталость Русского государства, необходимость  создания огромной армии и флота, преобразований в экономике и государственном управлении.

Реформа сословного устройства русского общества

 

       Петр  видел отсталость сословного устройства ее государственных учреждений. В  ходе Северной войны ему стала  ясна необходимость внутренних преобразований.

       Петр  ставил себе целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было поставить дворянство на такую высоту, какой оно никогда  не достигало в Московской Руси.

       Нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Пётр, а эти цели совпадали с интересами дворянства как класса.

       Между тем дворянство в большинстве  своём было не подготовлено к пониманию и осуществлению тех целей, которые ставил перед ним Петр. Только столичное московское дворянство представляло собой исключение. Эти люди правили страной, имели соответствующие знания, опыт, считали "государеву службу" своим правом, своим призванием.

       Петр  добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим  почетным правом, призванием, умело  править страной и начальствовать над войсками. 1

       Чтобы сделать дворян пригодными для достижения тех целей, которые поставил перед  ними, чтобы вырастить из них государственных деятелей, военачальников, флотоводцев, Петру нужно было прежде всего распространить среди дворян образование.

       И вот Петр установил новую обязанность  дворян - учебную. С 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири, и геометрии". Обучались в специальных школах: "цифирных", "навигацких", артиллерийских, фортификационных и др.

       С пятнадцати лет дворянин должен был  идти служить. Две трети дворянской семьи шли на службу в армию  и флот и только одна треть оставалась в гражданских учреждениях.

       Прохождение несложного курса науки было обязательным для дворянина. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

       Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

       Этот  порядок был закреплен в особой "Табели о рангах" 1722 г., по которой  все должности в армии, во флоте  и в гражданских учреждениях  были разделены на 14 рангов, начиная от фендрика до генерал-фельдмаршала (в армии), от корабельного комиссара до генерал-адмирала (во флоте) и от коллежского регистратора и комиссара до канцлера (в гражданских учреждениях). Все чины можно было получить только за свои личные качества и за службу.

       Петр  уничтожил существовавшее до того времени  внутри господствующего класса деление  на окольничих, бояр, дворян и т.д., на наследственно владевшее землей боярство и на служилое дворянство. Все стали дворянами, "шляхетством". Изданным в 1714 г. указом о единонаследии было уничтожено различие между наследственными землями-вотчинами и поместьями, которые давались царем дворянам за службу. Все земли стали полной собственностью дворян, их "имениями", "недвижимой собственностью"2.

       Указ 1714 г. устанавливал, что отныне поместье может передаваться по наследству лишь одному сыну в семье. Указ преследовал троякую цель: предотвратить раздробление дворянских земель, дабы не "охудевали" знатные роды; предотвратить падение платежеспособности крестьянства, которое при дроблении имений, подвергалось большому угнетению и разорялось; заставить нести "государеву службу", торговать, заниматься промышленной деятельностью часть дворян, для которых отныне источником существования должно было стать "государево жалованье", доходы от промышленности и торговли.

       Петр  не доказывал, а принуждал к службе. Уклонявшихся от службы, так называемых "нетчиков", жестоко преследовали. В имения за "нетчиками" посылали особых людей - "посыльщков". Указ от 11 января 1722 г. подвергал "нетчика" "шельмованию" - гражданской казни, объявляя его вне закона. Каждому, кто укажет на скрывающегося "нетчика", будь это даже его крепостной, была обещана половина его имущества.

Государственные реформы первой четверти XVIII в.

 

       Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII — начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими).

       Если  стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки  «иноземного строя» были зародышем  профессиональной армии. Офицерский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

       Военная реформа была одним из важнейших  звеньев в цепи государственных  преобразований начала XVIII в. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра  I — Преображенский, Семецовский и Бутырский. С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию. В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

       В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Оставшаяся основным видом обложения «соха» пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.

       В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к  подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянства и духовенства) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные, холопы). С точки зрения фискалитета, разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

       Усиление  монархической власти неизбежно  столкнулось с политическими  интересами церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности  церкви и расширения ее юрисдикции. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений — на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие.

       Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями.

       В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721).

Указ  о единонаследии 1714 г. и Табель о рангах 1722 г.

 

       Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

       Правовой  статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. (полное название: «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»). Этот акт имел несколько последствий:

       1) юридическое слияние таких форм  земельной собственности, как  вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений;

       2) установление института майората (наследования недвижимости только  одним старшим сыном), не свойственного  русскому праву. Его целью было  сохранение от раздробления земельной  дворянской собственности. Реализация  нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);

       3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

       Логическим  продолжением Указа о единонаследии  стала Табель о рангах (1722). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

       1) бюрократическое начало в формировании  государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;

Информация о работе Реформы Петра 1