Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:39, курсовая работа
Мало найдется в отечественной истории периодов, которые привлекали бы к себе столь стойкий интерес самой широкой публики, как время Ивана Грозного. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел он и в историческую науку. В своих трудах Соловьев и Платонов расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Введение…………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Россия перед реформами…………………...………………………...6-16
§ 1. Краткая характеристика личности царя……………………………………6-8
§ 2. Боярское правление. Времена Елены Глинской...…………………….....8-12
§ 3. Приход к власти Ивана IV………………………………….………….....12-13
§ 4. Характер нового государства………………………………………….…14-16
Глава 2. Программа реформ 50-х гг..………………………………………...17-29
§ 1. Избранная Рада……………………………….…………….……..............17-19
§ 2. Судебник 1550 года……………………………………………………….19-21
§ 3. Приговор о местничестве………………………………………………...21-23
§ 4. Испомещение «тысячи»…………………………………………………..23-25
§ 5. Земельное законодательство……………………………………………..25-28
§ 6. Военная реформа……………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы………………………........31
Значение
данных о тысячниках, содержащихся
в писцовых книгах Московского уезда,
не исчерпывается тем, что они
дают возможность составить
Испомещение
тысячников представляло собой прежде
всего мероприятие огромного
масштаба в области земельных
отношений. В результате проведения
в жизнь приговора 3 октября
1550 года дворяне-помещики получили
в свои руки свыше 100 тысяч четвертей
земли (в одном поле) пахотной земли
с соответствующим количеством
угодий: лугов и лесов.
§ 5. Земельное законодательство
Одним из важнейших актов
Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания приговора 11 мая 1551 года. Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора заключалось не в них.
Характеристика методов и путей увеличения монастырями своих земельных владений, применявшихся монастырями в годы боярского правления, также дается в приговоре 11 мая 1551 года с вполне определенной целью - полной ликвидации результатов монастырской экспансии: в отношении всех земель, приобретенных монастырями в годы боярского правления, предписывалось “сыскати, чьи земли были изстари, за тем же земли и учитини”35.
Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монастырского землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд мероприятий, сводящих на нет все те успехи, которые сделало монастырское землевладение за годы господства княжеско-боярской реакции.
Наряду
с монастырским землевладением другой
категорией земель, о которых идет
речь в приговоре 11 мая 1551
года, является княжеское землевладение.
В вопросе о княжеских вотчинах
и вотчинах Твери и других городов,
как и в вопросе о монастырском
землевладении, приговор 11 мая 1551
года восстанавливал нарушенную после
Василия III “старину” и означал
возвращение к той политике по
отношению к княжескому землевладению,
которая проводилась до времени
господства княжеско-боярских группировок
30-40 годов XVI века. Сформулированная в
приговоре 11 мая 1551 года эта политика
характеризуется одной
Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчинах явился закон 15 января 1562 года. По сравнению с приговором 11 мая 1551 года, закон 15 января 1562 года, во-первых, охватывал более широкий круг княжеских родов, во-вторых, еще больше стеснял права распоряжения княжескими вотчинами со стороны их владельцев. Закон 15 января не только запрещал мобилизацию земель для основного ядра княжеских вотчин, но и устанавливал возможность ликвидации княжеских вотчин путем поимания их “на государя” в случае отсутствия у владельца вотчины сыновей, которые только и могли наследовать княжеские вотчины. Второй момент, на который необходимо обратить внимание при анализе закона 15 января 1562 года, - это та его часть, которая предусматривает обратное действие закона. Соответствующее место гласит следующее: “А которые люди будут иногородцы у тех князей после государя и великого князя Василья Ивановича всея Русии, до сего государева приговора лет за двадцать и за пятнадцать вотчины покупили или в приданыя поимали: и те вотчины поимати у тех людей на государя безденежно; а которые люди вотчины покупили или в приданыя поимали до сего гоударева приговору лет за пять и за шесть и больше, а меньше десяти лет: и тех государь выписывая вотчины, велел себя докладывать: велит ли кому и что давати денег или не велит”36.
Таким образом, развивая постановление приговора 11 мая 1551 года о княжеском землевладении, закон 15 января 1562 года продолжает и ту линию приговора 1551 года, которая состояла в борьбе за ликвидацию мероприятий в области земельного вопроса, осуществлявшихся княжеско-боярскими группировками в период боярского правления. Законы о княжеском землевладении, будучи ярким выражением земельной политики правительства Ивана IV, определили принципиальную линию этой политики, выражавшуюся в стремлении к ликвидации княжеского землевладения. И хотя окончательная реализация этой политики относится уже ко времени опричнины, тем показательнее то, что начало и общая формулировка политики правительства Ивана IV в отношении княжеских вотчин падает именно на период реформ 50-ых годов.
Завершением земельного законодательства 50-ых годов является “Уложение о службе” 1555 года. Будучи издано одновременно с приговором об отмене кормлений, точнее говоря, являясь составной частью единого “Приговора царского о кормлениях и о службе”, как этот законодательный акт назван в Никоновской летописи, “Уложение о службе” по своему содержанию и значению выходит за рамки земельного законодательства, представляя собой в такой же степени земельный закон, как и закон об армии.
“Уложение о службе” 1555 года завершает не только выработку правовых основ поместного землевладения, но вместе с тем является и завершением процесса перестройки армии Русского государства - процесса, начало которого падает еще на вторую половину XV века и который заключался в создании армии нового типа на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности. К середине XVI века эта армия окончательно определяется как “дворянское войско”, армия, центральной фигурой которой является служилый человек - помещик, отражая своим классовым обликом и социальную природу Русского государства как крепостнического государства, и тот факт, что именно помещики, дворянство составляли главную политическую силу в этом государстве.
Таким образом, характер земельной политики 50-ых годов, выясняемый вполне точно на основании законодательства и политической практики этого времени, заставляет определить ее как политику защиты дворянско-помещичьих интересов и вместе с тем как политику, направленную против земельных интересов боярства.
§ 6. Военная реформа
"Уложение
о службе" 1556 года завершает
не только выработку правовых
основ поместного
Таким
образом, принятие Уложения о службе
способствовало повышению боеспособности
русских войск, что было немаловажно
для проведения Иваном IV активной внешней
политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века. Они касались многих сторон тогдашней жизни и вносили в жизнь много добра; поэтому они и пользуются большой славой. Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность.
Главной особенностью преобразований периода правления Избранной Рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный продворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости данных изменений в процессе самих реформ и четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели.
В результате реформ Россия получила новый свод законов – Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Последующие войны показали, что государство обладает огромной военной мощью, опасной для всех ее соседей. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они бы привели к большим результатам. Но враждебность боярства приводит к опричнине.
Однако
правительство Ивана Грозного не
могло вполне успешно вести