Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:39, курсовая работа
Мало найдется в отечественной истории периодов, которые привлекали бы к себе столь стойкий интерес самой широкой публики, как время Ивана Грозного. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел он и в историческую науку. В своих трудах Соловьев и Платонов расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Введение…………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Россия перед реформами…………………...………………………...6-16
§ 1. Краткая характеристика личности царя……………………………………6-8
§ 2. Боярское правление. Времена Елены Глинской...…………………….....8-12
§ 3. Приход к власти Ивана IV………………………………….………….....12-13
§ 4. Характер нового государства………………………………………….…14-16
Глава 2. Программа реформ 50-х гг..………………………………………...17-29
§ 1. Избранная Рада……………………………….…………….……..............17-19
§ 2. Судебник 1550 года……………………………………………………….19-21
§ 3. Приговор о местничестве………………………………………………...21-23
§ 4. Испомещение «тысячи»…………………………………………………..23-25
§ 5. Земельное законодательство……………………………………………..25-28
§ 6. Военная реформа……………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников и литературы………………………........31
Мнения ученых расходятся по вопросу о целях данного кружка и о людях, в него входивших. Платонов утверждает, что это была компания бояр, объединившихся с целью овладеть московской политикой и править ею по-своему, то есть «Избранная Рада» выражала интересы входивших в нее людей. «..Частный кружок, созданный временщиками для их целей, и поставленный ими около царя не в виде учреждения, а как собрание «доброхотающих» друзей»28.
Другая группа ученых, в частности Зимин, считает, что данная группа бояр выражала интересы дворянства и дальновидных кругов боярства. «Избранная Рада… явилась проводником дворянских интересов»29.
Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. Возникла «Избранная Рада» не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало.
Исходя из этого, я считаю, что «Избранная Рада» носила продворянский характер. Выражать собственные интересы это объединение не могло, так как изменения, проведенные в государстве в 1550 годы слишком значительны, чтобы быть побочным продуктом деятельности, направленной на собственное процветание. Следовательно, как я думаю, вторая группа историков более верна в своих суждениях.
«Избранная Рада» разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова.
Исходным
моментом в проведении реформ явилась
речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании
Боярской Думы совместно с «освещенном
собором» (т.е. высшими представителями
церкви, которые представляли основные
направления государственной политики:
давалась резко отрицательная оценка
боярского правления, рассматривался
вопрос о боярских детях и их интересах,
которые страдали от «сил», «обид», «продаж»
бояр при решении дел о землях и холопах
и других «многих дел», а бояре же рассматривались
источником «сил», «обид» и «продаж». Следовательно,
реформы 50-х годов носили продворянскую
окраску. «Исходным пунктом преобразований
явилась критика боярских злоупотреблений»30.
В результате речь Ивана IV дала толчок
к проведению широкой программы правительственных
преобразований.
§ 2. Судебник 1550 года
В
1550 г. Иваном IV и его правительством
был составлен новый
Издание Судебника было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:
1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
2
Приговор царя, формулирующий норму,
которая должна составить
Само
же составление закона и окончательная
редакция текста производится в приказах,
точнее, казначеями, по приказу царя
выполняющими эту работу.
Наконец, на основе новых законов составляются
дополнительные статьи
Судебника, которые и приписываются к
его основному тексту. Основанием для
установления нескольких разновидностей
законов служит то, что различные законы
по-разному проходят намеченные выше стадии
законодательного процесса. Основные
различия падают на вторую стадию. Если
доклад является общим для всех разновидностей
законов, то вторая стадия законодательного
процесса - "приговор" - осуществляется
для различных законов по-разному:
1. Приговором одного царя.
2. Приговором царя с боярами.
3. Устным приказом царя ("государевым словом").
Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или не привлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.
Традиция
предписывала участие бояр в обсуждении
новых законов и для
Дает ли участие бояр в законодательном
процессе основание говорить о дуализме
законодательных органов Русского государства?
Можно ли рассматривать царя и Боярскую
думу как два фактора законодательства,
как две самостоятельные политические
силы? Ответ на это может быть только отрицательным.
Боярская дума во второй половине XVI века
представляла собой одно из звеньев в
государственном аппарате Русского централизованного
государства, и хотя аристократический
состав думы давал ей возможность занимать
позицию защиты княжеско-боярских интересов,
но как учреждение дума являлась царской
думой, собранием советников царя, к выяснению
мнений которых по тем или иным вопросам
обращался царь, когда он считал это нужным.
Поэтому видеть в обсуждении закона в
Боярской думе нечто похоже на обсуждение
закона в парламенте - значит совершенно
произвольно переносить на Боярскую думу
Русского самодержавного государства
черты законодательного учреждения конституционного
государства. Поэтому нельзя видеть в
обсуждении законов в Боярской думе ограничения
царской власти.
Рассмотрение вопроса о законодательстве дает возможность сделать еще один вывод большой важности об огромной роли приказов в законодательстве.
Сосредоточивая
свое внимание на вопросе о Боярской
думе и ее роли, дворянско-буржуазная
историография недооценила роль
приказов. Между тем именно приказы,
в частности казначеи, фактически
держали в своих руках
В
этой роли приказного аппарата в законодательстве
нашло свое яркое выражение развитие
и укрепление централизованного
Русского государства.
§ 3. Приговор о местничестве
Местничество
являлось одним из тех институтов
феодального государства, которые
обеспечивали монопольное право
на руководящую роль в важнейших
органах государства
Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако, феодальная знать, в свою очередь упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.
Особую
остроту местничество и местнические
счеты приобрели в военной
области. Основным недостатком в
организации русской армии того
времени было то, что управление
армией было построено на местнических
началах. Это лишало командование армии
возможности оперативного руководства
войсками и, напротив, позволяло княжатам
и боярам, недовольным политикой
правительства, саботировать путем
местнических счетов и распрей распоряжения
верховного командования. Местнические
счеты лишали правительство возможности
руководствоваться при
В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. Целью издания приговора "О местах" было создать условия, позволяющие не допустить "порухи" "воинскому делу" во время похода, проистекавшие от местничества в "посылках" и в "разряде"31.
Приговор о местничестве года состоит из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях - невоеводах.
По
своему содержанию приговор формально
представляет собой акт, определяющий
местнические соотношения между
отдельными воеводскими должностями.
В рамках признания правомерности
местничества находится и другая
группа норм, формулируемых приговором:
о порядке регулирования тех
случаев, когда служебные отношения
между теми или иными служилыми
людьми не соответствуют местническим
счетам между ними. Однако существо
приговора
1549 г. заключалось не в простой регламентации
местнических счетов в полках, а в борьбе
против местничества.
Таким образом, как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках "без мест" и в запрете "местничаться" во время похода.
Будучи
одной из наиболее ранних по времени
политических реформ 40-50 годов, приговор
о местничестве отразил в себе
общий характер политики правительства
и продемонстрировал формы и
пути реализации этой политики.
§ 4. Испомещение «тысячи»
Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов, помимо всех остальных, являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой “1000” детей боярских вокруг Москвы.
Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских - лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70” - “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях, и в тетеревинчих, и в оброчных деревнях”32. Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200, 150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита “1000”) относится данный сын боярский. При этом делалась оговорка: “А за которыми бояры или за детьми боярскими вотчины в Московском уезде или в-ыном городе, которые блиско Москвы верст за 50 или за 60, и тем поместья не давати”33. Приговор далее устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного”.
В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи”, так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде. Тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года. Рассмотрение этого приговора приходится начинать с выяснения вопроса о том, был ли реализован приговор об испомещении “тысячи” детей боярских или же он представлял собой лишь неосуществившийся проект.
Если
принять, что в писцовых книгах до
нас дошли данные о 20% общего
числа тысячников, получивших
поместья в Московском уезде,
число их составляло бы около 350 человек.
Если учесть, что по приговору
от 3 октября 1550 года поместья
тысячникам должны были быть даны,
помимо Московского уезда, также
в Дмитровском, Рузском, Звенигородском,
Верейском и в Коломенском
уезде, то можно прийти к выводу,
что цифра тысячников, содержащаяся
в московских писцовых книгах, может
служить веским аргументом в пользу
того, что приговор от 3 октября 1550
года вовсе не является неосуществленным
проектом реформы, а представляет собой
законодательное выражение